Санкции вывели противостояние Москвы и Вашингтона на новый уровень

ForbesБизнес

Токсичность на миллиард

Санкции против российских бизнесменов вывели противостояние Москвы и Вашингтона на новый уровень

Текст Данил Седлов

В отношении жесткой санкционной политики против России республиканцы и демократы единодушны

Составители Оксфордского словаря признали toxic словом 2018 года, за год количество просмотров определения токсичности на сайте словаря выросло на 45%. И токсичными бывают не только ядохимикаты и загрязненная окружающая среда, токсичными стали российские миллиардеры и их бизнес.

Это была настоящая катастрофа, вспоминает портфельный управляющий из крупной инвестиционной компании: «Я просто смотрел на график и не знал, что делать: продавать сразу или ждать, когда рынок хоть немного успокоится. Мы были готовы к разным сценариям, но у меня не было четкого решения на случай такого удара». Как и многие финансисты, весной 2018-го собеседник Forbes провел много напряженных дней за торговым терминалом, наблюдая за котировками бумаг двух компаний алюминиевой империи Олега Дерипаски — EN+ Group и UC Rusal. Их обвальное падение увлекло за собой весь российский фондовый рынок и обесценило многомиллионные вложения многих частных и институциональных инвесторов. «Это стоило мне седых волос и немалых денежных потерь. Жаль, что мне их никто не компенсирует, я же не российский олигарх», — усмехается он.

Шестого апреля Управление по контролю над иностранными активами Минфина США (OFAC) включило Олега Дерипаску и его компании в санкционный список SDN (Specially Designated Nationals List). В общей сложности в этот перечень попали 24 россиянина, включая семь миллиардеров и 17 высокопоставленных чиновников, а также 14 компаний.

Пресс-релиз, сопровождавший новые ограничительные меры, содержал весьма зловещие комментарии главы казначейства США Стивена Мнучина: «Российское правительство действует в интересах получения непропорциональной выгоды олигархов и правительственных элит. Российские олигархи и элиты, получающие прибыль от этой коррумпированной системы, больше не будут изолированы от последствий дестабилизирующей деятельности своего правительства».

И хотя среди владельцев крупного капитала под санкциями оказались, например, владелец «Реновы» Виктор Вексельберг, совладелец «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов и миноритарный акционер «Сибура» Кирилл Шамалов, именно бизнес Олега Дерипаски принял на себя основной удар. Большая часть юрлиц, попавших в черный список OFAC, принадлежит алюминиевому магнату. В день введения санкций бумаги холдинга EN+, который еще недавно, осенью 2017 года, провел крупное IPO на Лондонской фондовой бирже, рухнули в цене почти на 21%, акции UC Rusal на Московской бирже — на 17,7%. В следующий торговый день, 9 апреля, распродажи продолжились — обе компании потеряли в стоимости еще 38% и 20,3% соответственно, а бумаги принадлежащей Олегу Дерипаске «Группы ГАЗ» подешевели на 7,15%. Всего за два торговых дня капитализация EN+ сократилась на 126 млрд рублей, до 280 млрд рублей, а стоимость UC Rusal — на 178,9 млрд рублей, до 342,6 млрд рублей.

Во многом этому способствовала публикация письма алюминиевого гиганта о возможном техническом дефолте по еврооблигациям компании из-за новых санкций США. Панические настроения быстро охватили и широкий рынок: индексы Мосбиржи и РТС потеряли за первые два дня нового санкционного режима примерно 9% и 12,6%, курс рубля к доллару просел на 5,1%, а российский госдолг подешевел на 0,85%.

Ядовитая среда

«Мы не сомневались, что новые санкции против российских компаний будут приняты. Но мы не думали, что они уже на этом этапе окажутся столь радикальными. Вы же не пойдете охотиться на носорога с зенитно-ракетной установкой?» — риторически вопрошает собеседник Forbes из инвестиционной компании. Он не сгущает краски: санкции от 6 апреля предполагают не только арест активов всех лиц и организаций из списка SDN на территории США, но и запрет на любые деловые отношения американцев с ними.

Ограничения могут затронуть и контрагентов из других стран. «Для юрлиц, попавших в SDN-список, жизнь меняется кардинально. Законодательство США в части запрета на сделки с SDN фактически экстерриториально, и американские власти оставляют за собой право ввести санкции уже против их партнеров и инвесторов. Желающих рисковать оказывается немного», — объясняет старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин.

Таким образом, американские санкции создают атмосферу токсичности вокруг российских миллиардеров и их бизнеса — банки, поставщики оборудования и инвестиционные компании вынуждены держаться от них подальше. В считаные дни после публикации черного списка Лондонская биржа металлов и американская площадка Comex временно прекратили торговлю алюминием от UC Rusal, а Лондонская фондовая биржа объявила о приостановке торгов бумагами EN+ (срок вступления этой меры в силу, впрочем, несколько раз сдвигался). По данным Reuters, от санкционного металла отказались и японские трейдинговые компании. В то же время швейцарский трейдер Glencore вопреки прежним договоренностям решил не конвертировать принадлежащие ему 8,75% акций UC Rusal в депозитарные расписки EN+, а глава компании Айван Глазенберг вышел из совета директоров UC Rusal. В результате уже в апреле алюминиевый гигант, по данным РЖД, сократил экспорт сырья на 70% по сравнению с мартом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Счастье в будущем Счастье в будущем

Автоматизация процессов и «человеческая аналитика»

Forbes
Она подмигнула или у нее просто тик? 6 признаков, что ты нравишься девушке Она подмигнула или у нее просто тик? 6 признаков, что ты нравишься девушке

Как понять, что ты нравишься девушке, и не показаться идиотом?

Playboy
Победитель Google Победитель Google

Зачем вьетнамцам собственный браузер и поисковик?

Forbes
Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, девица?

В чем скрытые причины холодных рук и ног

Лиза
Хозяйке на заметку Хозяйке на заметку

Наталия Шагарина создала агрегатор акций и скидок и продала его «Яндексу»

Forbes
Гестационный сахарный диабет: надо ли лечить? Гестационный сахарный диабет: надо ли лечить?

Как ставится диагноз сахарный диабет и требуется ли специальное лечение

9 месяцев
Семейные узы Семейные узы

Рейтинг самых богатых женщин России

Forbes
Лицо компании: как защитить деловую репутацию в социальных сетях Лицо компании: как защитить деловую репутацию в социальных сетях

Любая компания может оказаться в центре скандала из-за поста ее сотрудника

Forbes
Прачечная на замке Прачечная на замке

Как российские деньги и прибалтийские банки потеряли друг друга

Forbes
Как переехать и стать гражданином Канады: 10 простых шагов и лайфхаки Как переехать и стать гражданином Канады: 10 простых шагов и лайфхаки

Страна, которая вместит весь мир и будет только рада

Playboy
Переток силы Переток силы

Чем полезен российский климат для развития альтернативной энергетики

Forbes
Беременность: как и от чего организм защищает плод? Беременность: как и от чего организм защищает плод?

Каждое изменение в организме важно для развития и сохранения беременности

9 месяцев
Шестой элемент Шестой элемент

Для кого миллиардер Виктор Вексельберг строит инновационный центр

Forbes
Занесенная ветром Занесенная ветром

Эмили Блант летает на зонтике в новом фильме «Мэри Поппинс возвращается»

Vogue
«Я по статусу и по возрасту пенсионер» «Я по статусу и по возрасту пенсионер»

Алишер Усманов готовит бизнес к передаче менеджерам

Forbes
Как красиво сделать предложение девушке: 9 оригинальных идей от самих девушек Как красиво сделать предложение девушке: 9 оригинальных идей от самих девушек

Нами опрошенные дамы тебе в помощь

Playboy
Земляные работы Земляные работы

Зачем бывший зампред «Газпрома» купил 11 500 га на новом шелковом пути

Forbes
8 пруфов, что Аквамен реально крутой супергерой (не только с рыбами общается) 8 пруфов, что Аквамен реально крутой супергерой (не только с рыбами общается)

Доказываем на примерах, почему Аквамен классный

Playboy
Жажда альтернативы Жажда альтернативы

«Сады Придонья» первыми запустили массовое производство растительного молока

Forbes
Берешь и делаешь Берешь и делаешь

Как помочь желаниям исполниться?

Psychologies
Страховой случай Страховой случай

Как Данил Хачатуров обрел и потерял «Росгосстрах»

Forbes
Менеджеры за партой. Как бизнес сотрудничает с вузами в разных странах Менеджеры за партой. Как бизнес сотрудничает с вузами в разных странах

Менеджеры за партой. Как бизнес сотрудничает с вузами в разных странах

Forbes
Тонкая нить Тонкая нить

Могут ли подвешенные в небе кабинки стать полноценным городским транспортом

Forbes
От затворника до слуги отечества: какие образы выбирают себе главы российских компаний От затворника до слуги отечества: какие образы выбирают себе главы российских компаний

От затворника до слуги отечества: какие образы выбирают себе главы компаний

Forbes
Ручная сборка Ручная сборка

Сервис доставки продуктов Instamart стал прибыльным, скопировав модель Instacart

Forbes
1000 км до рассвета 1000 км до рассвета

Учимся выживать в Арктике, или что делать, если встретил белого медведя

Playboy
В городской тиши В городской тиши

Как можно улучшить город, пока он на карантине

Forbes
И тайное станет явным! И тайное станет явным!

Кэти Холмс и обладатель «Оскара» Джейми Фокс наконец сыграют свадьбу

Grazia
Лекарство для здоровых Лекарство для здоровых

Компании мечтают продавать препараты от старения, но их пока не изобрели

Forbes
Живой коралл — 12 модных вещей в главном цвете 2019 года Живой коралл — 12 модных вещей в главном цвете 2019 года

Живой коралл — 12 модных вещей в главном цвете 2019 года

Cosmopolitan
Открыть в приложении