Как полёт Юрия Гагарин вдохновил человечество и изменил культуру

EsquireКультура

Влияние

Записали: Андрей Бухарин, Артем Дежурко, Алла Алексеевская, Марина Юшкевич, Петр Скопин, Александр Щуренков, Василий Владимирский, Виталий Егоров

Полет Юрия Гагарина в космос и последовавшая за ним лунная гонка вдохновили человечество, недавно едва не сгоревшее в пекле Мировой войны. Если возможно преодолеть стратосферу, невозможного, похоже, и вовсе нет: мир наполнился самыми смелыми идеями, которые нашли отражение везде – от музыки и кино до моды и архитектуры. Примеры того, как менялся мир и представление о нем, – на следующих страницах.

Музыка

Весь ХХ век человечество неистово рвалось в космос. Прорыв случился на рубеже 1950-1960-х с запуском первого советского искусственного спутника Земли и эпохальным полетом Гагарина. Эти грандиозные события, как и вся космическая гонка, не могли пройти бесследно для культуры.

Тем более в такое бурное время, как 1960-е годы с их молодежной, сексуальной, музыкальной и психоделической революциями: от «культурной революции» в Китае и «оттепели» в СССР до Вудстока и Парижского мая 1968-го. Иногда кажется, планета попала тогда в полосу какогото особого космического излучения. Мы провоцировали космос, и он нам отвечал.

Если не считать анекдота про Литтл Ричарда, который, узрев в небесах один из советских спутников, принял его за знамение и отринул богомерзкий рок-н-ролл ради религиозной музыки госпел, мода на космос в поп-музыке по-настоящему дала о себе знать только лет десять спустя – в психоделическом творчестве групп вроде Pink Floyd, Gong и Hawkwind. Последняя из них, кстати, положила начало до сих пор здравствующему субжанру – спейсроку. Название здесь говорит само за себя.

Но более важные в этом смысле вещи оказались связаны с первыми, еще аналоговыми синтезаторами, с которыми и ассоциировался у слушателя неслыханный прежде «космический» звук. Над «космическим» звучанием в 1970-х работали одновременно разные люди в разных странах. В Германии это были Tangerine Dream, Клаус Шульце и другие электронные музыканты. Во Франции – Жан-Мишель Жарр с его сенсационным альбомом Oxygene и грек Вангелис, будущий автор саундтрека к «Бегущему по лезвию». В Англии – Брайан Ино, придумавший музыку жанра эмбиент, лежа на больничной койке, к которой был прикован после аварии на мотоцикле. В СССР – известный кинокомпозитор Эдуард Артемьев, о котором стоит рассказать подробнее.

Тогда молодой композитор увлекся изучением возможностей уникального оптического синтезатора АНС, названного его изобретателем, инженером Евгением Мурзиным, в честь А. Н. Скрябина. На этом громоздком чудо-аппарате Артемьевым и были записаны саундтреки к «Солярису» и «Сталкеру» Андрея Тарковского.

Появились танцевальные вариации подобной «космической» музыки, которые довольно точно окрестили как спейс-диско. Наиболее яркие его образцы подарили миру европейские коллективы, от франко-итальянских Space и Rockets до советско-латвийского ансамбля Zodiac, чьей пластинкой Disco Alliance заслушивалась вся Страна Советов.

Интересно, что в США примерно в то же время темы космического эскапизма в музыке развивали афроамериканские визионеры: фанк-гуру Джордж Клинтон со своими группами Funkadelic и Parliament и гениальный джазовый безумец Sun Ra, который всерьез утверждал, что телепортировался на Сатурн и обратно.

Но самый известный «инопланетянин» в мировой поп-культуре – это, конечно, Дэвид Боуи. Именно космическая инспирация сделала его тем, кого мы знаем. Его первый хит Space Oddity о майоре Томе, астронавте, отказывающемся возвращаться на Землю, был написан по следам вышедшей на экраны годом ранее «Космической Одиссеи 2001» Стэнли Кубрика, а издан буквально за десять дней до высадки американцев на Луне в июле 1969 года.

Да и мировая слава пришла к Боуи тоже из космоса, когда он впервые предстал перед публикой в андрогинном образе Зигги Стардаста, марсианского рок-мессии, призванного спасти гибнущую Землю. Инопланетный образ Дэвида Боуи был окончательно закреплен в массовом сознании фильмом «Человек, который упал на Землю», где он играл, в сущности, самого себя – звездного гостя, безнадежно застрявшего на нашей планете.

Сам Боуи не раз возвращался к космической тематике, и в частности, к образу майора Тома, к примеру, в суперхите Ashes to Ashes, или в предсмертном оккультном видео эпосе Blackstar.

История Человека из космоса замкнула еще один магический круг в тот момент, когда одна из наиболее известных песен Боуи Life on Mars заиграла в космическом кораб ле, запущенном 6 февраля 2018 года компанией Илона Маска к Марсу. Марина Цветаева назвала бы это «круговой порукой планет».

В 1990-е годы космическое знамя подняли представители поколения рейва, которые со своими практиками коллективного экстаза нашли точки соприкосновения с психоделией и нью-эйдж-философией прекраснодушных хипповых 1960-х. Можно вспомнить множество танцевальных или эмбиентных композиций, так или иначе пронизанных космическими пульсациями, а также создававших их техно-продюсеров – от The Orb и Orbital до питерских «Новых композиторов» с их эйсидгимном Sputnik of Life, выпущенным в Англии в самый разгар рейв-бума.

И правда, нам ли было отставать в этой теме, особенно если вспомнить славные традиции русского космизма, взять хотя бы Циолковского и Вернадского, Королева и Гагарина. Логично же, что первый масштабный рейв в Москве назывался «Гагаринпати» и прошел на ВДНХ именно в павильоне «Космос».

Напоследок хочу посоветовать вам одну полуконспиративную московскую рок-группу «ВИА Гагарин», чье творчество по-прежнему питается энергией того титанического космического рывка 1960-х, который в нашей стране уже почти сошел на нет. Их недавний мини-альбом «Русский космос. P.S.» завершает песня с прекрасными строчками: «Ангелы и космонавты / Где-то на краешке неба / Делят пространство и время / Никто не готов отступать».

Дизайн

Первые отправленные в космос аппараты были предельно простых форм: цилиндр, шар, яйцо. К концу 1960-х с космосом начинают ассоциироваться именно такие формы.

В 1950-е с появлением первых сверхзвуковых самолетов транспорт будущего начали представлять похожим на них: с прозрачными каплями кабин и воздухозаборниками. Так выглядят, например, концепт-кары Алекса Тремулиса для Ford и советские речные суда на подводных крыльях начала 1960-х – «Метеор» и «Чайка».

С конца 1950-х дизайнеры часто проектировали мебель, опирающуюся на единственную центральную ножку с широким основанием – их использовали, когда надо было изобразить интерьер будущего. Например, Раймонд Лови поставил «Тюльпаны» Ээро Сааринена в макете космической станции, спроектированной для NASA. Похожими стульями оснащен мостик «Энтерпрайза», корабля из сериала «Стартрек».

Другое увлечение эпохи – встроенная мебель. Она тоже весьма подходит для космической станции: места там мало. При этом, конечно, углов быть не должно: в тесноте о них недолго и пораниться. В конце 1960-х появляется мебель со скругленными углами и поверхностями, словно предназначенная для съемок в очередном научно-фантастическом сериале.

Мода

Несмотря на то что первым в космосе оказался мужчина, первооткрывателями в модной вселенной в начале 1960-х стали женщины.

В Лондоне Мэри Куант радикально укорачивает юбки, а в Париже Андре Курреж показывает свою знаковую весеннюю коллекцию под названием Space Age. Курреж будто снимает с одежды верхние слои – лишнюю ткань и декоративные элементы, он работает с искусственными материалами и кислотными оттенками, а главными силуэтами выбирает круг, квадрат и трапецию и будто вовсе не стремится адаптировать их под естественные линии тела. Его «космосу» вторит Пьер Карден, представивший в 1968 году легендарную коллекцию Cosmocorps и ставший родоначальником стиля унисекс. Как в реальной жизни и в космосе астронавты обоих полов носили одинаковые скафандры, так и в телевизионных шоу и на киноэкране космонавты вымышленные пользовались одинаковыми трико, комбинезонами, туниками и легинсами. Карден говорил, что больше всего ему нравится одежда, которую он придумывает для еще не существующей жизни – для мира завтрашнего дня. Он перестал разделять моду на мужскую и женскую, предложив каждому принять свой микрокосм и примерить круглые шляпы-шлемы, плоские пластиковые очки – щиты для глаз, прорезиненные трико и комбинезоны с грубыми молниями. Подобная философия была созвучна всем почитателям космических теорий, включая античные – о Гермафродите и футуристические – об обществах будущего, где гендер перестанет играть решающую роль. Вместе с Куррежем и Карденом земную поверхность покидают Пако Рабан и его воительницы в платьях–кольчугах. В том же 1968 году режиссер Роже Вадим доверяет испанцу Рабану гардероб Джейн Фонды в фильме «Барбарелла» – ее героиня отправляется в межгалактическую экспедицию в микроплатьях и ультракоротких комбинезонах на молнии, покоряет галактики в ботфортах из латекса и побеждает инопланетных злодеев с помощью доброты, любви и пластикового боди. Все это время, несмотря на попытки Кардена укрепить стиль унисекс, мода остается привилегий женщин, мужчины же продолжают выходить на улицы в костюмах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

2000 год 2000 год

Отставка Бориса Ельцина, катастрофа подлодки «Курск», «Брат 2» и другие события

Esquire
Писатель, денди и офицер Эрнст Юнгер: участвовал в двух мировых войнах, объездил полмира и прожил 102 года Писатель, денди и офицер Эрнст Юнгер: участвовал в двух мировых войнах, объездил полмира и прожил 102 года

126 лет назад родился немецкий писатель и мыслитель Эрнст Юнгер

Esquire
Общество Общество

Захар Прилепин – о том, почему после 1990-х страна ждала от нулевых большего

Esquire
Как отвечать на детские вопросы Как отвечать на детские вопросы

Как отвечать на детские вопросы, чтобы не напугать и не обмануть ребенка?

Cosmopolitan
Биг Бен Биг Бен

Бенедикт Камбербэтч — о перевоплощении, удовольствиях и трудностях профессии

Esquire
Эмбрионы мышей в пробирке довели до стадии образования органов Эмбрионы мышей в пробирке довели до стадии образования органов

Ученым удалось провести эмбрионы «в пробирке» через несколько стадий развития

N+1
Глава 1: Москва Глава 1: Москва

Ты говорил, город – сила. А здесь слабые все

Esquire
Планета, на которой не выдерживает даже электроника. Что мы ищем на Венере? Планета, на которой не выдерживает даже электроника. Что мы ищем на Венере?

Почему на Венеру так редко летают и что вызвало интерес к этой планете?

Esquire
В натуре разборки В натуре разборки

Что происходит с косметической империей бизнесмена Андрея Трубникова?

Esquire
Бережный уход: Как бросить девушку по-джентльменски Бережный уход: Как бросить девушку по-джентльменски

Как расстаться так, чтобы сохранить её самооценку?

Maxim
Астральное дело Астральное дело

4 самые фантасмагорические народные теории о Юрии Гагарине

Esquire
«Кричат и выгоняют»: почему нельзя осуждать за публичное кормление грудью «Кричат и выгоняют»: почему нельзя осуждать за публичное кормление грудью

Публичное кормление грудью — постоянный предмет дискуссии

Cosmopolitan
Гагарин. Космос — последняя мечта человечества Гагарин. Космос — последняя мечта человечества

К годовщине полета Юрия Гагарина: каким он был и о чем мечтал. Часть 2

Esquire
Встретились в цирке и не расставались: история любви Юрия и Татьяны Никулиных Встретились в цирке и не расставались: история любви Юрия и Татьяны Никулиных

Юрий и Татьяна Никулины встретились в цирке и не расставались почти полвека

Cosmopolitan
Связь с будущим Связь с будущим

Как проложить путь в будущее через околоземное пространство

Esquire
Это похоже на Чернобыль: что случилось с обрушившим рынки фондом Archegos Это похоже на Чернобыль: что случилось с обрушившим рынки фондом Archegos

История Archegos — крупнейшая одномоментная потерь частного состояния в истории

Forbes
Осип Мандельштам Осип Мандельштам

Правила жизни Осипа Мандельштама

Esquire
Особенное счастье Особенное счастье

Истории мам особенных ребят

Лиза
Константин Циолковский Константин Циолковский

Правила жизни Константина Циолковского

Esquire
Почему мы потакаем другим и как это прекратить Почему мы потакаем другим и как это прекратить

Иногда чрезмерная забота вредит и нашим близким, и нам самим

Psychologies
Люк Бессон Люк Бессон

Правила жизни Люка Бессона

Esquire
От скопцов до тюкальщиков: хит-парад сект Российской империи От скопцов до тюкальщиков: хит-парад сект Российской империи

Бывали времена, когда просторы Руси населяли очень диковинные православные секты

Maxim
Я – Янковский Я – Янковский

Ивану Янковскому уже пророчат место главного артиста страны

Esquire
Коробка без рака Коробка без рака

Стартап молодого ученого из Москвы получил гранты на диагностику онкологии

Forbes
Гагарин. Космос — последняя мечта человечества Гагарин. Космос — последняя мечта человечества

К годовщине полета Юрия Гагарина: каким он был и о чем мечтал. Часть 1

Esquire
Одиночки против корпораций: фантастические книги о борьбе человека и системы Одиночки против корпораций: фантастические книги о борьбе человека и системы

Герои этих романов бросают вызов могущественным корпорациям и государствам

Популярная механика
Сергей Королев Сергей Королев

Правила жизни Сергея Королева

Esquire
«Это больше не мужская профессия»: фэшн-аналитик — о трендах на подиумах и фабриках «Это больше не мужская профессия»: фэшн-аналитик — о трендах на подиумах и фабриках

Людмила Норсоян — о том, как психотерапия и цифровизация изменили моду

Forbes
Криштиану торжествует Криштиану торжествует

Роналду-человек и Роналду-миф. Биография непревзойденного футболиста

Esquire
Пелена на глазах: бывают ли отношения без ревности Пелена на глазах: бывают ли отношения без ревности

Словно тень, ревность кажется неотъемлемой частью интимной связи

СНОБ
Открыть в приложении