В плену антиутопий
В 2021 году настоящая битва экосистем развернулась между «Яндексом» и «Сбером». За что они сражаются и окончится ли вообще эта война?
Еще недавно «Яндекс» и «Сбер» были партнерами, их совместное предприятие просуществовало с 2017 до июля 2020 года, когда был завершен раздел активов: «Яндекс» забрал себе «Яндекс.Маркет», а «Сбер» — «Яндекс.Деньги». Позже глава Сбербанка Герман Греф признался, что каждый из партнеров строит свою экосистему и конкуренция идет «практически по всем фронтам».
В 2021 году эта конкуренция только обострилась: выручку от нетрадиционных для себя бизнесов обе компании увеличивают в разы и уже объявили, что будут тратить на развитие экосистем сотни миллионов долларов. «СберМаркет» противостоит «Яндекс.Маркету», «Яндекс.Лавка» конкурирует с «Самокатом», «Кинопоиск» — с Okko, «Яндекс.Карты» — с 2GIS. («Самокат» и 2GIS входят в совместное предприятие «Сбера» и VK «О2О Холдинг»). Только за первое полугодие 2021 года «Сбер» потратил на нефинансовые сервисы $1 млрд, а в ближайшие три года хочет вложить еще 300–350 млрд рублей, или более $4 млрд, говорила финансовый директор Сбербанка Александра Бурико. Капитальные затраты «Яндекса» за девять месяцев 2021 года составили $354 млн, а за весь 2020 год — $332,3 млн. Финансовый директор «Яндекса» Светлана Демяшкевич говорила, что только на электронную коммерцию («Яндекс.Маркет», «Яндекс. Лавка» и «Яндекс.Еда») компания потратит $600–650 млн, хотя раньше планировалось инвестировать $400–500 млн.
И вряд ли это можно назвать конкуренцией ради конкуренции: на кону рынки объемом в миллиарды долларов и будущая оценка компаний инвесторами. Пока в оценке «Сбера» нефинансовые сервисы экосистемы отсутствуют, так как их выручка хотя и растет, занимает менее 5% от общего объема. Если доля цифровых сервисов в общей выручке вырастет хотя бы до трети, инвесторы начнут оценивать «Сбер» не как банк, а именно как цифровую экосистему, говорит управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Андрей Русецкий. Тогда «Сбер» приблизится к классической оценке IT-компаний и должен будет стоить не менее 10 прибылей, считает он, на начало декабря 2021-го это более $200 млрд. Текущая капитализация «Сбера», по словам Русецкого, $95 млрд (коэффициент к прибыли 2021 года — 5,4, к прогнозируемой прибыли 2022 года — 5,1). Для сравнения: «Яндекс» оценивается с мультипликатором 100 к прибыли 2021 года и 35 к прогнозируемой прибыли 2022