Где мы настоящие — в соцсетях или в жизни? Ни там ни там…
Андрей Подшибякин объясняет, почему социальный перфекционизм отнимает наши личности и как вернуть себе право быть собой.
Вспомните, когда вы в последний раз выкладывали необработанное фото в инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — и делали ли это когда-нибудь вообще. Мы поворачиваемся к камере наиболее выгодным ракурсом, делаем интересное выражение лица, накладываем максимально эффектный фильтр и придумываем глубокомысленную подпись — цитату классика или в крайнем случае что-нибудь с многоточием: «Как-то так…» Мы делаем это инстинктивно и настолько давно, что уже удивляемся своему отражению в зеркале — оттуда смотрит какой-то малознакомый и не очень красивый человек. Скорее бы изобрели зеркала с фильтрами!.. Хотя стоп: их несколько лет назад запатентовала компания ModiFace.
Ситуация инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) распространяется не только на соцсети: в социологии есть известный феномен «эффект фокус-групп» — это когда респонденты, отвечая на вопросы, стараются подавать себя в максимально выгодном свете вместо того, чтобы говорить правду. Смысл фокус-группы, таким образом, начинает теряться — особенно с учетом того, что нам больше не нужно даже слышать вопросы, чтобы давать на них максимально лестные для себя ответы. В американском маркетинге по этому поводу есть внутренний мем: «мексиканская фокус-группа». Ее участники смотрят на тестируемый товар, берутся за сердце и говорят: «Это лучшее, что мы когда-либо видели в жизни. Это самый лучший товар в мире! Можно мы пойдем?» Они не просто не хотят обижать приглашающую сторону (хотя и это тоже) — нет, в этот момент они сами верят в то, что говорят.
В какой-то момент все мы превратились в мексиканскую фокус-группу: фильтры стали накладываться не только на фотографии, но и на всю остальную реальность. Мы говорим то, что от нас хотят услышать, а не то, что на самом деле думаем, — точнее, даже не так: мы говорим то, что, как нам кажется, от нас хотят услышать. Мы ведем образ жизни, спущенный нам по разнарядке инфлюенсерами — и неважно, ведут эти инфлюенсеры канал в тиктоке, поют в телевизоре или вообще сидят в кабинете с портретом. Эти инфлюенсеры черпают свои представления о прекрасном у вышестоящих инфлюенсеров, те — у других, рангом еще повыше; вся эта структура бесконечно ветвится и замыкается сама на себя. Бойко и ежегодно об этом эффекте пишет Виктор Пелевин, скучно и один раз, на века — Жан Бодрийяр. Вся эта альтернативная реальность окутывает нас такими многочисленными и плотными слоями, что наше настоящее «я» растворяется в образе, бесконечно отдаваемом наружу.