Идеальная пара
Обувной бренд duet.by.me зарабатывает десятки миллионов рублей, продавая обувь по индивидуальным меркам.
Инстаграм-аккаунт московского обувного бренда duet.by.me напоминает страничку мультибрендового бутика. Многие модели обуви на стильных снимках похожи на аналогичные пары дорогих брендов. Сходство неслучайно. Основатели бренда duet.by.me Арман Хачатрян и Александра Ганкевич продают такую стандартную обувь небольшими партиями под заказ. «Мы хотели поначалу сэкономить на аренде склада, а потом поняли, что это и есть наша бизнес-модель», — говорит Хачатрян. Сегодня на продажу стандартных пар приходится половина выручки, еще половину приносит пошив штучных пар обуви по индивидуальным меркам. На них предприниматели собираются зарабатывать в будущем. В 2019 году совокупный оборот duet.by.me составил 65 млн рублей, прибыль — 30 млн рублей.
Первую пару обуви сооснователь марки duet.by.me 44-летний Арман Хачатрян сделал в тринадцатилетнем возрасте — его отец Виктор Хачатрян, главный дизайнер Ереванского торгово-производственного обувного объединения «Масис», разрешал сыну приходить в цех, наблюдать за мастерами и пробовать работать у станка. В середине 1990-х семья перебралась в Санкт-Петербург, где отцу предложили работу на одной из обувных фабрик. Еще студентом третьего курса местной Академии художеств Хачатрян-младший попал в обувной кластер, где несколько небольших производств работали под одной крышей. Там он подружился с обувщиками, они разрешали производить на своих станках мужские ботинки. К окончанию вуза Хачатрян обзавелся клиентами-оптовиками, арендовал отдельное помещение и нанял трех сотрудников. Поначалу выпускал 100 пар в месяц, а в начале 2000-х небольшая мастерская производила уже 1500 пар.
В начале нулевых отец с сыном вместе запустили обувную фабрику «Викарм» в Москве, куда переехали незадолго до этого. Инвестиции составили около $10 000–15 000. Обувь стали производить под маркой Arman — созвучно с Armani. Пара в продаже стоила в среднем 3500–4500 рублей. Заказчиками были московские несетевые обувные центры. «Найти покупателей было несложно — нас на рынке еще с питерских времен все знали. Я регулярно ездил в Италию, подсматривал там новые модели, которые мы старались выпустить быстрее крупных брендов», — рассказывает Хачатрян. К 2008 году бизнес Хачатрянов разросся. Вместе с партнерами они даже приобрели еще один обувной цех у компании Carlo Pazolini. На пике роста семейное предприятие производило на двух фабриках по 10 000 пар обуви в месяц. Годовая выручка составляла 30 млн рублей, прибыль — около 12 млн рублей. Спустя четыре года на смену стабильному росту пришло падение: несетевые обувные магазины-клиенты «Викарм» закрывались, вспоминает Хачатрян. На обувном рынке в тот период увеличилась доля крупных обувных сетей, отмечают аналитики Discovery Research Group. По итогам 2012 года предприниматель получил убыток в 10 млн рублей.