Как полёт Юрия Гагарин вдохновил человечество и изменил культуру

EsquireКультура

Влияние

Записали: Андрей Бухарин, Артем Дежурко, Алла Алексеевская, Марина Юшкевич, Петр Скопин, Александр Щуренков, Василий Владимирский, Виталий Егоров

Полет Юрия Гагарина в космос и последовавшая за ним лунная гонка вдохновили человечество, недавно едва не сгоревшее в пекле Мировой войны. Если возможно преодолеть стратосферу, невозможного, похоже, и вовсе нет: мир наполнился самыми смелыми идеями, которые нашли отражение везде – от музыки и кино до моды и архитектуры. Примеры того, как менялся мир и представление о нем, – на следующих страницах.

Музыка

Весь ХХ век человечество неистово рвалось в космос. Прорыв случился на рубеже 1950-1960-х с запуском первого советского искусственного спутника Земли и эпохальным полетом Гагарина. Эти грандиозные события, как и вся космическая гонка, не могли пройти бесследно для культуры.

Тем более в такое бурное время, как 1960-е годы с их молодежной, сексуальной, музыкальной и психоделической революциями: от «культурной революции» в Китае и «оттепели» в СССР до Вудстока и Парижского мая 1968-го. Иногда кажется, планета попала тогда в полосу какогото особого космического излучения. Мы провоцировали космос, и он нам отвечал.

Если не считать анекдота про Литтл Ричарда, который, узрев в небесах один из советских спутников, принял его за знамение и отринул богомерзкий рок-н-ролл ради религиозной музыки госпел, мода на космос в поп-музыке по-настоящему дала о себе знать только лет десять спустя – в психоделическом творчестве групп вроде Pink Floyd, Gong и Hawkwind. Последняя из них, кстати, положила начало до сих пор здравствующему субжанру – спейсроку. Название здесь говорит само за себя.

Но более важные в этом смысле вещи оказались связаны с первыми, еще аналоговыми синтезаторами, с которыми и ассоциировался у слушателя неслыханный прежде «космический» звук. Над «космическим» звучанием в 1970-х работали одновременно разные люди в разных странах. В Германии это были Tangerine Dream, Клаус Шульце и другие электронные музыканты. Во Франции – Жан-Мишель Жарр с его сенсационным альбомом Oxygene и грек Вангелис, будущий автор саундтрека к «Бегущему по лезвию». В Англии – Брайан Ино, придумавший музыку жанра эмбиент, лежа на больничной койке, к которой был прикован после аварии на мотоцикле. В СССР – известный кинокомпозитор Эдуард Артемьев, о котором стоит рассказать подробнее.

Тогда молодой композитор увлекся изучением возможностей уникального оптического синтезатора АНС, названного его изобретателем, инженером Евгением Мурзиным, в честь А. Н. Скрябина. На этом громоздком чудо-аппарате Артемьевым и были записаны саундтреки к «Солярису» и «Сталкеру» Андрея Тарковского.

Появились танцевальные вариации подобной «космической» музыки, которые довольно точно окрестили как спейс-диско. Наиболее яркие его образцы подарили миру европейские коллективы, от франко-итальянских Space и Rockets до советско-латвийского ансамбля Zodiac, чьей пластинкой Disco Alliance заслушивалась вся Страна Советов.

Интересно, что в США примерно в то же время темы космического эскапизма в музыке развивали афроамериканские визионеры: фанк-гуру Джордж Клинтон со своими группами Funkadelic и Parliament и гениальный джазовый безумец Sun Ra, который всерьез утверждал, что телепортировался на Сатурн и обратно.

Но самый известный «инопланетянин» в мировой поп-культуре – это, конечно, Дэвид Боуи. Именно космическая инспирация сделала его тем, кого мы знаем. Его первый хит Space Oddity о майоре Томе, астронавте, отказывающемся возвращаться на Землю, был написан по следам вышедшей на экраны годом ранее «Космической Одиссеи 2001» Стэнли Кубрика, а издан буквально за десять дней до высадки американцев на Луне в июле 1969 года.

Да и мировая слава пришла к Боуи тоже из космоса, когда он впервые предстал перед публикой в андрогинном образе Зигги Стардаста, марсианского рок-мессии, призванного спасти гибнущую Землю. Инопланетный образ Дэвида Боуи был окончательно закреплен в массовом сознании фильмом «Человек, который упал на Землю», где он играл, в сущности, самого себя – звездного гостя, безнадежно застрявшего на нашей планете.

Сам Боуи не раз возвращался к космической тематике, и в частности, к образу майора Тома, к примеру, в суперхите Ashes to Ashes, или в предсмертном оккультном видео эпосе Blackstar.

История Человека из космоса замкнула еще один магический круг в тот момент, когда одна из наиболее известных песен Боуи Life on Mars заиграла в космическом кораб ле, запущенном 6 февраля 2018 года компанией Илона Маска к Марсу. Марина Цветаева назвала бы это «круговой порукой планет».

В 1990-е годы космическое знамя подняли представители поколения рейва, которые со своими практиками коллективного экстаза нашли точки соприкосновения с психоделией и нью-эйдж-философией прекраснодушных хипповых 1960-х. Можно вспомнить множество танцевальных или эмбиентных композиций, так или иначе пронизанных космическими пульсациями, а также создававших их техно-продюсеров – от The Orb и Orbital до питерских «Новых композиторов» с их эйсидгимном Sputnik of Life, выпущенным в Англии в самый разгар рейв-бума.

И правда, нам ли было отставать в этой теме, особенно если вспомнить славные традиции русского космизма, взять хотя бы Циолковского и Вернадского, Королева и Гагарина. Логично же, что первый масштабный рейв в Москве назывался «Гагаринпати» и прошел на ВДНХ именно в павильоне «Космос».

Напоследок хочу посоветовать вам одну полуконспиративную московскую рок-группу «ВИА Гагарин», чье творчество по-прежнему питается энергией того титанического космического рывка 1960-х, который в нашей стране уже почти сошел на нет. Их недавний мини-альбом «Русский космос. P.S.» завершает песня с прекрасными строчками: «Ангелы и космонавты / Где-то на краешке неба / Делят пространство и время / Никто не готов отступать».

Дизайн

Первые отправленные в космос аппараты были предельно простых форм: цилиндр, шар, яйцо. К концу 1960-х с космосом начинают ассоциироваться именно такие формы.

В 1950-е с появлением первых сверхзвуковых самолетов транспорт будущего начали представлять похожим на них: с прозрачными каплями кабин и воздухозаборниками. Так выглядят, например, концепт-кары Алекса Тремулиса для Ford и советские речные суда на подводных крыльях начала 1960-х – «Метеор» и «Чайка».

С конца 1950-х дизайнеры часто проектировали мебель, опирающуюся на единственную центральную ножку с широким основанием – их использовали, когда надо было изобразить интерьер будущего. Например, Раймонд Лови поставил «Тюльпаны» Ээро Сааринена в макете космической станции, спроектированной для NASA. Похожими стульями оснащен мостик «Энтерпрайза», корабля из сериала «Стартрек».

Другое увлечение эпохи – встроенная мебель. Она тоже весьма подходит для космической станции: места там мало. При этом, конечно, углов быть не должно: в тесноте о них недолго и пораниться. В конце 1960-х появляется мебель со скругленными углами и поверхностями, словно предназначенная для съемок в очередном научно-фантастическом сериале.

Мода

Несмотря на то что первым в космосе оказался мужчина, первооткрывателями в модной вселенной в начале 1960-х стали женщины.

В Лондоне Мэри Куант радикально укорачивает юбки, а в Париже Андре Курреж показывает свою знаковую весеннюю коллекцию под названием Space Age. Курреж будто снимает с одежды верхние слои – лишнюю ткань и декоративные элементы, он работает с искусственными материалами и кислотными оттенками, а главными силуэтами выбирает круг, квадрат и трапецию и будто вовсе не стремится адаптировать их под естественные линии тела. Его «космосу» вторит Пьер Карден, представивший в 1968 году легендарную коллекцию Cosmocorps и ставший родоначальником стиля унисекс. Как в реальной жизни и в космосе астронавты обоих полов носили одинаковые скафандры, так и в телевизионных шоу и на киноэкране космонавты вымышленные пользовались одинаковыми трико, комбинезонами, туниками и легинсами. Карден говорил, что больше всего ему нравится одежда, которую он придумывает для еще не существующей жизни – для мира завтрашнего дня. Он перестал разделять моду на мужскую и женскую, предложив каждому принять свой микрокосм и примерить круглые шляпы-шлемы, плоские пластиковые очки – щиты для глаз, прорезиненные трико и комбинезоны с грубыми молниями. Подобная философия была созвучна всем почитателям космических теорий, включая античные – о Гермафродите и футуристические – об обществах будущего, где гендер перестанет играть решающую роль. Вместе с Куррежем и Карденом земную поверхность покидают Пако Рабан и его воительницы в платьях–кольчугах. В том же 1968 году режиссер Роже Вадим доверяет испанцу Рабану гардероб Джейн Фонды в фильме «Барбарелла» – ее героиня отправляется в межгалактическую экспедицию в микроплатьях и ультракоротких комбинезонах на молнии, покоряет галактики в ботфортах из латекса и побеждает инопланетных злодеев с помощью доброты, любви и пластикового боди. Все это время, несмотря на попытки Кардена укрепить стиль унисекс, мода остается привилегий женщин, мужчины же продолжают выходить на улицы в костюмах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Люк Бессон Люк Бессон

Правила жизни Люка Бессона

Esquire
Volvo XC90. Совсем не страшно и почти не скучно Volvo XC90. Совсем не страшно и почти не скучно

Так ли уж страшны пневматическая подвеска и 2.0-литровые дизеля у Volvo XC90

4x4 Club
Политика Политика

Политолог Глеб Павловский подмечает главные тренды в российской политике нулевых

Esquire
Соло для скрипки. Посвящается Ольге Яковлевой Соло для скрипки. Посвящается Ольге Яковлевой

Эссе Сергея Николаевича об одной из культовых фигур российского театра 60–70х гг

СНОБ
Ронан Варвар Ронан Варвар

Откровения Ронана Фэрроу, чья статья разрушила карьеру Харви Вайнштейна

Esquire
Семейные тайны и фиктивные браки: главные стереотипы турецких сериалов Семейные тайны и фиктивные браки: главные стереотипы турецких сериалов

Шаблоны турецких сериалов, искажающие представление о турецкой культуре

Cosmopolitan
Константин Циолковский Константин Циолковский

Правила жизни Константина Циолковского

Esquire
10 частей тела, которые у нас отвалились в ходе эволюции (а жаль) 10 частей тела, которые у нас отвалились в ходе эволюции (а жаль)

По каким причинам люди потеряли хвост, клыки и вибриссы

Maxim
Цой жив Цой жив

Виктор Цой погиб в автокатастрофе в Юрмале 15 августа 1990 года

Esquire
Метеозависимость: восточные практики при головной боли Метеозависимость: восточные практики при головной боли

«Погода меняется, значит, голова будет трещать!»

Psychologies
Стефано Канали, генеральный директор Canali Стефано Канали, генеральный директор Canali

Как мягкость и комфорт стали главными словами в моде

Esquire
Ставка на везение: как инвестировать в SPAC в России и нужно ли это делать Ставка на везение: как инвестировать в SPAC в России и нужно ли это делать

Как и кто предлагает заработать на SPAC своим клиентам?

Forbes
Златан Ибрагимович Златан Ибрагимович

Правила жизни футболиста Златана Ибрагимовича

Esquire
От романа Яхиной до истории русских травести: 10 главных книг весны От романа Яхиной до истории русских травести: 10 главных книг весны

Писатель и литературный критик Сергей Кумыш выбрал 10 новых книг

РБК
Осколок зеркала Осколок зеркала

Новая концепция космоса слишком земная

Esquire
Невралгия: почему возникают мышечные зажимы, чем они опасны, как с ними бороться Невралгия: почему возникают мышечные зажимы, чем они опасны, как с ними бороться

Как распознать невралгию

Cosmopolitan
Гагарин. Космос — последняя мечта человечества Гагарин. Космос — последняя мечта человечества

К годовщине полета Юрия Гагарина: каким он был и о чем мечтал. Часть 2

Esquire
Правила жизни Джеймса Каана Правила жизни Джеймса Каана

Правила жизни американского актера Джеймса Каана

Esquire
Гагарин. Космос — последняя мечта человечества Гагарин. Космос — последняя мечта человечества

К годовщине полета Юрия Гагарина: каким он был и о чем мечтал. Часть 1

Esquire
Любовь — не чувство, а выбор, и вот почему Любовь — не чувство, а выбор, и вот почему

Любовь — это выбор и действие?

Psychologies
Осип Мандельштам Осип Мандельштам

Правила жизни Осипа Мандельштама

Esquire
Застенчивая невинная девушка: как принцесса Диана повлияла на знаменитых женщин Застенчивая невинная девушка: как принцесса Диана повлияла на знаменитых женщин

Мать Уильяма и Гарри вошла в историю как законодательница трендов

Cosmopolitan
Астральное дело Астральное дело

4 самые фантасмагорические народные теории о Юрии Гагарине

Esquire
Звезды под ударом: как воруют имена у знаменитостей Звезды под ударом: как воруют имена у знаменитостей

Фейковые рассылки и гивы, угоны аккаунтов... Как с этим бороться?

Forbes
Криштиану торжествует Криштиану торжествует

Роналду-человек и Роналду-миф. Биография непревзойденного футболиста

Esquire
Правила жизни Чака Норриса Правила жизни Чака Норриса

Актер, Лос-Анджелес, 81 год

Esquire
Я – Янковский Я – Янковский

Ивану Янковскому уже пророчат место главного артиста страны

Esquire
13 самых необычных страхов 13 самых необычных страхов

Сегодня мы расскажем тебе об изощренных и навязчивых страхах

Maxim
Сергей Королев Сергей Королев

Правила жизни Сергея Королева

Esquire
Старшему 50, младшей 28, шестеро умерли: история самой многодетной семьи России Старшему 50, младшей 28, шестеро умерли: история самой многодетной семьи России

Семья Хромых стала самой многодетной в стране и вошла в Книгу рекордов России

Cosmopolitan
Открыть в приложении