Почему Пражская весна окончилась суровой зимой?

GALA БиографияИстория

Поцелуй на морозе

50 лет назад чехословацкие коммунисты предприняли попытку придать социализму «человеческое выражение лица». Реформу раздавили советские танки. Почему Пражская весна окончилась суровой зимой?

Текст: Андрей Шарый

Встреча Леонида Брежнева и первого секретаря КПЧ Александра Дубчека в Пражском аэропорту Рузине. Советский лидер приехал в ЧССР отмечать двадцатилетие со времени прихода к власти коммунистов. Февраль 1968 года.

В пражском театре «На забрадли», что на крохотной Анненской площади неподалеку от реки, 11 апреля 1968 года дают премьеру комедии молодого драматурга Вацлава Гавела «Трудно сосредоточиться». Главный герой этой постановки, ответственный научный работник Эдуард Гумл, в личной жизни разрывается между женой Властой и любовницей Ренатой, которым лжет одними и теми же словами, при этом еще и успевает волочиться за своей секретаршей Бланкой. По долгу службы пан Гумл принимает вполне бессмысленное участие в испытаниях агрегата под названием «Пузук» – гудящего ящика с заводной ручкой и разноцветными лампами.

«Трудно сосредоточиться» – третья по счету абсурдистская драма, написанная завлитом театра «На забрадли» и пассионарным гражданским активистом Гавелом. И вся она, от первой до последней буквы, столь же далека от канонов социалистического реализма, сколь разительно поведение научного работника Гумла расходится с нормами коммунистической морали.

Вацлав Гавел окончил Чешский технический университет в Праге, работал лаборантом в химической лаборатории, отслужил в армии. В театр «На забрадли» он поначалу устроился техником. Первый спектакль по его пьесе «Праздник в саду» поставили в 1963 году.

Днем ранее, 10 апреля, партийная газета «Руде право» обнародовала утвержденную ЦК компартии Чехословакии «Программу действий». В ней обещаны демократизация общественной жизни, политическая реформа, свобода слова и ориентация народного хозяйства на потребительский рынок. Ота Шик – вдохновитель экономической концепции программы, вице-премьер правительства ЧССР. Он говорит прямо:

«Нас ожидают пот и слезы». Но имеет в виду, что необходимо засучить рукава и работать не покладая рук. Никто не думает, что Чехословакия через несколько месяцев будет плакать по вине советских братьев. Идейное содержание в «Программу действий» вкладывает руководитель исследовательской группы Института государства и права Зденек Млынарж, однокурсник по МГУ и друг юности Михаила Горбачева. Шик, Млынарж, их главный босс Александр Дубчек и другие партийные реформаторы искренне верят в возможность успешного демонтажа сталинской системы. Они убеждены, что «социализм с человеческим лицом» может существовать в реальности, а не только в статьях журнала «Партийная мысль» или в утробе агрегата «Пузук».

Партийные бонзы, конечно, не жаловали театр «На забрадли», зрителями абсурдистских постановок были рафинированные интеллектуалы, любители блюза и джаза, длинноволосые хиппи, до хрипоты и до утра спорившие о свободной любви и текстах Джека Керуака. Но Пражская весна 1968-го парадоксальным образом сблизила и изменила всех.

У этой затянувшейся весны четкие временные рамки, не совпадающие с астрономическим календарем. Оттепель наступила под вечер 5 января 1968 года. Влтаву у речного острова Штванице, напротив коммунистической штаб-квартиры, сковывал лед. Уже стемнело, и за окнами зала партийных заседаний крепчал мороз.

В этот день Александра Дубчека избрали первым секретарем ЦК КПЧ.

А закончилась Пражская весна сухой и душной ночью с 20 на 21 августа 1968-го. В эту ночь Чехословакию оккупировали войска пяти стран Организации Варшавского договора: полмиллиона солдат, 6300 танков, 800 самолетов. Командиры чехословацкой армии сочли любое сопротивление бессмысленным.

Александр Дубчек, сын плотника из Словакии, провел детство в советской Средней Азии и Поволжье, а затем участвовал в подпольной антифашистской борьбе. На вершину власти он шел верным, но медленным путем, добирая высшее образование в партийных школах Праги и Москвы. Прекрасно говорящего по-русски Дубчека с его либеральной репутацией на место Антонина Новотного, консерватора сталинского призыва, посадили не ангелы небесные, а товарищи по борьбе за победу коммунизма. Дубчек при этом многим членам ЦК казался компромиссным кандидатом: для одних – слишком пресный, для других – переперченный. Кремлю он поначалу понравился. Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев даже называл Дубчека «нашим Сашей».

Его избрали с перевесом всего в один голос. Но тогда для реформаторов важнейшим, решающим оказался голос улицы. Трудящиеся Чехословакии, прежде всего жители крупных городов, хотели быстрого движения к гражданским свободам, заполненных магазинных полок, горячих дискуссий на актуальные темы в интересных газетах, поездок за границу, американских, британских, французских кинофильмов, выставок, музыки.

О том, что такая жизнь бывает, многие чехи и словаки помнили со времени межвоенной Первой республики, а тем, кто не жил в ту золотую эпоху, о ней рассказывали родители. Но главное вот в чем: чехословацкое социалистическое общество мечтало избавиться от казарменного единообразия, казенного патриотизма, всесильной тайной полиции – в общем, от угрюмого существования без смысла, удовольствия и цели.

Большинство связывало надежды на перемены к лучшему с левой идеей. Во-первых, такова была довоенная чешская традиция. Во-вторых, после двух десятилетий сталинистской диктатуры, вдруг ослабившей свою бульдожью хватку, казалась нереальной любая другая власть, кроме той, что назвала себя рабочей.

Казалось, развитие событий подтверждает успех курса реформ Пражской весны. Получив высокое назначение, Александр Дубчек вернулся в Братиславу и сразу отправился на ледовый стадион, демонстрируя близость к народу. «Дела могут подождать», – иронизировали скептики, но любителей хоккея в хоккейной стране 46-летний Дубчек, не самый яркий в мире оратор и не самый харизматичный на свете политик, обнадеживал.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Без обещаний мы связали нашу жизнь…» «Без обещаний мы связали нашу жизнь…»

О романе Мирры Лохвицкой и Константина Бальмонта

GALA Биография
Что такое русский модерн? Что такое русский модерн?

Как русский модерн преломляется и выглядит в современных интерьерах наших дней?

Правила жизни
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию 3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию

Ключевые признаки, которые указывают на то, что у пациента развивается деменция

Psychologies
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
Кубок «Америки»: мифы, времена и люди Кубок «Америки»: мифы, времена и люди

Как и благодаря кому Кубок «Америки» обрел свой уникальный статус?

Y Magazine
Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group

Гасан Мустафаев об экспансии за рубеж и качествах необходимых предпринимателю

РБК
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится

В чем секрет успеха игры, у которой нет главного – конечной цели?

Цифровой океан
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было

Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем

ТехИнсайдер
У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок! У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок!

Глава из нового романа Майка Омера, от которого волосы встают дыбом

Maxim
Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи» Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи»

Я попала в счастливую обойму любимых рязановских актеров

Коллекция. Караван историй
Авокадо Авокадо

Все о загадочном авокадо: калорийность, состав, польза

Здоровье
Смена образа Смена образа

TLC-диета — один из самых простых и гуманных способов похудеть

Лиза
Путь Лиланда Стэнфорда от «барона-разбойника» к символу креативной экономики Путь Лиланда Стэнфорда от «барона-разбойника» к символу креативной экономики

Как лихой «барон» потратил свой капитал на создание культурного наследия

Forbes
Спаржевый стартап Спаржевый стартап

Олег Жолобенко выращивает деликатесную агрокультуру в Черноземье

Агроинвестор
«Цербер»: детектив о жестоких убийствах, которые начались в Петербурге в 1826 году «Цербер»: детектив о жестоких убийствах, которые начались в Петербурге в 1826 году

Глава из романа «Цербер» — о серии жестоких убийств, которые происходили в 1826

Forbes
Самые известные пираты в истории Самые известные пираты в истории

Пираты, лихой судьбе которых позавидует сам капитан Джек Воробей!

Maxim
Связывая микромир с громадной Вселенной Связывая микромир с громадной Вселенной

Дмитрий Горбунов о поиске других моделей эволюции Вселенной

Знание – сила
Френч, Мишальон, Ободников: 5 бестселлеров от непрофессиональных писателей Френч, Мишальон, Ободников: 5 бестселлеров от непрофессиональных писателей

Юрист, журналист, театральная актриса и графиня, которые создали отличные романы

СНОБ
Во имя отца, сына и святого лука: все о непростых отношениях моды и христианства Во имя отца, сына и святого лука: все о непростых отношениях моды и христианства

Вспоминаем самые яркие союзы моды и церкви, заключенные на небесах

Правила жизни
Кофе или матча? Ваш выбор по утрам многое о вас говорит Кофе или матча? Ваш выбор по утрам многое о вас говорит

Как оказалось, ваша привычка пить кофе или чай утром может многое рассказать вас

ТехИнсайдер
Синдром Дон Жуана: какая детская травма скрыта за образом мачо Синдром Дон Жуана: какая детская травма скрыта за образом мачо

Что такое синдром Дон Жуана, как с ним живут мужчины?

Psychologies
Орангутан полечил свою рану листьями лианы Орангутан полечил свою рану листьями лианы

Биологи заметили, как орангутан обрабатывает свою рану с помощью растения

N+1
Открыть в приложении