Это мое. Как объяснить ребенку принципы шеринг-экономики
Самоограничение — это часть реальной жизни, помогающая избежать ненужных трат. Научите детей отказываться от ненужных игрушек, даже если они доступны для совместного пользования
Каждый родитель знает, как сложно объяснить ребенку почему нужно делиться игрушками. Психологи утверждают, что стремление владеть — совершенно естественно для маленьких детей. Даже в возрасте пяти-шести лет некоторые дети не готовы поделиться любимой игрушкой, и родителям приходится прибегать к разным хитростям, чтобы их на это сподвигнуть. Но обсуждение совместного пользования не должно заканчиваться на этом этапе — детям постарше будет полезно взглянуть на этот вопрос через призму финансового просвещения.
Победное шествие шеринга
Модель потребления существенно изменилась за последнее десятилетие. Широко распространенной альтернативой владению теперь выступают совместное пользование (sharing economy) и совместный доступ (access economy) — только c помощью Airbnb порядка 2 млн гостей останавливаются в одном из 100 000 городов ежедневно, а через Uber каждый день совершается 18 млн поездок в 700 городах.
В России 81% граждан готовы взять в аренду или в обмен вещь или услугу от другого человека без посредников через онлайн-сервис, согласно опросу Роцит. Примерно столько же — 83% опрошенных считают, что шеринговые сервисы позволяют сэкономить деньги, предоставляя возможность воспользоваться товаром, не осуществляя покупку.
Неудивительно, что если раньше, приобретение имущества было одной из главных целей финансового плана любой семьи, то теперь миллениалы находятся в замешательстве — зачем копить на автомобиль, если можно пользоваться каршерингом (по данным Сбербанка средняя стоимость поездки составила всего 260 руб в прошлом году), а юные центиниалы могут получить любую игрушку с помощью сервисов краткосрочной аренды — например, Toyrent или ToyLibrary.
Темная сторона шеринга
Вместе с тем, не все так однозначно — положительные экономические эффекты шеринга могут нивелироваться другими факторами. Во-первых, шеринг увеличивает потребление, а значит растут личные расходы и негативное воздействие на окружающую среду. Компания McKinsey в одном из недавних исследований обратила внимание на то, что 53% совместных автомобильных поездок (ridesharing) не произошли бы, если бы не появился сервис райдшеринга — вместо использования машины люди прошлись бы пешком (11%), воспользовались общественным транспортом (25%), велосипедом (4%) или вовсе остались дома (12%). Во-вторых, имущество — это активы, которые могут стать финансовой подушкой безопасности в сложной жизненной ситуации. Отказ от владения может привести к ухудшению благосостояния. И, наконец, рассчитывая воспользоваться