Детали новых российских ракет будут смешивать
Перспективные ракеты на самарском заводе «Прогресс» собирают с помощью новой технологии сварки – без электродуги, трением и перемешиванием.

На заводе ракетно-космического центра «Прогресс» внедряют новую технологию соединения металлических деталей — сварку трением с перемешиванием. По ряду параметров она выигрывает у классической аргоновой электродуговой сварки, которой соединяют толстые алюминиевые листы — детали топливных баков ракет «Союз-2». Фонд развития промышленности (ФРП) организовал для журналистов поездку в Самару, дав возможность своими глазами посмотреть, как огромная сила мешает холодный алюминий, словно кашу в кастрюле.

Сейчас трехступенчатая «Союз-2» — пожалуй, главная ракета России. Именно она в последние пять лет выводит на орбиту пилотируемые корабли «Союз», летящие к космическим станциям, и космические грузовики «Прогресс», которые возят на станцию воду, кислород и другие полезные вещи. Изготавливают такие ракеты в Самаре, на заводе РКЦ «Прогресс». Здесь же будут строить и новые, более мощные ракеты «Союз-5» («Иртыш»).
«Союз-5» будет не слишком похож на «Союз-2». У носителя будет две ступени, причем все элементы первой ступени будут спрятаны под единым внешним корпусом. Будет отличаться и производственный процесс. Дело в том, что изогнутые алюминиевые листы, составляющие топливные баки российских ракет, до сих пор сваривают вручную, аргоновой дуговой сваркой. На производстве топливных баков «Союза-5» вместо людей будет работать машина — аппарат для сварки трением с перемешиванием (СТП).