«Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви»: история самой известной работы Дмитрия Врубеля
14 августа в Берлине умер художник Дмитрий Врубель — автор одного из самых известных граффити, изображенных на Берлинской стене, «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви» (или «Братский поцелуй»). «Сноб» вспоминает историю работы, ставшей символом воссоединения Германии

Фотографию целующихся генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева и руководителя ГДР Эриха Хонеккера, сделанную французским фотографом Режи Боссю, Дмитрию Врубелю показала знакомая из Парижа. «Это была отвратительная, омерзительная вещь, меня сначала чуть не вырвало, — вспоминал художник, — но все-таки я, как это обычно бывает, хотел зафиксировать в искусстве то, что невозможно там зафиксировать, и эта работа как-то сама по себе начала жить в моей голове». Первые эскизы будущего граффити увидел поэт и художник Дмитрий Пригов, именно он сказал: «А хорошо бы эту работу на Берлинскую стену». Врубель тогда посмеялся и забыл об этом смелом, но, как ему тогда показалось, не совсем реалистичном проекте.
В начале 1990 года в квартирную галерею Врубеля (в 1986–1996 годах художник организовал в своей квартире галерею «Кварт-Арт») пришел галерист Александр Бродовский, приехавший из Берлина, чтобы найти художников для первой выставки советского авангарда в ГДР. Он пригласил Врубеля в Берлин и предложил нарисовать работу на Берлинской стене. Тогда знакомые художника называли предложение Бродовского «идиотизмом» (зачем писать на заборе, который, как многие тогда думали, через пару месяцев снесут), советовали ехать в Западный Берлин и начинать сотрудничать с галереями. Несмотря на уговоры и сомнения,