Немецкий ретейлер Metro Сash & Carry сдает позиции и меняет форматы

ForbesБизнес

Авария в метро

Немецкий ретейлер Metro Сash & Carry сдает позиции и меняет форматы.

Текст: Екатерина Кравченко, Софья Капалина

Предпочтения покупателей меняются, и гипермаркеты не поспевают за ними

Золотые времена для западных торговых гигантов в России прошли. Их огромные супермаркеты проигрывают конкуренцию магазинам шаговой доступности и интернет-торговле. Один из флагманов европейского ретейла немецкая Metro Сash & Carry в 2018-м снизила выручку на 6,1% и сместилась в рейтинге крупнейших иностранных компаний, работающих в России, с 6-го на 10-е место (а в 2017 году она была на 2-м); французский Auchan пока лидирует в рейтинге, хотя и его выручка упала на 8%. Почему торговый формат из Германии «магазин для магазинов» теряет популярность в России?

Жертва политики

«Здесь все будет, как на Западе», — обещал председатель правления Metro Сash & Сarry Томас Хюбнер в 2002-м, через год после открытия первого российского Metro Сash & Carry. Стартовали немцы в российской столице весело и шумно — с ансамблем песен и плясок и мэром Москвы Юрием Лужковым. В июле 2019 года в московском районе Солнцево Metro Сash & Сarry буднично открыла свой 94-й магазин в России. Сергей Собянин поздравил сотрудников немецкой компании с Днем торговли и сказал, что им предстоит работать на сложном, но перспективном рынке. В последние годы перспективы у Metro Сash & Carry не самые радужные: c 2014 по 2018 год выручка российского подразделения сократилась на €1,5 млрд, до €2,8 млрд.

В 2000-е годы Россия была одним из самых быстрорастущих и прибыльных рынков для немецкой компании. Объемы торговли росли, маржа по отдельным видам товаров доходила до 70% при средней в Европе 5%, вспоминает бывший менеджер по закупкам компании Татьяна Глухарева. Одной из причин нынешних проблем компании аналитики называют, как это ни странно, методичность и основательность немцев, которые не успевают реагировать на стремительные изменения покупательских предпочтений. «Цифровизация бизнеса требует менять подходы в торговле, выручка и доля Metro cокращается из-за роста конкуренции, и бизнес-модель требует кардинальных корректировок, — считает бывший глава Metro Сash & Carry в России Джери Калмис. — Я старался проводить изменения в бизнесе настолько быстро, насколько это было возможно».

Калмиса назначили руководителем российского Metro Сash & Carry в 2016 году, он должен был ускорить инерционную и неповоротливую модель, но он покинул должность генерального директора в июне 2019 года, за пять месяцев до истечения контракта. Причины своего ухода Калмис не комментирует. «Во-первых, я подписал соглашение о неразглашении информации. Во-вторых, со мной полностью не расплатились», — объясняет он в интервью Forbes. «Metro Сash & Carry Россия» — очень сильная компания, этот бизнес генерирует хороший поток $3 млрд в год. Я до сих пор покупаю продукты в Metro. И иногда, не найдя что-то в магазине, я фотографирую опустевшую полку и отправляю бывшим коллегам с вопросом «Где мой продукт?» — рассказывает Калмис. Ему на смену пришел бывший директор украинского Metro Сash & Carry Мартин Шумахер. При нем развивались драматические события на Донбассе и в Крыму, повлиявшие и на бизнес компании. Рассказывать о них подробно он отказывается. «Политические изменения коснулись многих рынков. По моему наблюдению, они стали вызовом и оказали негативное влияние в краткосрочной перспективе, но позволили переосмыслить подход к бизнесу в долгосрочной», — краток Шумахер.

В марте 2014 года прошел референдум в Крыму, и полуостров вошел в состав России. Германия присоединение не признала, магазины сети в Симферополе и Севастополе оказались в зоне со спорным политическим статусом, и в итоге ими управляет головной офис. «Сейчас два магазина в Крыму управляются отдельными предприятиями Metro, которые не контролируются «Metro Сash & Carry Россия» или «Metro Сash & Carry Украина», — объяснил Forbes представитель штаб-квартиры Metro Сash & Carry в Дюссельдорфе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Как Сергей Гордеев управляет крупнейшей строительной компанией России

Forbes
Топ-15 мини-сериалов с самым высоким рейтингом (зарубежные + отечественные) Топ-15 мини-сериалов с самым высоким рейтингом (зарубежные + отечественные)

Когда хочется нового и классного, но при этом нет времени

Playboy
Бешеные деньги Бешеные деньги

Правила жизни в эпоху низких ставок

Forbes
Рынок свободной любви: как экономика влияет на отношения, а отношения — на экономику Рынок свободной любви: как экономика влияет на отношения, а отношения — на экономику

Что теперь представляет собой экономика любви в мире миллениалов

Forbes
Дым отечества Дым отечества

Сын Михаила Фридмана не избалован семейным теплом и деньгами

Forbes
Муся Тотибадзе: «Мне не хватает романтики в нашей жизни» Муся Тотибадзе: «Мне не хватает романтики в нашей жизни»

Кто такая Муся Тотибадзе и кем она видит себя в первую очередь

РБК
Мировые люди Мировые люди

Самые высокооплачиваемые российские спортсмены 2010-х

Forbes
Нужно для счастья Нужно для счастья

Ингеборга Дапкунайте о том, много ли нужно для счастья одному человеку

Домашний Очаг
Дорогая улыбка Дорогая улыбка

Тамаз Мчедлидзе создал крупнейшую в России стоматологическую сеть

Forbes
Как влиться в коллектив, если ты не пьешь? 4 подсказки, которые работают Как влиться в коллектив, если ты не пьешь? 4 подсказки, которые работают

Быть другим — вовсе не значит, что ты обречен стать изгоем

Playboy
Народные ремесла Народные ремесла

Основатели сайта о рекламе Adme создали крупнейшую фабрику контента для YouTube

Forbes
5 мифов об интровертах и экстравертах 5 мифов об интровертах и экстравертах

Мы не до конца понимаем разницу между интроверсией и экстраверсией

Psychologies
Идеальная пара Идеальная пара

Обувной бренд duet.by.me зарабатывает десятки миллионов рублей

Forbes
Как и зачем людям пришлось стать мирными Как и зачем людям пришлось стать мирными

Почему человеку выгодно не быть агрессивным

Psychologies
Родное плечо Родное плечо

Александр Колобов провел свою сеть «Шоколадница» через все кризисы

Forbes
«Француженки голосовали за Макрона, потому что он — не мачо». Фредерик Бегбедер про эпоху цинизма, век феминизма и французскую любовь «Француженки голосовали за Макрона, потому что он — не мачо». Фредерик Бегбедер про эпоху цинизма, век феминизма и французскую любовь

Фредерик Бегбедер из циника превратился в сентиментального отца семейства

Forbes
Крошка Ро Крошка Ро

Блогер Марьяна Ро выбралась в реальный мир без одежды

Maxim
«Колеса» без тормозов «Колеса» без тормозов

Боится ли хоть чего-нибудь Игорь Рудников?

Русский репортер
Настоящий полковник Настоящий полковник

Строительный и вещевой рынки сделали Владимира Лещикова миллиардером

Forbes
Даниил Медведев о любви к спорту, к родине и просто о любви Даниил Медведев о любви к спорту, к родине и просто о любви

Теннисист Даниил Медведев пообщался с Vogue накануне финала US Open

Vogue
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Как убрать лёд с лобового стекла Как убрать лёд с лобового стекла

Для владельца авто зима означает только одно — замёрзшие стёкла

Популярная механика
Больше не игрушки Больше не игрушки

Рынок киберспорта на постсоветском пространстве измеряется миллионами долларов

Forbes
Главный дизайнер интерьеров Bentley — о ДНК бренда и нейросетях Главный дизайнер интерьеров Bentley — о ДНК бренда и нейросетях

Премьера нового Bentley Flying Spur — спортивного седана класса Gran Turismo

РБК
Новая стройка Новая стройка

Как изменились правила игры на рынке недвижимости

Forbes
На реконструкции На реконструкции

Выясняем, какой кератин на самом деле нужен волосам

Glamour
Герой Volkswagen Герой Volkswagen

Почему Фердинанд Пиех считал, что бизнес — это война

Forbes
Я так устала! Я так устала!

8 советов, как правильно расставить приоритеты

9 месяцев
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Две большие розницы: online vs offline Две большие розницы: online vs offline

Новые технологии и падение доходов изменили потребительское поведение россиян

РБК
Открыть в приложении