Уроки развития
Какие вызовы и перспективы управляют рынком детских игрушек.
Если каким-либо отраслевым рынком занялось правительство России, это означает, что данный вопрос более чем серьезный. «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2030 года» вступила в силу в прошлом году. Первый этап — поддержка российских предприятий с целью увеличения количества товаров отечественного производства на детском рынке. Пока что их доля составляет 27%. В Минпромторге нацелились на уровень не ниже 41%. Второй этап (с 2025 года) — помощь в развитии экспорта и создание новых производств по выпуску детских товаров, соответствующих требованиям цифровой экономики. На момент утверждения стратегии объем российского рынка детских товаров составлял 780,2 млрд рублей. В 2018 году он вырос на 5%, до 820 млрд рублей, по этому показателю ненамного отстав от общемировых 6,5 –7 %. При этом экономические и демографические проблемы скидывать со счетов нельзя, это признают и в правительстве, и на самом рынке. К тому же цифровизация меняет как предпочтения покупателей, так и каналы продаж. Что следует учитывать производителям и продавцам игрушек и развивающих товаров?
Вопрос цены
Детские игрушки в России дорожают в 2,5 раза быстрее темпов роста инфляции — таковы данные Единой межведомственной информационно-статистической системы. Исследовательская NPD Group оценивает розничный оборот этого рынка в 2018 году в 105 –110 млрд рублей.
«Самые важные вызовы на рынке игрушек — снижение доходов покупателей и падение рождаемости, — комментирует Ирина Седова, эксперт российского отделения NPD. — Детей становится меньше, а их родители стараются сэкономить. Рынок игрушек отвечает тем, что растет доля онлайн-покупок, которые часто дешевле, чем в традиционной рознице. Увеличивается доля игрушек под частными марками сетей, средняя цена такой игрушки на 18% дешевле. Эти товары, которые розничные сети предлагают наряду с известными брендами, дают потребителям большую возможность выбора, а сетям позволяют больше зарабатывать». Тем не менее средняя по рынку стоимость игрушки падать не будет. И хотя родители не станут экономить на покупке игрушек «просто так», количество покупок на одного ребенка в ближайшие годы не вырастет — в основном игрушки будут приобретать на основные праздники. Генеральный директор TOY.RU Александр Смирнов также указывает на демографию, постоянно снижающуюся покупательную способность и, как следствие, — распространение контрафактной продукции. По словам Смирнова, российский рынок игрушек находится в стагнации последние несколько лет и пока тенденции к росту не видно: «Но даже в такой ситуации мы находим точки роста, развиваем сеть, открываем магазины нового формата, выводим на рынок собственные торговые марки в доступном сегменте, боремся с контрафактом. Мы видим большой потенциал в будущем».
110 млрд руб. розничный оборот рынка игрушек в 2018 году
Понятно стремление государства развивать отечественное производство, чтобы избежать зависимости российского рынка игрушек от импорта. Стоимость игры, сделанной за рубежом, составляет порядка $15–20, цена обучающих игр российского производства — около $4–5. Минпромторг даже разработал проект субсидирования производителей, использующих отечественные анимационные образы при производстве товаров для детей (предусматривается частичная компенсация затрат на приобретение прав). Ирина Седова из NPD отмечает, что доля игрушек российского производства постоянно растет благодаря интересу покупателей к отечественным лицензиям, конкурентной цене и эффективной работе местных дистрибьюторов, понимающих специфику рынка. «Мы видим, что российские игроки постепенно вытесняют глобальные бренды с полок, хотя все равно доля крупнейших мировых производителей в России выше, чем в других странах», — сравнивает эксперт.