Ежегодный топ-50 иностранных компаний

ForbesБизнес

50 иностранных компаний

Динамика роста участников ежегодного рейтинга Forbes снизилась с 10% до 4%, за год они заработали в России 7,1 трлн рублей

Над проектом работали Андрей Злобин, Анастасия Ляликова, Игорь Попов (редактор)

Фольксваген Груп Рус. Отрасль: автомобилестроение. Штаб-квартира: Германия

Падение «Ашана» и взлет «Рено»

«Автоваз» вывел французского автогиганта в лидеры иностранного бизнеса в России.

В декабре 2018 года Alliance Rostec Auto, созданный российским «Ростехом» и французским Renault, закончил трехлетнюю реструктуризацию долга «Автоваза», в ходе которой доля двух основных акционеров автозавода то увеличивалась, то снижалась. 2019 год Alliance Rostec Auto BV начинал владельцем 100% «Автоваза», французам в СП на тот момент принадлежало около 68%. Выручка тольяттинского автозавода, которую мы на этот раз посчитали суммарно с «Рено Россия», переместила французского автопроизводителя в рейтинге крупнейших иностранных компаний с 16-го места на первое, с отрывом от занявшей строчку ниже Philip Morris International более чем на 100 млрд рублей. Французский ретейлер Auchan Holding, возглавлявший рейтинг пять лет подряд, скатился на пятое место. Наращивающая выручку в последние два года Volkswagen Group заняла третье место, четвертое — торговая сеть Leroy Merlin.

Суммарно 50 крупнейших иностранных компаний в России заработали в 2019 году 7,1 трлн рублей — всего на 3,92% больше, чем годом ранее (в 2018 году суммарная выручка выросла на 10,2%, в 2017 году — на 3,3%). С отрицательной динамикой отработали 17 компаний, худшие показатели у японской Nissan — минус 9,7%, американского McDonald’s (минус 8,5%) и австрийской деревообрабатывающей компании Mondi Group (минус 7,8%). Лидерами роста стали американские Google (25,3%) и Mars (25,1%), голландская Royal Dutch Shell (22,2%), немецкая BMW Group (20,2%) и фармацевтический гигант из Швейцарии Novartis (19,2%).

Самое большое представительство в рейтинге у компаний из США и Германии (по девять фирм на страну). Больше всего участников нашего списка занимается автомобилестроением (12), производством пищевых продуктов (8) и торговлей (7). Судя по исследованию инвестиционной привлекательности стран Европы компании Ernst & Young, российское машиностроение и производство продовольствия все еще в тренде: в 2019 году максимальное количество сделок иностранные инвесторы заключили в российском агропродовольственном секторе (41), на втором месте производство машин и оборудования — 23 сделки. Из-за жесткой конкуренции в российском ретейле, которая нашла отражение и в нашем рейтинге (четыре торговые компании из семи отработали в минус), в торговлю иностранцы уже не вкладываются. В 2019 году 191 проект в России получил иностранные инвестиции, это на 9% меньше, чем годом ранее. При этом Россия сохранила по этому показателю девятое место в двадцатке наиболее привлекательных для инвестиций стран.

По данным KPMG, активность иностранцев на российском рынке слияний и поглощений в 2019 году выросла на 49,5%, зарубежные инвесторы за год заключили сделок на $20,9 млрд. В компании отмечают, что «по мере адаптации российской экономики к санкциям, введенным США и ЕС в 2014 году, менялось и восприятие их эффекта, и сегодня представители многих иностранных компаний открыто заявляют, что санкции, пусть даже и оказали негативное влияние, не нанесли прямого ущерба основным видам бизнеса». Совместный индекс Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и исследовательской компании GFK, отражающий настроения европейских компаний, которые работают в России, в 2019 году находился на отметке 140 пунктов в зоне «положительных ожиданий» (она начинается с отметки 130 пунктов), до уровня 2013 года не хватало всего четыре пункта. Пандемия коронавируса уронила этот индекс до 117 пунктов. Большинство руководителей работающих в России компаний — членов АЕБ (56% от всех опрошенных) рассказали, что в 2020 году бизнес идет хуже, чем ожидалось. В то же время 68% участников исследования рассчитывают на увеличение оборотов своих компаний в перспективе ближайших трех лет, а 51% опрошенных — на увеличение прибыли.

Что мешает бизнесу в России?

% от опрошенных

Куда вкладывают иностранцы

Коронавирус и европейский бизнес в России

% от опрошенных

Топ-10 стран, инвестировавших в российскую экономику

Число сделок в 2019 году

Источник: Ernst & Young, Gfk Rus

Как мы считали

В список включены компании, более чем на 50% принадлежащие иностранным владельцам. Они ранжируются по совокупной выручке, полученной в 2019 году. В итоговую цифру по выручке включались данные всех российских активов иностранной компании. Мы не включаем в список банки, страховые, лизинговые, инвестиционные и другие финансовые компании ввиду их существенных отличий от торговых и промышленных компаний в бизнесе и бухгалтерском учете. Не учитывались и компании, деятельность которых сводится к управлению активами. За основу оценки выручки взяты сведения, официально предоставленные компаниями, их годовые отчеты с консолидированной выручкой российских активов, данные, представленные в системе СПАРК. При отсутствии официальной информации взята расчетная оценка, основанная на данных о финансовом положении головной компании и подразделений. Выручка указана в рублях, выручка в других валютах пересчитана по средним курсам за 2019 год.

Топ-50 иностранных компаний

1. Рено Россия, Автоваз / Groupe Renault, автомобилестроение

  • Страна: Франция
  • Начало работы в России: 1998
  • Выручка в 2019 году, млрд руб.: 435,5
  • Выручка в 2018 году, млрд руб.: 429,1
  • Изменение, %: 1,5
  • Глобальная выручка в 2019 году, млрд руб.: 4026,4
  • Доля, %*: 10,8

Компания основана в 1899 году братьями Луи, Марселем и Фернаном Рено. Через 17 лет было создано акционерное общество «Рено Россия», которое производило авто французской марки в Петрограде и Рыбинске. После революции заводы были национализированы. Вернулся Renault в Россию в 1960-х, в 1970 году компания подписала с СССР соглашение о развитии советского автопрома. В 1998-м Renault и правительство Москвы создали СП «Автофрамос», собиравшее Renault на АЗЛК, в 2012-м Renault увеличил долю в нем до 100% и два года спустя переименовал предприятие в «Рено Россия». В 2008-м альянс Renault-Nissan приобрел 25% «Автоваза», через четыре года был создан Alliance Rostec Auto BV — СП Renault и «Ростеха», через него французский концерн начал увеличивать присутствие на «Автовазе». В январе 2019-го Alliance Rostec Auto BV стал владельцем 100% «Автоваза». У французов в СП около 68%.

*Здесь и далее указана доля российской выручки в мировой выручке

2. ФМСМ / Philip Morris International, табачная промышленность

  • Страна: Швейцария
  • Начало работы в России: 1992
  • Выручка в 2019 году, млрд руб.: 333,3
  • Выручка в 2018 году, млрд руб.: 296,5
  • Изменение, %: 12,4
  • Глобальная выручка в 2019 году, млрд руб.: 1928,7
  • Доля, %: 17,3

Philip Morris International (PMI) по глобальной выручке ($29,8 млрд) уступает не только китайскому гиганту China National Tobacco Corporation, но и западным конкурентам — Imperial Tobacco ($40,3 млрд) и British American Tobacco ($33 млрд). Но по рыночной стоимости значительно их опережает — $118,3 млрд (стоимость BAT — $64,6 млрд). В России на конец 2019 года компания занимала, по собственным данным, 30,1% рынка, уступая только Japan Tobacco International (около 40%). Имеет две фабрики полного цикла — в Ленинградской области («Филип Моррис Ижора», крупнейшее предприятие компании в Восточной Европе) и в Краснодаре, в модернизацию последней вложено почти $200 млн. Общий объем инвестиций PMI в Россию превысил $2 млрд. В российском подразделении компании работает 4000 человек

3. Фольксваген Груп Рус / Volkswagen Group, автомобилестроение

  • Страна: Германия
  • Начало работы в России: 2003
  • Выручка в 2019 году, млрд руб.: 330,9
  • Выручка в 2018 году, млрд руб.: 289,2
  • Изменение, %: 14,4
  • Глобальная выручка в 2019 году, млрд руб.: 18 315,7
  • Доля, %: 1,8

Немецкий автомобильный гигант владеет 123 заводами более чем в 30 странах мира, они выпускают продукцию под 12 брендами. В целом на них работает 671 200 человек. В России концерн продает автомобили семи марок: Škoda, Audi, Bentley, Lamborghini, Ducatti и Volkswagen (легковые и коммерческие автомобили). В 2019 году компания продала во всем мире 10,956 млн автомобилей, в том числе в России — 233 600. Самой продаваемой моделью группы на мировом рынке является кроссовер Tiguan — 910 926 машин. Осенью 2007-го компания запустила производство автомобилей в Калуге, с 2011 года ведет контрактную сборку Volkswagen и Škoda на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. Всего в России в 2019 году было произведено 214 000 автомобилей на заводах компании, в том числе 150 000 в Калуге. Доля рынка Volkswagen Group в России по итогам 2019 года составила 12,9%

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бешеные деньги Бешеные деньги

Правила жизни в эпоху низких ставок

Forbes
Интерьер на счастье Интерьер на счастье

Бюро объединило четыре квартиры на последнем этаже московской новостройки

SALON-Interior
Игровое пространство Игровое пространство

Бюджеты, зарплаты, призовые и трансферы киберспорта

Forbes
Закрытие сезона Закрытие сезона

Какие ошибки часто совершают дачники в конце сезона и как их исправить

Лиза
Не в моем дворе Не в моем дворе

Как психология NIMBY привела к жилищному кризису в США

Forbes
Десерт антипода Десерт антипода

Для любого австралийца сладким символом его страны будет пирожное ламингтон

Вокруг света
Снова в школы Снова в школы

Для чего и кому нужна глобальная реформа МГУ

Forbes
Сделай сам Сделай сам

Игрушечные машинки своими руками

Автопилот
Медная река Медная река

Как работает брутальный бизнес Игоря Алтушкина

Forbes
Раневскую могла утихомирить только Любовь Орлова Раневскую могла утихомирить только Любовь Орлова

Раневская никогда не была настолько экстравагантна, как ее пытаются представить

Караван историй
Экономика доверия Экономика доверия

Уровень ВВП в России мог быть выше, если бы мы друг другу доверяли

Forbes
«Боевое НЛП»: как понять, что вас вербуют «Боевое НЛП»: как понять, что вас вербуют

Как распознать методы боевого НЛП

Psychologies
Больной человек Европы Больной человек Европы

История прокладки Багдадской железной дороги, приблизившей Первую мировую войну

Forbes
По наклонной По наклонной

Аэротруба, в которой можно летать в вингсьюте и остаться живым

TechInsider
Тайны брянского Лас-Вегаса Тайны брянского Лас-Вегаса

Кто стоит за самым загадочным букмекером на российском рынке

Forbes
«С женщинами мне как-то проще» «С женщинами мне как-то проще»

Дарья Савельева о своих ролях в двух ярких дебютах 2023 года

Weekend
DANYA #6 DANYA #6

Как 18-летний сирота из Оренбурга стал кумиром зумеров

Forbes
Поезд до подъезда Поезд до подъезда

Будущее железных дорог — в обеспечении «бесшовного» пути до конечной точки

Эксперт
Белые и немолодые Белые и немолодые

Кто правит бал в Кремниевой долине

Forbes
Перспективы туризма на Чукотке: маршруты, мифы и природа Перспективы туризма на Чукотке: маршруты, мифы и природа

Чукотка активно развивает сферу туризма и восстанавливает турпоток

ФедералПресс
Парни с коробками Парни с коробками

Архитекторы из Москвы придумали компактные модульные комнаты для сна

Forbes
«Граф» Пабло Ларраина: что будет, если диктатор окажется бессмертным вампиром «Граф» Пабло Ларраина: что будет, если диктатор окажется бессмертным вампиром

Как история о диктаторе-вампире оказывается менее интересной, чем ожидаешь

Forbes
Оборотистый «капитал» Оборотистый «капитал»

Capital Group заняла первое место в рейтинге девелоперов элитного жилья Forbes

Forbes
Надо жить начать обратно: история последнего альбома Nirvana — In Utero Надо жить начать обратно: история последнего альбома Nirvana — In Utero

Рассказываем об альбоме, бесповоротно изменившем рок-музыку

Правила жизни
Немая сцена Немая сцена

Почему иной раз руководителю не стоит говорить, даже если очень хочется

Forbes
После символистов: футуризм После символистов: футуризм

Грандиозная языковая революция, совершённая футуристами в русской поэзии

Полка
Коробка без рака Коробка без рака

Стартап молодого ученого из Москвы получил гранты на диагностику онкологии

Forbes
Окончательное решение человеческого вопроса Окончательное решение человеческого вопроса

«Дикая планета»: что французская антиутопия 1973 года говорит о современности

Weekend
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
«Интимная Русь. Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство» «Интимная Русь. Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство»

Как наши предки блудили на праздниках, говорили про секс и предлагали жениться

N+1
Открыть в приложении