Георгий Эфрон: между двух огней. О романе Сергея Белякова «Парижские мальчики в сталинской Москве»

Все, что связано с именем Марины Цветаевой, всегда вызывает бурную читательскую реакцию и немедленный отклик у критиков. В этом смысле не стал исключением и новый документальный роман Сергея Белякова «Парижские мальчики в сталинской Москве», посвященный сыну Цветаевой Георгию Эфрону, больше известному под домашним именем Мур. Книга, вышедшая в «Редакции Елены Шубиной», сразу попала в списки бестселлеров. О ней и о судьбе главного героя размышляет Сергей Николаевич.
Марина Цветаева вспоминала, что, когда Мур родился, рядом с кроватью синим пламенем вспыхнула спиртовка. Можно сказать, первое, что увидел ее сын, было пламя. И последнее, что ему довелось увидеть, тоже было пламя. В огне брода нет.
…Только закончил читать книгу «Парижские мальчики в сталинской Москве» Сергея Белякова. Поначалу немного увяз во всех этих тортах, пломбирах, крабах и прочих деликатесах конца 1930-х годов, которые с таким сладострастием описывает автор.
Сталинская Москва у Белякова — это бесконечный пир, где блюда приготовлены по рецептам главного бестселлера эпохи «Книга о вкусной и здоровой пище».

В детстве я любил листать этот тяжеленный том в темно-вишневом дерматиновом переплете. Правда, половина продуктов к тому времени уже была недоступна простым смертным, тем не менее мама и бабушка время от времени что-то сочиняли по ее мотивам.
Но в конце тридцатых годов — самый расцвет, самый пик сталинского изобилия, разгар предвоенного пира, на который по чистой случайности были допущены два мальчика-эмигранта, два юных парижанина со смутным прошлым и еще более туманным будущим: Георгий Эфрон (Мур) и Дмитрий Сеземан (Митя). В чем-то их судьбы похожи. Оба родились и выросли за границей. Оба по вкусам и пристрастиям ощущали себя скорее французами. У обоих родители были завербованы НКВД. У одного недавно арестовали мать, брата и отчима. У другого — отца и сестру. Но почему-то это обстоятельство как будто их не очень заботит. Во всяком случае, они не склонны зацикливаться на своих печалях.


Зато их волнует роскошная блондинка, опереточная дива Милица Корьюс из «Большого вальса», волнует предстоящий матч «Динамо» и «Спартака», волнует, хватит ли карманных денег на ликер шартрез и кофе в ресторане «Националь» или «Метрополь». Жилось в предвоенной Москве им в общем неплохо. И они даже могли себе кое-что позволить: билеты в Большой, пирожные в кондитерской в Столешниковом переулке, походы на ВДНХ и ЦПКИО им. Горького.
Марина Цветаева работала с утра до ночи, без устали переводя по подстрочникам стихи разных акынов. И все это, чтобы обеспечить сыну его столичную привольную жизнь. А еще чтобы хватало денег на передачи для мужа Сергея Яковлевича Эфрона и дочери Али, Ариадны. В приемную НКВД по адресу: Кузнецкий мост, 22, ходила с сумками как на работу. Кстати, там и сейчас располагается приемная ФСБ.