Как устроена компания WeWork — коворкинг, который оценивается в $20 млрд
Добро пожаловать в WeWork, нервный центр новой «новой экономики» — коворкинговое пространство, сдающее в аренду рабочие места будущим Маркам Цукербергам и Стивам Джобсам. За восемь лет работы WeWork открыл офисы в 19 странах по всему миру и достиг оценочной стоимости в $20 миллиардов. Вместо традиционной корпоративной лестницы здесь — арендованные рабочие столы, вместо соцпакета — бесплатный WiFi и отличный кофе, вместо пенсионных накоплений — IPO. Зато вы отправитесь в свободное плавание и навсегда избавитесь от назойливых начальников. Эрик Конигсберг решил проверить, чем же на самом деле занимаются молодые стартаперы в офисах WeWork.
Новый день, новая неделя, новая возможность оседлать свою судьбу, достичь нового уровня потребления кофе, надрать зад прокрастинации, работать упорнее и свернуть горы!
Бренден Эплер выходит из дома в 8:41 утра. На часах еще нет девяти, а он уже прикладывает карточку к датчику на входе и оказывается в просторном лобби; перед ним приветственное табло из сайдинга, пространство украшают сферические люстры, открытые трубы и модульный диван со старомодной обшивкой в стиле пэчворк; вокруг расставлены банкетки для ноутбуков, в углу — зона отдыха с отличным кофе La Colombe, питьевыми йогуртами Ronnybrook и бутылками с соусом шрирача, аккуратно расставленными в холодильнике, и стойка с бутилированной водой и большим стеклянным кулером, наполненным водой со льдом и дольками грейпфрута. Одну стену украшает абстрактная фреска со звездным небом, на другой стене весит неоновая вывеска с надписью HELLO BROOKLYN.
Бренден садится за свой рабочий стол на пятом этаже и готовится менеджерить. Ему 30 лет, и он — основатель технологической компании. Он веселый, обаятельный человек с хорошими связями, выпускник Брауновского университета и бывший сотрудник Goldman Sachs, где он занимался операционными рисками. От предыдущей работы Бренден был, по собственным словам, «не в восторге». А несколько лет назад, посмотрев на свое начальство, он понял, какое будущее его ждет: составление таблиц при люминесцентном освещении, двое детей, которые ждут дома, подсчет отпускных дней — и все это ради чего? Он уволился и какое-то время пытался писать комедийные скетчи, но потом понял, что это работа для одиночек. Плюс он не хотел переезжать в Лос-Анджелес.
В прошлом году Бренден запустил собственное приложение для знакомств, вложив в стартап все свои сбережения. Приложение называется Hater — суть его в том, что оно подбирает партнера, которому не нравятся те же вещи, что и вам. Релиз бета-версии состоялся в феврале 2017-го и был грамотно спланирован: о Hater в новостных выпусках рассказали Good Morning America, Sunday Morning на CBS, Fox & Friends и семь профильных блогов; специально под запуск была создана вирусная арт-инсталляция с обнаженными Трампом и Путиным, заключенными в объятия. Как результат — более 300 тысяч зарегистрированных пользователей спустя три недели с момента появления в AppStore. Hater оценили в $4 миллиона, хотя приложению еще только предстояло принести копейку.
Бренден пришел на нашу встречу в полосатой футболке, подвернутых джинсах и вьетнамках — идеальный образ для отдыха где-нибудь на заднем дворе летнего домика с бассейном.
«Это одно из преимуществ быть начальником самому себе, — говорит он. — Однако я столкнулся с экзистенциальной проблемой, к которой оказался совершенно не готов: тебе никто не говорит, что нужно делать. Стоит ли мне сегодня заняться бюджетом? Или начать разрабатывать новый дизайн для приложения? Привлекать инвесторов? Думать, как сохранить зарегистрированных пользователей или заняться привлечением новых? Провести аналитику? А может, нарядиться в костюм курицы и пойти раздавать флаеры?
Такие как Брендан и составляют население Республики WeWork. Кто-то занимается вполне понятными и осязаемыми вещами: Conscious Step шьют носки и отдают часть прибыли на благотворительность, компания Carvana представляет собой дилерский центр по онлайн-продаже подержанных машин; Visual Magnetics продают доски для заметок. Кто-то специализируется на нематериальных услугах: например, компания One Door предлагает «решение для мерчандайзинга на основе облачных технологий» ; Mish Guru — аналитическая платформа, заточенная под Snapchat, а DevTribe представляют собой агентство по работе с инфлюенсерами, которые «нацелены на увеличение дохода за счет персонального брендинга». Еще здесь есть как минимум один «влогер и дизайнер-консультант», а также компания Turnkey & Bespoke, управляющая строительными проектами розничных сетей. Тут же обосновалась компания NSFW, описывающая свою миссию как «упрощение организации ваших удовольствий» (они помогают организовывать вечеринки свингеров).
WeWork занимается офисными пространствами с 2010 года — арендовать можно как одно рабочее место или отдельную комнату, так и целый этаж, — и в настоящее время компании управляет 170 зданиями в 19 странах по всему миру. Больше всего офисов WeWork насчитывается в Нью-Йорке — совсем недавно компания объявила о покупке флагманского здания Lord & Taylor в Мидтауне за $850 миллионов и теперь собирается перевезти туда свой головной офис. Помещения WeWork целыми этажами арендуют такие крупные игроки как IBM, GE, Spotify, Bank of America. Что же их привлекает? Особый «вайб» и атмосфера, которая притягивает таланты, уверены в WeWork. В октябре генеральный директор компании Адам Нейменн появился на обложке Forbes, которая сопровождалась выносом: «Эта «вечеринка в офисе» стоит $20 миллиардов». Такова оценочная стоимость компании, которая сравнялась с отельной империей Hilton. Среди американских стартапов больше стоят только Uber и Airbnb, отмечает Forbes, но в отличие от них «WeWork, по сути, посредник… офисная компания, у которой нет ни одного офиса». Адам говорит, что WeWork представляет собой нечто большее: «В основе оценочной стоимости WeWork лежит на наша энергия и единство ценностей и устремлений, и только потом доход».
К ноябрю количество «арендаторов» WeWork достигло 160 тысяч человек. Общая площадь всех помещений составляет 10 миллионов квадратных метров, и эта цифра продолжает расти. К чему приводит эта жутковатая вездесущность WeWork? К трансформации современной культуры организации рабочего пространства, считают в журнале Wired. Компания использует специальные датчики, чтобы фиксировать и отслеживать привычки арендаторов: сколько часов они проводят за рабочим столом, какие помещения пользуются наибольшим спросом и бронируются чаще остальных? «В компании рассчитывают, что в скором времени большие корпорации перепоручат организацию рабочего пространства именно WeWork, которая, основываясь на сложной и многоаспектной аналитике, гарантирует своим клиентам наибольшую продуктивность при минимальных затратах», — пишет Wired.
Сооснователь WeWork Мигель МакКелви — высокий (под 190 см), скромный и обаятельный. На такого человека хочется работать, подписаться на любую авантюру или сервис, который он вам предложит. «Моя суперсила заключается в эмпатии», — говорит Мигель, рассказывая о том, как они с Адамом придумали WeWork. Корни растут из прошлого: в детстве Мигеля окружали преимущественно женщины: его вырастила мать, они жили в сквоте, который делили с группкой женщин и девочек (не имея с ними кровного родства, Мигель называл их сестрами). Адам же рос в кибуце [сельскохозяйственная коммуна. — Esquire] в Израиле.