Немецкий ретейлер Metro Сash & Carry сдает позиции и меняет форматы

ForbesБизнес

Авария в метро

Немецкий ретейлер Metro Сash & Carry сдает позиции и меняет форматы.

Текст: Екатерина Кравченко, Софья Капалина

Предпочтения покупателей меняются, и гипермаркеты не поспевают за ними

Золотые времена для западных торговых гигантов в России прошли. Их огромные супермаркеты проигрывают конкуренцию магазинам шаговой доступности и интернет-торговле. Один из флагманов европейского ретейла немецкая Metro Сash & Carry в 2018-м снизила выручку на 6,1% и сместилась в рейтинге крупнейших иностранных компаний, работающих в России, с 6-го на 10-е место (а в 2017 году она была на 2-м); французский Auchan пока лидирует в рейтинге, хотя и его выручка упала на 8%. Почему торговый формат из Германии «магазин для магазинов» теряет популярность в России?

Жертва политики

«Здесь все будет, как на Западе», — обещал председатель правления Metro Сash & Сarry Томас Хюбнер в 2002-м, через год после открытия первого российского Metro Сash & Carry. Стартовали немцы в российской столице весело и шумно — с ансамблем песен и плясок и мэром Москвы Юрием Лужковым. В июле 2019 года в московском районе Солнцево Metro Сash & Сarry буднично открыла свой 94-й магазин в России. Сергей Собянин поздравил сотрудников немецкой компании с Днем торговли и сказал, что им предстоит работать на сложном, но перспективном рынке. В последние годы перспективы у Metro Сash & Carry не самые радужные: c 2014 по 2018 год выручка российского подразделения сократилась на €1,5 млрд, до €2,8 млрд.

В 2000-е годы Россия была одним из самых быстрорастущих и прибыльных рынков для немецкой компании. Объемы торговли росли, маржа по отдельным видам товаров доходила до 70% при средней в Европе 5%, вспоминает бывший менеджер по закупкам компании Татьяна Глухарева. Одной из причин нынешних проблем компании аналитики называют, как это ни странно, методичность и основательность немцев, которые не успевают реагировать на стремительные изменения покупательских предпочтений. «Цифровизация бизнеса требует менять подходы в торговле, выручка и доля Metro cокращается из-за роста конкуренции, и бизнес-модель требует кардинальных корректировок, — считает бывший глава Metro Сash & Carry в России Джери Калмис. — Я старался проводить изменения в бизнесе настолько быстро, насколько это было возможно».

Калмиса назначили руководителем российского Metro Сash & Carry в 2016 году, он должен был ускорить инерционную и неповоротливую модель, но он покинул должность генерального директора в июне 2019 года, за пять месяцев до истечения контракта. Причины своего ухода Калмис не комментирует. «Во-первых, я подписал соглашение о неразглашении информации. Во-вторых, со мной полностью не расплатились», — объясняет он в интервью Forbes. «Metro Сash & Carry Россия» — очень сильная компания, этот бизнес генерирует хороший поток $3 млрд в год. Я до сих пор покупаю продукты в Metro. И иногда, не найдя что-то в магазине, я фотографирую опустевшую полку и отправляю бывшим коллегам с вопросом «Где мой продукт?» — рассказывает Калмис. Ему на смену пришел бывший директор украинского Metro Сash & Carry Мартин Шумахер. При нем развивались драматические события на Донбассе и в Крыму, повлиявшие и на бизнес компании. Рассказывать о них подробно он отказывается. «Политические изменения коснулись многих рынков. По моему наблюдению, они стали вызовом и оказали негативное влияние в краткосрочной перспективе, но позволили переосмыслить подход к бизнесу в долгосрочной», — краток Шумахер.

В марте 2014 года прошел референдум в Крыму, и полуостров вошел в состав России. Германия присоединение не признала, магазины сети в Симферополе и Севастополе оказались в зоне со спорным политическим статусом, и в итоге ими управляет головной офис. «Сейчас два магазина в Крыму управляются отдельными предприятиями Metro, которые не контролируются «Metro Сash & Carry Россия» или «Metro Сash & Carry Украина», — объяснил Forbes представитель штаб-квартиры Metro Сash & Carry в Дюссельдорфе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 самых сексуальных женщин страны: 52-1 100 самых сексуальных женщин страны: 52-1

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Голливуди Голливуди

Вуди Харрельсон и корреспондент Esquire перешли через дорогу и попали в нирвану

Esquire
Сносное жилье Сносное жилье

Как устроена московская реновация и кто уже зарабатывает на ней миллиарды

Forbes
Экономика «боев без правил»: сколько боец ММА тратит на подготовку к бою и лечение после Экономика «боев без правил»: сколько боец ММА тратит на подготовку к бою и лечение после

Боец UFC Никита Крылов рассказывает, как потратил 2 млн рублей на восстановление

Forbes
В хорошей форме В хорошей форме

Совокупное состояние участниц рейтинга богатейших женщин страны — $9,9 млрд

Forbes
«Легкие» планеты охвачены огнем: так ли это на самом деле «Легкие» планеты охвачены огнем: так ли это на самом деле

Пожары, охватившие джунгли Амазонки, привлекли внимание всего мира

Популярная механика
Заносчивый характер Заносчивый характер

Как автодорожное хулиганство превратилось в весьма успешный вид спорта

Forbes
Все вокруг ходят в поношенных ботинках Все вокруг ходят в поношенных ботинках

Стоит ли и вам присоединиться к компании Брэда Питта и Эдди Редмэйна?

GQ
Кризис управления Кризис управления

Государство не может потратить триллионы рублей, но продолжает отъем денег

Forbes
Дайте два! Дайте два!

Год назад у Елены Кулецкой и Станислава Романовского родилась еще одна девочка

OK!
Третье полушарие Третье полушарие

Программист из Орехово-Зуева заработал $2 млн на роботах для прокачки мозга

Forbes
Золотистые, синелицые, курносые Золотистые, синелицые, курносые

В Европе золотистую обезьяну первоначально назвали рокселланов ринопитек

Наука и жизнь
Клубничный рейд Клубничный рейд

Экс-кандидат в президенты России борется с бывшей женой за совхозные земли

Forbes
Как Питер Линдберг создал феномен супермоделей Как Питер Линдберг создал феномен супермоделей

Как Питер Линдберг поменял наше представление о женской красоте

Vogue
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Как Сергей Гордеев управляет крупнейшей строительной компанией России

Forbes
Откуда у Николаса Кейджа столько классных пиджаков? Откуда у Николаса Кейджа столько классных пиджаков?

Мы изучили коллекцию Николаса Кейджа и отобрали самые крутые модели

GQ
Новая стройка Новая стройка

Как изменились правила игры на рынке недвижимости

Forbes
Почему вам стоит обратить внимание на регби Почему вам стоит обратить внимание на регби

И наконец-то перестать путать этот вид спорта с американским футболом

GQ
Сладкие миллиарды Сладкие миллиарды

Как сестры построили агрохолдинг «Трио» в Липецке с выручкой 17,1 млрд рублей

Forbes
Фрагмент романа Алекса Хейли Фрагмент романа Алекса Хейли

В октябре в издательстве «Бомбора» выходит роман «Корни» Алекса Хейли

Esquire
Новые Медичи Новые Медичи

Глава Tod’s Диего Делла Валле выделил €25 млн на реставрацию римского Колизея

Forbes
Мусор превращается: 5 мужских марок, которые делают одежду из переработанных материалов Мусор превращается: 5 мужских марок, которые делают одежду из переработанных материалов

Как модные марки используют переработанные материалы

Esquire
Бедный мальчик Бедный мальчик

Кто помогает Абрамовичу-младшему заниматься бизнесом

Forbes
Почему не стоит точить нож газонокосилки самостоятельно, не имея опыта? Почему не стоит точить нож газонокосилки самостоятельно, не имея опыта?

Советы по самостоятельной заточке ножей газонокосилки

CHIP
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Когда я ем, я глух и нем: как музыка влияет на наш аппетит и решения о покупках Когда я ем, я глух и нем: как музыка влияет на наш аппетит и решения о покупках

Как музыка в ресторанах и магазинах влияет на то, что и когда мы покупаем?

Psychologies
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
«Рэмбо: Последняя кровь» – невменяемое кино и уникальный артефакт «Рэмбо: Последняя кровь» – невменяемое кино и уникальный артефакт

«Рэмбо: Последняя кровь» – это не фильм, а машина времени

GQ
Герой Volkswagen Герой Volkswagen

Почему Фердинанд Пиех считал, что бизнес — это война

Forbes
Сати Казанова: «Всегда была, да и остаюсь непокорной» Сати Казанова: «Всегда была, да и остаюсь непокорной»

Я дважды всплакнула — сначала от возмущения, потом от понимания своей неправоты

Караван историй
Открыть в приложении