1Blocker: как программист из татарского посёлка зарабатывает миллионы с двумя сотрудниками на удалёнке
Летом 2015 года программист Салават Ханов остался без работы и денег. Он поехал к родителям в небольшой татарский посёлок Уруссу, где, работая с утра до ночи, написал мобильное приложение 1Blocker. Спустя несколько месяцев об этом блокировщике рекламы и нежелательного контента написали TechCrunch, The Washington Post и The New York Times, а Lifehacker прямо назвал его лучшим в своей категории. В 2019 году оборот приложения составил 15,2 млн руб. Ханов рассказал Inc., как провалил собеседование в «Яндекс», каким образом конференция Apple WWDC изменила его жизнь и за что он получил хейт от собственной аудитории.
Открытие Америки
Мобильными приложениями Салават заинтересовался ещё в старших классах школы. Даже завел пару блогов на WordPress: в одном рассказывал об iOS-приложениях, а в другом — об обработке фотографий на iPhone. Посещаемость росла, но спустя пару лет у Ханова сменились приоритеты: он поступил в Уфимский государственный авиационный технический университет на «Программную инженерию». Стало не до блогов, и Салават продал их одному из читателей за $2 тыс.
В студенческие годы интерес к мобильным приложениям перешел в практическую плоскость. Ханову хотелось уже самому создавать, а не рассказывать о чужих продуктах. Поэтому в свободное время он самостоятельно осваивал iOS-разработку с помощью видеокурсов и книг на английском языке. «Я видел, что профессия iOS-разработчика востребована. Ещё когда занимался блогами, мне попадалось много вакансий мобильных разработчиков от крупных компаний — „Яндекс”, Google», — вспоминает Салават.
На втором курсе Ханов подался на американскую программу студенческого обмена Global UGRAD: «Хотелось получить новый опыт, посмотреть другую страну, повысить уровень языка». В заявке он сделал упор на свою специальность — написал, что благодаря технологиям разработчики могут влиять на весь мир, не ограничиваясь своей страной. В итоге из нескольких тысяч кандидатов организаторы отобрали только шестерых. Одним из них оказался Салават.
Поездка в Америку произвела на начинающего разработчика сильное впечатление. По его собственному признанию, у него на многое открылись глаза. «Когда ты живешь в одном месте, то оказываешься в пузыре и думаешь, что можно жить только так. В Америке другая культура, люди открытые и расслабленные. Первое время после возвращения в Россию мне было грустно, так сильно понравилось в США», — признается Ханов.
Салават попал в Университет штата Миннесота в городе Мурхед, где продолжил учиться по направлению computer science и не раз отличился. Его включили в Dean’s List, куда «попадают лучшие студенты». Однажды Ханов даже представлял университет на местном конкурсе по программированию.
Российская альма-матер не оценила самовольную поездку своего студента в США. У Уфимского университета не было договора с американским вузом — поэтому семестр за границей не засчитали. Но бросать учебу Ханов не стал, справедливо рассудив, что «формальная галочка о высшем образовании» ещё пригодится, например, для получения рабочей визы в те же США.
Вместо «Яндекса» — Lapka
Академотпуск Салават решил провести в доме родителей в Уруссу — нужно было помочь им с домом и садом. Параллельно искал работу — «чтобы доказать университету, что они поступили неправильно». Dropbox и «Яндекс» как раз искали iOS-разработчиков, и Салават отправил резюме на позицию junior.
«Мне тогда казалось, что я всё знаю, а сейчас, когда я senior, наоборот, думаю, что знаю мало», — улыбается программист. На стажировку в Dropbox его не взяли без объяснения причин. «Яндекс» пригласил на звонок, но Салават его благополучно «завалил» — вопросы оказались для него «сложными и странными».
Найти работу в итоге помог младший брат — программист-самоучка Ренат. Он уходил с позиции iOS-разработчика в стартапе Lapka и предложил на своё место Салавата. Компания занималась производством датчиков для «интернета вещей», которые определяют количество нитратов в овощах и замеряют уровень радиации, влажности, температуры и электромагнитного излучения.
В Lapka Салават проработал на удалёнке до конца своего академа. «Больше всего мне нравилось чувствовать, что мы делаем крутой проект. Про Lapka писали TechCrunch и другие известные медиа, нашими продуктами пользовались крутые люди, — вспоминает разработчик. — Из минусов — не хватало менеджмента. Были дни, когда я не знал, что делать».
Благодаря Lapka, Ханов вновь оказался в Америке. В 2014 году компания отправила его в Калифорнию на всемирную конференцию для разработчиков Apple WWDC. Эта поездка разделила жизнь Салавата на «до» и «после». По его признанию, на конференции он получил «крутой и уникальный опыт», связи и мотивацию. «Я увидел, что с небольшой командой можно выходить в топы App Store, зарабатывать много денег, создавать классные, красивые приложения, которые получают всемирное признание», — говорит программист.