Предприниматель Алексей Ананьев о своей художественной коллекции

ForbesКультура

«Сейчас мне, мягко говоря, не до искусства, но собирать я продолжу»

Алексей Ананьев о своей художественной коллекции

Текст Яна Жиляева

2011 год. Алексей Ананьев на открытии ИРРИ на фоне полотна Гелия Коржева «Заложники войны» (2005)

В 2020 году исполнилось 20 лет, как предприниматель Алексей Ананьев начал коллекционировать российское советское реалистическое искусство. Его первой покупкой стало полотно «Свадьба» Юрия Кугача. За ним плеяда советских звезд — Дмитрий Жилинский, Виктор Попков, Гелий Коржев, Александр Дейнека, Георгий Нисский. И ряд аукционных рекордов. На аукционе Sotheby’s в 2014 году Ананьев приобрел «Над снегами» Георгия Нисского за $2,5 млн, установив сразу два мировых рекорда: самая высокая аукционная цена на произведение художника и ценовой рекорд для советской официальной живописи.

В 2011 году Алексей Ананьев сделал свое собрание (около 6500 работ) публичным, открыв Институт русского реалистического искусства — музей, на трех этажах которого, на площади 4500 кв. м, было выставлено около 500 работ в постоянной экспозиции и проходили временные выставки. Музей закрыли для посетителей после того, как 29 мая 2019 года Арбитражный суд Москвы в качестве обеспечительной меры по иску Промсвязьбанка на 282 млрд рублей постановил арестовать имущество бывших собственников банка Дмитрия и Алексея Ананьевых и его топ-менеджеров, в том числе картины Алексея Ананьева, находящиеся «в оперативном управлении» Института русского реалистического искусства (ИРРИ), и само здание ИРРИ. О том, что происходит с музеем и его собранием, Алексей Ананьев рассказал по телефону корреспонденту Forbes.

Здание ИРРИ

В: Алексей, как вы сейчас связаны с Институтом русского реалистического искусства, с коллекцией? Что там происходит?

О: Несколько лет назад для обеспечения деятельности музея и целостности коллекции в соответствии с лучшими мировыми практиками я принял решение, что произведения искусства не должны находиться в моей собственности, а управлением ИРРИ должен заниматься коллектив менеджеров. Практически с самого основания музея его деятельностью управлял небольшой, но очень эффективный коллектив арт-дирекции, возглавляемой Надеждой Степановой. Должен сказать, что уже длительное время коллекция не находится в моей собственности, а здание музея вообще никогда мне не принадлежало. Это, впрочем, не отменяет того факта, что я основал ИРРИ как музейную институцию в 2011 году, всегда его поддерживал и мне небезразлична его судьба. До середины 2019 года я участвовал в жизни ИРРИ, в том числе финансово. Это мое детище, ни больше ни меньше.

В: То есть вы были не единственным человеком, который финансировал ИРРИ. Кроме вас, у музея были другие меценаты?

О: Основной вклад, конечно, был мой. За формирование коллекции отвечал только я, и все, что касается капитальных вложений, это, безусловно, только я. Но для реализации проектов, которые велись, ИРРИ привлекал спонсоров, либо они сами выходили на ИРРИ. Например, у ИРРИ был замечательный выставочный проект «Окна в Россию», который ИРРИ провел в 2017 году с «Ингосстрахом» и за который получил премию The Artnewspaper Russia в 2018 году. Этот проект в значительной степени финансировался «Ингосстрахом».

Открытие выставки «Нисский. Горизонт». 2018 год

В: Кому вы передали свою коллекцию в управление и кому принадлежит здание музея?

О: И коллекция, и здание находятся в собственности не связанных со мной юридических лиц.

В: Почему вы не воспользовались такими способами защиты собрания, как, например, создание эндаумент-фонда? И почему не внесли работы из вашей коллекции в музейный реестр Российской Федерации, что теоретически должно обеспечивать предметам искусства защиту государства?

О: На собственном примере я убедился в том, что общество не готово к созданию эндаументов, поддерживающих проекты, которые тесно связаны с какими-то персоналиями, основателями проекта. Это не хорошо и не плохо — просто мы находимся в этой точке развития нашего социума. Общеизвестно, что коллекция, ставшая основой ИРРИ, — результат моей 20-летней работы. Очевидно, что на создание коллекции и формирование музейного пространства потрачены значительные личные средства. Я общался с достаточно широким кругом людей, которые, посещая ИРРИ и выставки, активно участвовали в финансовой поддержке ИРРИ, тем не менее я не видел практических возможностей для того, чтобы создать эндаумент-фонд музея. Все инвестиции в ИРРИ, от коллекции до создания инфраструктуры, на протяжении почти 10 лет работы музея, и 20 лет, если говорить о коллекции, я делал за счет собственных средств. Как вы понимаете, задолго до введения в 2017 году временной администрации в ПСБ.

К большому сожалению, сейчас я подвергаюсь, с моей точки зрения, абсолютно необоснованному преследованию: мне вменяется совершение каких-то сделок, направленных на вывод средств из банка. Это абсолютный бред по одной простой причине: я не мог этого сделать только потому, что не занимал ни одного дня никакой исполнительной должности в банке и не осуществлял операционного управления, в том числе косвенным образом.

К сожалению, сейчас мы видим, как суды накладывают ничем не обоснованные обеспечительные меры в отношении и картин, и здания. Работа музея парализована. Несмотря на всю поддержку, которою ИРРИ и я получали от музейного сообщества, защитить музей пока не удалось. В июне 2019 года ИРРИ был вынужден досрочно прекратить выставку «Пора разобраться. Архив Александра Каменского», которая шла в музее. Выставку, посвященную замечательному отечественному искусствоведу Каменскому, которую ИРРИ проводил вместе с Третьяковкой и Пушкинским музеем. ИРРИ был вынужден закрыться, а все картины поместить в хранилище. Сейчас решения, которые наложены и на коллекцию, и на музей, обжалуются в соответствии с законом. К большому сожалению, суды пока не занимают позицию ИРРИ, несмотря ни на то, что делал ИРРИ, ни на абсолютно прозрачные, четкие документы, которые предоставляет ИРРИ. Я уже не говорю про безупречную репутацию, которая у ИРРИ была на рынке.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Gram против доллара Gram против доллара

Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам закрыла проект Павла Дурова TON

Forbes
Валерий Тодоровский: «Школьником я и сам был пациентом в лаборатории гипноза» Валерий Тодоровский: «Школьником я и сам был пациентом в лаборатории гипноза»

Валерий Тодоровский рассказывает о своем новом фильме «Гипноз»

Grazia
Большой развод Большой развод

Почему адвокат Александр Добровинский неизменно появляется на публике в бабочке

Forbes
Правильные знакомства Правильные знакомства

О чем рассуждают молодые ребята, мечтающие совершить личную творческую революцию

ЖАРА Magazine
«Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять» «Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять»

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов о цифровизации образования и вузах будущего

Forbes
Мой хороший Мой хороший

Как разглядеть в толпе обыкновенного хорошего парня?

Cosmopolitan
Свои парни Свои парни

Ставка на прорабов сделала «Петровича» крупнейшим продавцом стройматериалов

Forbes
Знак «Шипы», штрафы и другое: о чем нужно помнить перед сменой резины Знак «Шипы», штрафы и другое: о чем нужно помнить перед сменой резины

Как когда проверить шины перед их заменой?

РБК
Семь секретов стратегии Continuous Listening Семь секретов стратегии Continuous Listening

Как создать сильную команду, которая сама будет притягивать сильных сотрудников

Forbes
Черные дыры могут действительно быть «кротовыми норами» Черные дыры могут действительно быть «кротовыми норами»

Согласно заявлению ученых, червоточины должны иметь особый спектр излучения

Популярная механика
От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта

Рейтинг российских звезд шоу-бизнеса и спорта до 40 лет

Forbes
Занятия балетом и еще 9 фактов из жизни Жана-Клода Ван Дамма Занятия балетом и еще 9 фактов из жизни Жана-Клода Ван Дамма

Путь Жан-Клода Ван Дамма к славе был труден и тернист

Cosmopolitan
Токсичное пятно Токсичное пятно

В результате аварии на ТЭЦ «Норникеля» нефтепродукты растеклись по рекам

Forbes
Нобелевскую премию по химии присудили за метод редактирования генома Нобелевскую премию по химии присудили за метод редактирования генома

Лауреатами Нобелевской премии по химии 2020 года стали две женщины

N+1
Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
Осенняя бессонница: что делать, чтобы быстро уснуть Осенняя бессонница: что делать, чтобы быстро уснуть

Осенью днем мы все время хотим спать, а ночью не можем заснуть

Cosmopolitan
Сообразим на троих Сообразим на троих

Сергей Студенников в одиночку создал гигантскую сеть «Красное & Белое»

Forbes
Размеры женской обуви: как правильно выбрать в магазине и при заказе онлайн Размеры женской обуви: как правильно выбрать в магазине и при заказе онлайн

Размер – один из важнейших, если не самый важный параметр при выборе обуви

Cosmopolitan
DANYA #6 DANYA #6

Как 18-летний сирота из Оренбурга стал кумиром зумеров

Forbes
Не надо паники! Не надо паники!

Что такое паническая атака, как ее избежать и как лечится такое состояние

Добрые советы
Больной человек Европы Больной человек Европы

История прокладки Багдадской железной дороги, приблизившей Первую мировую войну

Forbes
Хватит краснеть Хватит краснеть

Покраснение кожи далеко не всегда выражает волнение или смущение

Лиза
Иго: тирания или эффективный менеджмент? Иго: тирания или эффективный менеджмент?

Некоторые исследователи считали иго, несмотря на ужасы, прогрессивным явлением

Дилетант
Шпион, который всех покорил: ушел из жизни сэр Шон Коннери Шпион, который всех покорил: ушел из жизни сэр Шон Коннери

Сэр Шон Коннери навсегда останется в памяти настоящим английским аристократом

Forbes
IPO с нулевой суммой IPO с нулевой суммой

Кто платит за праздник доходностей на рынке первичных размещений

Forbes
8 фильмов об Италии 8 фильмов об Италии

Классические и современные фильмы, передающие дух Италии

GQ
От спроса к предложению От спроса к предложению

В 2018 году обозначился поворот в направлении экономики предложения

Forbes
Бетховен умер. Часть I Бетховен умер. Часть I

Cудьба наследия Бетховена в современном мире

Школа Masters
Объемный шоутех Объемный шоутех

Как новые технологии меняют индустрию развлечений

Forbes
Аналитики рассказали, что должны делать лидеры компаний, чтобы добиться успеха в 2021 году Аналитики рассказали, что должны делать лидеры компаний, чтобы добиться успеха в 2021 году

Что могут сделать компании, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно?

Inc.
Открыть в приложении