Мнение / Вино
Полет мечты
Первый, Второй и другие законы шампанского маркетинга.
Игорь Сердюк
Винный критик, обозреватель портала SWN
forbes.ru/serdyuk
Золотой век шампанского маркетинга начался под звездой, которую зажгла на своей исторической этикетке блистательная вдова Клико. Звезда означала пролетавшую над Землей в 1811 году комету, и упомянутое Пушкиным шампанское так и осталось в нашей памяти: «Вина Кометы брызнул ток»... Вероятно, любители вина и раньше учились искать в каждом урожае какие-то особенные приметы. Но именно «Вино Кометы» придало мысли о том, что каждый «миллезим» чем-нибудь примечателен (в общем-то, не очень оригинальной), сакральный смысл Первого закона винного маркетинга.
Приблизительно 30 лет спустя, когда Жозеф Круг, в ту пору коммивояжер шампанского дома Jacquesson, задумался о создании принципиально нового cuvee на базе нескольких резервных вин, он едва ли отдавал себе отчет, что стоит на пороге открытия Второго маркетингового закона, действующего в винном мире. Закон этот гласит, что узнаваемый стиль есть неоспоримая ценность. Ценность, которая воспринимается не только как признак стабильного качества, но и подтверждает потребителю его право на самоидентификацию.
Закон возымел силу уже очень скоро. Основанный Жозефом Кругом в 1843 году шампанский дом Krug (сегодня, кстати, выпускающий самое дорогое шампанское) сделал свое базовое Grande Cuvee предметом особенной гордости и престижа. А во второй половине XIX столетия «немиллезимные кюве» (то есть вина, составленные из нескольких урожаев) стали действительно базовыми для подавляющего большинства шампанских домов, обеспечив основу их долговременного благополучия.