IPO Fix Price стало одним из крупнейших в России за последние 10 лет

ForbesБизнес

Миллиарды с низких цен

IPO сети магазинов Fix Price стало одним из крупнейших в России за последние 10 лет.

Текст: Елена Ганжур

Предприниматели Сергей Ломакин и Артем Хачатрян давно хотели, чтобы их успехи в бизнесе оценили не только конкуренты, но и инвесторы. В 2006-м они планировали провести IPO сети «Копейка», в 2012-м — «Центробуви», но все получилось только с Fix Price. Созданную ими сеть магазинов низких фиксированных цен в марте 2021 года инвесторы оценили по итогам IPO в $8,3 млрд, Ломакин и Хачатрян после размещения вошли в список миллиардеров Forbes с состоянием $3,4 млрд у каждого.

История Fix Price началась в 2007 году, за несколько месяцев до продажи крупнейшей на тот момент в стране сети дискаунтеров «Копейка», когда один из ее основателей Сергей Ломакин отправился в США изучать устройство магазинов фиксированных цен. «Формат показался нам идеально подходящим для российского потребителя, который еще помнил гиперинфляцию 1990-х и не был избалован широким предложением непродовольственных товаров по низкой цене», — рассказывает Сергей Ломакин Forbes. Первый магазин Fix Price Ломакин с Хачатряном открыли в декабре 2007 года, через год в сети было уже 70 магазинов. Сейчас почти 5000 торговых точек Fix Price работает в 79 российских регионах и странах бывшего СССР. Ломакин и Хачатрян развивают совместный бизнес без малого 25 лет. Первым розничным проектом предпринимателей была «Копейка», созданная в 1998 году. В 2007-м, когда количество магазинов перевалило за 300, а выручка составила почти $1 млрд, Ломакин и Хачатрян продали свои доли банку «Уралсиб», по оценкам, за $220–250 млн (позже магазины «Копейки» приобрела X5 Retail Group).

Но из розницы предприниматели не ушли. В том же году приобрели 25% уральской сети «Монетка» и запустили Fix Price, а через год занялись развитием сети «Центробувь». По словам Ломакина, основатели «Центробуви» попросили его «помочь финансами». Вместе с Хачатряном они купили треть акций компании за $35 млн, предприниматели планировали увеличить сеть обувных дискаунтеров с 300 до 1000 магазинов, но в итоге она выросла к 2014 году до 1500 торговых точек. С оценкой более $1,5 млрд сеть собиралась выйти на IPO. Весной 2016 года выяснилось, что у «Центробуви» огромные долги, в марте 2017-го компания была признана банкротом, временный управляющий сообщил в суде, что кредиторы требуют вернуть им 23,5 млрд рублей. В 2016 году Сергея Ломакина обвинили в хищении кредита Газпромбанка, выданного на развитие «Центробуви», и объявили в федеральный розыск, через два года дело было прекращено.

Самые известные сети

1 — Fix Price; 2 — Пятерочка; 3 — Магнит; 4 — Гипермаркет Лента; 5 — Светофор; 6 — Семейный Магнит; 7 — Красное & Белое; 8 — О’Кей; 9 — Перекресток; 10 — Ашан; 11 — Бристоль; 12 — Карусель; 13 — Ашан Сити; 14 — Супермаркет Лента; 15 — ВкусВилл

32% продаж в России приходится на дискаунтеры

«Надо было больше времени уделять «Центробуви», — признавался Артем Хачатрян в беседе с Forbes летом 2016 года. — Когда инвестируешь, нужно участвовать в развитии бизнеса, а я этого не делал. Поэтому и вышло: вложили 100 рублей, а получили 50». Для своего главного проекта — Fix Price — предприниматели времени не пожалели. Формат, выбранный Ломакиным и Хачатряном для этого проекта, давно и успешно развивался за границей. Одни из самых популярных сетей dollar store (универсамов с широким ассортиментом, где все товары продаются по одной цене) — это американские Dollar Tree и 99 Cents Only Stores и японская Daiso.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении