Мутное дело. Насколько чистая вода в Москве
Ученые Йоркского университета выяснили, что реки по всему миру сильно загрязнены лекарствами и прочими продуктами фармацевтики. В некоторых регионах их концентрация в воде настолько высока, что «представляет глобальную угрозу для природы и здоровья человека». Следы каких препаратов содержатся в исследованных пробах и как сильно загрязнена Москва-река — в материале «Сноба».
«Лечебная» вода
Ученые Йоркского университета провели масштабное исследование и измерили концентрацию 61 медицинского препарата в 258 реках по всему миру — в 104 странах, чтобы установить степень их загрязненности лекарствами. Для исследования выбрали вещества, которые широко используются как в медицине, так и в повседневной жизни (никотин, кофеин), а также представляют потенциальную угрозу для окружающей среды.
Первыми (то есть самыми загрязненными) в рейтинге оказались водоемы, находящиеся в странах с низким уровнем доходов — Южных Африки, Азии и Америки — Пакистане, Боливии и Эфиопии. Ученые сделали вывод, что в этих государствах у населения достаточно денег, чтобы покупать лекарства, но общее экономическое развитие не позволяет местным властям внедрять современные очистные системы, способные отфильтровывать медицинские препараты из водопроводной воды.
Самыми чистыми ученые признали водопад Скогафосс на реке Скоугау в Исландии и пробу из деревни в Венесуэле, где живут индейцы, которые не пользуются продуктами современной медицины. Исследователи проверили водоемы и в московской агломерации (в том числе Москву-реку). По уровню загрязненности воды российская столица оказалась в середине рейтинга — между японским городом Магомэ и швейцарским Базелем.
Чаще всего в воде находили следы «Карбамазепина» (противосудорожное средство), «Метформина» (лекарства для диабетиков) и кофеина. В каждом четвертом водоеме ученые обнаружили опасно высокое содержание антибиотиков и «во множестве локаций» — повышенное содержание как минимум одного препарата из списка, например антибиотика «Сульфаметоксазол», антидепрессантов «Амитриптилин» и «Циталопрам» и антигистаминных «Фексофенадин», «Кетотифен» и «Лоратадин».
По подсчетам ученых, из результатов работы следует, что такой уровень содержания лекарств в воде несет опасность для флоры и фауны мировых рек. Одной из главных таких угроз природе они назвали феминизацию рыб, то есть потерю самцами репродуктивных функций.
Вторая опасность, которую выделили ученые, — появление резистентных к антибиотикам бактерий, то есть развитие у вредоносных микроорганизмов устойчивости к лечению фармацевтическими препаратами.
В комментарии «Снобу» Юлия Килина, руководитель испытательной лаборатории экологической компании «Экостандарт», отмечает, что предсказать влияние высокого содержания фармпрепаратов в воде очень сложно, но оно точно сильное и отрицательное. «Это как принимать из аптечки случайные лекарства, у каждого из которых свои показания и побочные действия. Высокое содержание лекарственной химии в воде вполне может приводить к заболеваниям, в том числе тяжелым, так как некоторые компоненты препаратов могут накапливаться и не выводиться из организма. Для флоры и фауны это чревато еще более тяжелыми последствиями — миграцией и изменениями пищевых цепочек, а значит, вымиранием определенных видов», — отметила Килина в разговоре со «Снобом».