Как работает крупнейший гринфилд-проект Владимира Потанина в Забайкалье

ForbesБизнес

Где золото роют в горах

Как работает крупнейший гринфилд-проект Владимира Потанина в Забайкалье.

Текст Дмитрий Яковенко, Алекс Будрис. Фото Алексей Иванов для Forbesс

Производственная мощность Быстринского ГОКа — 10 млн т руды в год. В 2021 году комбинат произвел 68 000 т медного концентрата, 8 т золота (в медном и золотом концентратах) и 2,6 млн т железорудного концентрата. Доля меди составляет почти 20% от общего производства «Норникеля».

«По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах», — пелось в дореволюционной песне о судьбе каторжников, оказавшихся на задворках Российской империи. В начале 2000-х добывать золото в труднодоступный горный район на границе между Китаем и Монголией пришел «Норильский никель». Компания Владимира Потанина и Михаила Прохорова заинтересовалась Быстринским месторождением. Его открыли еще в XIX веке, но в 1950-х признали неперспективным — исследования показали, что месторождение содержит всего 31 000 т меди.

В 1990-е годы исследования, которые велись Читинской областью (она была упразднена в 2008 году, став частью Забайкальского края), показали другие цифры. Как рассказывал в одном из интервью бывший глава администрации Читинской области Равиль Гениатулин, руководство «Норникеля» заинтересовал буклет «Инвестиционные проекты Забайкалья», в котором описывались запасы Быстринского месторождения с оценкой 1 млн т меди и 30 т золота. В 2005 году «Норильский никель» купил лицензию на месторождение за 701 млн рублей и начал геологоразведку. Оказалось, что металла в земле еще больше — 2,3 млн т меди, 295 т золота, а также 73,5 млн т железа.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении