Одинаковы с лица
Примерно каждый пятый предмет современного искусства, проданный на аукционе в 2019 году, был тиражным.
В слове «тиражный» некоторым чудится намек на вторичность, а уж словосочетание «тиражное искусство» и вовсе кажется оксюмороном: иногда я сталкиваюсь с мнением, что настоящее произведение искусства может существовать только в единственном экземпляре. Полагаю, это результат психотравмы советских времен, память о бесконечных «Витязях» и «Аленушках» на стенах хрущевских гостиных. Однако на арт-рынке тиражное искусство, или multiple art, — это не синоним дешевой фабричной репродукции. Его ключевое отличие в том, что производство нескольких экземпляров одного образца авторизовано самим художником: он так решил изначально. Тираж создается одновременно, все экземпляры равноценны.
А вот репродукция — это скорее побочный эффект славы, она копирует некогда созданную уникальную работу, произведением самостоятельным не является, и автор оригинала зачастую не подозревает о ее существовании. Тиражным искусством считается как серийное производство с одной матрицы (фотография, некоторые виды скульптуры и керамики), так и печатная графика: ксилография, литография, гравюра, шелкография и др. В аукционных каталогах все это относится к категории Prints & Multiples Art. Для широкой публики тиражное искусство остается одной из самых доступных точек входа на арт-рынок, возможностью начать коллекционировать, приобщиться к творчеству известных художников. А иногда покупка тиражного листа или предмета и вовсе единственная возможность приобрести творение того или иного автора. Особенно это касается художников уличных направлений вроде Бэнкси или авторов перформансов и хеппенингов, например Марины Абрамович. Тиражная графика знакома человечеству со времен Возрождения, но полноценным видом искусства стала примерно со времен Дюрера, который создавал уже самостоятельные тиражные композиции, а не репродукции своих работ. Следующим заметным этапом стала популяризация шелкографии в XX веке и в целом изменение отношения к тиражным вещам. Ответственным за это можно считать Уорхола и его арт-студию «Фабрика», где сразу печаталось столько вариантов каждого изображения в разных цветовых решениях, что исчезло само понятие оригинала. Каждый лист имел самостоятельную ценность — так бесчисленные «банки супа» и «мэрилин» стали иконами поп-арта. Тиражная графика постепенно сформировала самостоятельный сегмент арт-рынка со своими хитами и многомиллионными сделками. И если несколько лет назад продажа тиражного листа за шестизначную сумму была сенсацией, то сегодня ценами на тиражные работы того же Уорхола или Пикассо никого не удивишь.
Рынок тиражного искусства можно разделить на сегменты: высокий (с работами стоимостью от $1 млн), средний (с пяти- и шестизначными ценами) и доступный (с вещами, которые можно купить менее чем за $10 000–15 000). К верхнему сегменту принадлежат главным образом оригинальные малотиражные произведения, а в нижнем чаще встречаются более поздние и массовые тиражи. Так, рекордсменом прошлого года стал один из трех экземпляров метровой скульптуры «Кролик» Джеффа Кунса ($91 млн), а малоразмерные дубли его работ тиражом несколько тысяч могут стоить до $10 000. Разумеется, я говорю о предметах, производство которых авторизовано художником.
Особенность тиражной графики: если работы входят в портфолио (набор листов одной серии), то полный исходный комплект всегда дороже, чем суммарная стоимость листов из разрозненных комплектов.
Хороший пример — творчество того же Уорхола. Его портфолио из 10 листов под названием Marilyn Monroe (Marilyn), созданное в 1967 году, было выпущено в 250 экземплярах и является одной из самых часто продаваемых его работ. И если цена отдельных листов колеблется от $30 000 до $50 000, то полный набор из года в год входит в подборки самых дорогих тиражных предметов художника. За последние 30 лет портфолио было продано на аукционах по всему миру 30 раз, и самая высокая цена молотка, $3,85 млн, достигнута весной 2019-го. Объяснение простое: коллекционеры не торопятся расставаться с редким полным набором листов. Это делает его неплохим инвестиционным объектом: так, 137-й экземпляр портфолио, проданный в 2014-м за $1,8 млн, менее чем через год был перепродан за $1,895 млн. На ценность и ликвидность предмета влияет ряд факторов. Это наличие подписи (сделанной рукой художника или гравировки), номер и тираж, год изготовления, дополнительные отметки и штампы.