Пенсионеры подарят рост: как пенсионная реформа и низкая рождаемость создали предпосылки для скачка в российской экономике
Рост экономически активных граждан благодаря пенсионной реформе на фоне низкой рождаемости позволяет рассчитывать на рост российской экономики на 2,5% уже по итогам 2020 года.
Социологи и экономисты по всему миру не зря пристально анализируют демографические показатели: сколько детей будет рождено, сколько взрослых выйдет на работу, как будет эволюционировать модель семьи. Все это имеет определяющее влияние на траекторию развития разных стран и экономик.
Существует ли прямая зависимость между демографическими показателями и ВВП страны? Проанализировав в общей сложности 1586 значений различных макроэкономических показателей в максимально доступном количестве стран с 1960 года, мы выяснили, что демографическая ситуация в значительной степени определяет, какими будут объем сбережений в обществе и величина процентных ставок, — а те, в свою очередь, являются факторами, влияющими на рост ВВП на душу населения. Проще говоря, если в семье больше трех детей, сбережения в ней минимальны или совсем отсутствуют. Капитал в таком обществе становится намного дороже труда, и неудивительно, что зачастую это заканчивается ростом популярности идей марксизма.
Небольшой исторический экскурс
В начале-середине XIX века имел место избыток трудовых ресурсов в сочетании с низкими сбережениями, что подразумевало высокий спрос на деньги, а потому доходность капитала — и доходы капиталистов — сильно превышала доходность труда. Популярность марксизма на Западе падала по мере снижения рождаемости, роста сбережений и снижения процентных ставок (в конце XIX века объема сбережений в Великобритании было достаточно, чтобы кредитовать весь остальной мир; сейчас на ее месте находится Китай). А вот в некоторых других частях света коммунизму удалось найти более благодатную почву — например, в России начала ХХ века, или в Китае, когда там сложился соответствующий паттерн рождаемости и нормы сбережений. Новый виток роста популярности идей старого доброго марксизма и усиления государственного