Проект «Ямал СПГ» переходил из рук в руки, в итоге его построил Леонид Михельсон

ForbesБизнес

Газовое сияние

Проект «Ямал СПГ» много лет переходил из рук в руки, в итоге завод на вечной мерзлоте за $27 млрд построил Леонид Михельсон

Текст Дмитрий Яковенко

«Ямал СПГ» стал общенациональной стройкой, хотя в конце 2000-х его перспективы были туманны

Первая отгрузка сжиженного природного газа с «Ямал СПГ» произошла 8 декабря 2017 года. По этому случаю в поселок Сабетта приехал президент Владимир Путин. Он побеседовал с рабочими и сообщил, что по пути из аэропорта не заметил северного сияния, поскольку видел только высокотехнологичное сияние завода. Путин признался, что многие отговаривали его от проекта «Ямал СПГ». «Но те, кто начинал этот проект, рискнули и добились результатов», — похвалил президент. Рискнувший — миллиардер Леонид Михельсон — был в зрительном зале. «В том, что проект состоялся, на 80% заслуга Михельсона, — утверждает его знакомый. — Еще 20% — это удача: интересы бизнесмена совпали с интересами государства».

Forbes выбрал «Ямал СПГ» главным проектом 2018 года. С момента запуска с завода отгрузили более 7 млн т сжиженного газа. Впрочем, для Михельсона это только начало. Перед ним стоят задачи, к которым относятся с еще большим скептицизмом, чем к строительству завода на краю земли.

Край земли

В начале 2000-х Сабетта был полуразрушенным вахтовым поселком на 70 человек, добывавших газовый конденсат на советском оборудовании 1980-х годов. Однажды там высадился десант топ-менеджеров нефтяной компании, принадлежавшей шейху Хамдану бин Зайд Аль-Нахайяну, сыну основателя Объединенных Арабских Эмиратов. Арабы прилетели на Ямал вместе с предпринимателем Николаем Богачевым по его приглашению. Когда самолет приземлился в Сабетте, из него буквально вывалились люди Богачева, успевшие изрядно принять на грудь во время полета. Помочь арабам выгрузить вещи русские были не в состоянии, и пришлось срочно искать грузчиков в округе. Гости были под впечатлением от увиденного в Сабетте: неужели посреди этой разрухи в условиях вечной мерзлоты можно пробурить хоть одну скважину? Впрочем, суровые условия Сабетты интересовали арабов куда меньше предполагаемых 1,2 трлн кубометров газа Южно-Тамбейского месторождения, расположенного рядом. Несмотря на впечатляющие запасы, о месторождении, затерянном на севере Ямала в 600 км от Полярного круга, как будто все забыли. Этим и воспользовался бывший офицер внешней разведки Богачев. После распада СССР он начал скупать геологоразведочные предприятия. На их балансах были разведанные месторождения нефти и газа, которые Борис Ельцин разрешил геологам добывать и экспортировать. Лицензия на Южно-Тамбейское месторождение принадлежала «Ямалнефтегазгеологии», объединявшей несколько геологических экспедиций на севере Ямала. В 1995 году Богачев приватизировал 49% компании, а в 2002 году был близок к тому, чтобы получить полный контроль над ней. «Ямалнефтегазгеология» обанкротилась, и Богачев якобы по договоренности с вице-губернатором Ямало-Ненецкого АО Иосифом Левинзоном планировал выкупить ее имущественный комплекс и долги.

На месторождении Богачев планировал поставить завод по сжижению природного газа. Развивать его иначе не было смысла: до ближайшего трубопровода «Газпрома» более 700 км, зато Обская губа совсем рядом, что открывало возможность для морской транспортировки. Технология сжижения газа, позволяющая уменьшать его объем в 600 раз при охлаждении до –160 °С, в то время активно развивалась, себестоимость производства СПГ по всему миру снижалась. Но для России это все еще было экзотикой. Богачев вспоминает, что в те времена даже сотрудники «Газпрома» в беседе о сжиженном природном газе могли спутать его с сжиженным нефтяным — пропан-бутаном, который используется, например, в зажигалках.

Привлечь шейха Хамдана к партнерству не удалось, и в 2003 году Богачев сам выкупил «Ямалнефтегазгеологию». Собеседник Forbes, знакомый с этой сделкой, говорит, что она вызвала недовольство в Министерстве природных ресурсов — Южно-Тамбейское месторождение считалось стратегическим запасом «Газпрома». По словам собеседника, глава Минприроды Виталий Артюхов хотел было заблокировать переоформление месторождения, но с Ямала в Москву пришла уже подписанная губернатором Юрием Нееловым лицензия на компанию Богачева «Тамбейнефтегаз». В те годы оформить лицензию без согласия властей региона было невозможно. Богачев получил ее, передав 25% плюс одну акцию «Тамбея» Региональному фонду развития Ямала, который курировал Левинзон.

Неудобные партнеры

Знакомые Богачева вспоминают, что его отношения с Фондом развития Ямала были далеки от партнерских. Фонд блокировал «Тамбею» любые предложения по развитию Сабетты, а в 2003 году неожиданно для Богачева переоформил свой пакет вместе с двумя другими предприятиями на «Новатэк» в обмен на 7,58% газовой компании. Позже гендиректор фонда Марксмир Ким утверждал, что сделку предложил сам «Новатэк», тем более что сработаться с Богачевым не удалось. Михельсон был близким другом Иосифа Левинзона, который до перехода в правительство Ямала возглавлял компанию «Пурнефтегазгеология». Они познакомились в 1993 году, когда «Пурнефтегазгеология» заказала тресту «Нова» Михельсона строительство трубопровода на Восточно-Таркосалинском месторождении. «Нова» подряд выполнила, но расплатиться геологи смогли только долей в компании «Таркосаленефтегаз» (ей принадлежала лицензия на месторождение) — так и начался газовый бизнес «Новатэка», совладельцем которого неоднократно называли Левинзона. В компании Михельсона это всегда опровергали.

Отношения с Михельсоном у Богачева тоже не сложились. Он летал по всему миру в поисках партнеров для строительства завода СПГ. Необходимые инвестиции он в разговоре с Forbes оценил в $8–10 млрд. Проектом интересовались иностранные мейджоры, например Shell и Repsol. Но для начала нужно было всего $200 млн, чтобы проложить газопровод на север полуострова Ямал до будущего порта отгрузки СПГ. Богачев говорит, что предлагал «Новатэку» участвовать в финансировании и выкупить допэмиссию «Тамбея» на $50 млн, но получил отказ. Зато в «Тамбейнефтегаз» зачастили проверяющие органы и правоохранители. Богачев это связывает с желанием «Новатэка» и региональных властей получить 100% компании. «На компанию оказывалось давление, — подтверждает Владимир Обыденов, бывший тогда заместителем гендиректора «Тамбейнефтегаза» по промышленной безопасности и взаимодействию с госорганами. — Одна проверка сменялась другой».

У знакомых Михельсона другая версия: как только владелец «Новатэка» появился в «Тамбее», Богачев попросил его «отойти и не лезть», что не устраивало Михельсона, тоже интересовавшегося идеей завода СПГ. И проблемы начались как раз у «Новатэка», который готовился к IPO. В какой-то момент Михельсон захотел просто уйти, освободиться от этой проблемной ситуации, объясняет собеседник Forbes. Последней каплей стали обыски в офисе «Новатэка» в июне 2005 года, во время road show. Тогда же сотрудники прокуратуры пришли в Фонд развития Ямала. Собеседники Forbes из окружения Михельсона уверены, что все это устроил Богачев, так считали тогда и в фонде. Богачев все отрицает: если он и имел отношение к проблемам «Новатэка» и ямальских чиновников, то лишь косвенное, якобы проверяя, как газовая компания получила долю в «Тамбее», прокуратура заинтересовалась более ранними сделками, например приобретением доли в Восточно-Таркосалинском месторождении. В это время, напоминает Богачев, команда Алексея Миллера, возглавившего «Газпром», начала активно возвращать утраченные в 1990-е активы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дорога в никуда Дорога в никуда

Чем обернулся проект строительства скоростной железной дороги в Калифорнии

Forbes
Сергей Бельков Сергей Бельков

Протоиерей, а в прошлом десантник и старший уполномоченный уголовного розыска

Собака.ru
Взаимное опыление Взаимное опыление

Онлайновый бизнес учится, чтобы пойти в офлайн

Forbes
В один голос В один голос

Андрей Малахов передал эстафету Николаю Баскову

StarHit
Большие переходы Большие переходы

10 самых важных бизнес-событий 2018 года в спорте

Forbes
Ленни Кравиц Ленни Кравиц

Правила жизни Ленни Кравица

Esquire
Клубничный рейд Клубничный рейд

Экс-кандидат в президенты России борется с бывшей женой за совхозные земли

Forbes
Фингал Гибсона и хамство ДеВито: 9 абсурдных причин для утверждения на роль Фингал Гибсона и хамство ДеВито: 9 абсурдных причин для утверждения на роль

Фингал Гибсона и хамство ДеВито: 9 абсурдных причин для утверждения на роль

Playboy
Токсичность на миллиард Токсичность на миллиард

Санкции вывели противостояние Москвы и Вашингтона на новый уровень

Forbes
Младший партнер. Как воспитать наследника бизнеса Младший партнер. Как воспитать наследника бизнеса

Готовить ребенка к управлению семейным предприятием нужно с ранних лет

Forbes
Шестой элемент Шестой элемент

Для кого миллиардер Виктор Вексельберг строит инновационный центр

Forbes
Биткоин vs государство: 10 лет спустя Биткоин vs государство: 10 лет спустя

Биткоину 10 лет. Как он появился, что пришлось изменить и что его ждет в будущем

Forbes
Игра в пенсии Игра в пенсии

Кто придумал пенсионную реформу и как ее проводили

Forbes
Давай отложим Давай отложим

Валерия Авксентьева знает, как перевоспитать отъявленного транжиру

Cosmopolitan
Бессмертие в портфеле Бессмертие в портфеле

Миллиардеры инвестируют в продление жизни

Forbes
Почем нынче 4WD Почем нынче 4WD

Самых доступные кроссоверы 4x4

АвтоМир
Голография и жизнь Голография и жизнь

Виталий Пономарев создал стартап и решил заняться проблемой долголетия

Forbes
Три в одном Три в одном

Влад Топалов и Регина Тодоренко рассказали о тайной свадьбе

StarHit
«Я никогда не стремился быть богатым» «Я никогда не стремился быть богатым»

Алексей Мордашов вспоминает вместе с нами прошедшие пятнадцать лет

Forbes
Тони Старк Тони Старк

Правила жизни бизнесмена, изобретателя и супергероя Тони Старка

Esquire
Протеиновый скачок Протеиновый скачок

Девелопер и финансист решили накормить человечество белком из бактерий

Forbes
Как Михаил и Иван Морозовы собрали коллекцию для Пушкинского музея, Эрмитажа и Третьяковки Как Михаил и Иван Морозовы собрали коллекцию для Пушкинского музея, Эрмитажа и Третьяковки

Фрагмент главы из альбома «Михаил и Иван Морозовы. Коллекции»

Forbes
Эволюция капитализма Эволюция капитализма

Могут ли появиться новые миллиардеры в России

Forbes
Анекдотический императив: почему не стоит переименовывать аэропорты Анекдотический императив: почему не стоит переименовывать аэропорты

Инициатива присвоения аэропортам в России имен спорная и неоднозначная

Forbes
«Я по статусу и по возрасту пенсионер» «Я по статусу и по возрасту пенсионер»

Алишер Усманов готовит бизнес к передаче менеджерам

Forbes
Лучшие и худшие стрижки 2018 года Лучшие и худшие стрижки 2018 года

Чего только мужчины не делали с волосами, чтобы попасть в наш список

GQ
Жажда альтернативы Жажда альтернативы

«Сады Придонья» первыми запустили массовое производство растительного молока

Forbes
Алкогений: Ярослав Гашек Алкогений: Ярослав Гашек

К 20 годам Ярослав Гашек стал одним из старожилов «пражского пивного мира»

Maxim
Объемное предложение Объемное предложение

Cappasity помогает luxury-брендам сканировать товары в 3D для интернет-магазинов

Forbes
Залог успеха: как страны англосаксонской традиции побеждают коррупцию Залог успеха: как страны англосаксонской традиции побеждают коррупцию

Что объединяет сверхразвитую Америку, чопорную Англию и расцветший Сингапур?

Forbes
Открыть в приложении