Гаджеты для Пентагона: зачем военные уходят в виртуальную реальность
Армия оказалась ключевым потребителем устройств виртуальной и дополненной реальности в 2018 году. Зачем солдатам вымышленные миры?
В конце этого года Microsoft подписала самый большой в истории коммерческий контракт с армией США на поставку шлемов дополненной реальности HoloLens. Речь идет о поставке 100 000 гарнитур, а также о разработке специализированного ПО под нужды военных. Сумма сделки составляет $480 млн, что является беспрецедентным случаем в индустрии и превышает все известные до сегодняшнего дня коммерческие проекты.
Возвращение к истокам
Хотя устройства дополненной и виртуальной реальности (AR и VR) могут показаться игрушками, но их появление во многом обязано инвестициям от военно-промышленного комплекса. Армия стояла у истоков появления многих современных технологий, включая компьютерное зрение, дроны, шлемы виртуальной и смешанной реальности и многое другое. Частный бизнес долгие годы просто не мог сравниться по инвестициям в исследования и разработку с военными разных стран.
Самым простым и понятным примером будет история создания первых механических авиасимуляторов, активно развивающихся со времен Второй мировой войны, и которые можно считать прародителями современных систем виртуальной реальности. Обучение пилотов ВВС на реальном оборудовании — крайне дорогостоящая задача при стоимости самолета, исчисляемой миллионами долларов, и практически стопроцентной смертности в случае ошибки пилотирования.
Известный пример применения смешанной реальности и компьютерного зрения в военной технике — голографический интерфейс захвата цели и наведения ракет, используемый сегодня во всех современных боевых истребителях. Такая система состоит из нескольких компонентов — нашлемной системы индикации и многофункционального (Head-Up или HUD) дисплея, на который выводится вся информация о цели. Еще один пример — обучение практической стрельбе или тактике штурма укрепленных объектов, изображаемых с помощью видеосредств. Компактность и автономность современных устройств смешанной реальности оставляет желать лучшего, а большая часть проектов засекречена, именно поэтому самые красивые сценарии применения технологии, не всегда реалистичные, мы видим скорее в голливудских фильмах (AR-линза в Mission Impossible).