Как эволюционировал балетный костюм в России

Культура.РФИстория

История балетного костюма

Балетный костюм в России за 300 лет эволюционировал от кринолинов и камзолов до полупрозрачных трико и бандажей. Рассказываем, как появились первые юбки-пачки, кто из мужчин танцевал на пуантах и в каком балете артисты выступали в картонных коробках.

Автор: Лидия Туляганова

0:00 /
680.442
Лоран Карс. Танцовщица Мари-Анн де Камарго (фрагмент). С оригинала Николя Ланкре 1730 года. 1750–1753. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва

Барочные наряды

Первые балеты в России не были самостоятельными представлениями. В XVII веке их показывали между актами драматической пьесы — сценами, или сеньями. Балеты тогда так и назывались — междусенья. Движения почти не отличались от элементов традиционных бальных танцев, а костюмы исполнителей по фасону напоминали обычные для того времени праздничные наряды. Отличала их только излишняя, «театральная» отделка: воланы, сборки и россыпь камней. Представления старались обставить помпезно, торжественно, с множеством декораций и передвижных элементов.

Для женских ролей, которые часто исполняли юноши, использовали длинные платья на специальном куполообразном каркасе и с несколькими подъюбниками, а для мужских — расшитые камзолы и панталоны. Танцовщики надевали модные в то время туфли на каблуках, делали высокие сложные прически и носили вычурные головные уборы.

Следуя придворному этикету, старательно и неловко шаркая ножками, танцовщицы выступали в длинных юбках, под которые пододевали каркасы, чтобы юбки распускались широким колоколом. Туфли на каблуках, тяжелые головные уборы, парики завершали неудобный костюм, сравнительно долго сдерживающий развитие техники танца. Искусствовед Татьяна Портнова. Из книги «Эволюция балетного костюма»

Костюмы часто не соответствовали ролям: художники создавали их, не зная содержания балета, телосложения актера и танца, который ему придется исполнять.

Первые костюмы для определенной роли появились в начале XVIII века, когда балет стал отдельным представлением. Усложнилась хореография, из-за этого мужские сценические одежды становились легче, а женские — еще и более открытыми.

Впервые укороченную юбку использовала в Париже в 1730 году французская танцовщица Мари-Анн Камарго. Новое платье открывало щиколотки балерины. Камарго дополнила свой танец двумя новыми элементами. В прыжке антраша балерина быстро перекрещивала ноги в воздухе, а в прыжке кабриоль — отводила ногу назад. Камарго гастролировала и на сцене Императорских театров, поэтому моду на подобные платья переняли русские танцовщицы.

Ампир

В начале XIX веке в моду вошел стиль ампир с легкими, полупрозрачными платьями. Танцовщицы стали отказываться от стягивающих корсетов, которые мешали движениям. Громоздкие костюмы на кринолинах сменились струящимися сценическими нарядами, которые шили по подобию древнегреческих одеяний — туник. Туфли на каблуках постепенно заменили сандалиями на манер древнеримских или атласной обувью на плоской подошве. Ее крепили на ногах с помощью длинных изящных лент — так появились пуанты.

Балерина Мария Данилова в роли Психеи в балете Шарля Дидло «Амур и Психея». Изображение: musicseasons.org

В костюмах в стиле ампир выступала известная русская балерина Евдокия Истомина, которой посвящал строки Александр Пушкин.

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

Александр Пушкин. Из романа «Евгений Онегин»

Самым успешным балетом с участием Истоминой стал спектакль «Зефир и Флора», где танцовщица сыграла богиню цветов. Его поставил в 1818 году балетмейстер Шарль Дидло. Истомина танцевала в пышном платье — но без кринолина — и с цветочным венком на голове.

Балерина Евдокия Истомина в роли Флоры в балете Шарля Дидло «Зефир и Флора». Изображение: 7iskusstv.com

Главные партии в балетах Дидло исполняла и другая балерина — Мария Данилова. В спектакле с ее участием, «Амур и Психея», впервые появились сложные механические декорации. Тогда художники создали платье, в котором спрятали специальное крепление: с помощью тросов балерину поднимали над сценой. По одной из версий, это платье стало причиной ее гибели. Во время репетиций механизм дал сбой — тросы резко натянулись, и Данилова получила травму.

Истоминой и Даниловой приписывают первый на русской сцене танец на пальцах ног.

Первая пачка и танцы на пуантах

Со временем костюмы становились еще более открытыми. В наряде, который сегодня принято называть пачкой, впервые станцевала итальянка Мария Тальони в 1832 году. Пачка представляла собой многослойную юбку, закрепленную на корсаже. Корсаж застегивали сзади на крючки и затягивали лентами. Юбку шили из воздушной ткани или марли.

Мария Тальони в роли Сильфиды. Изображение: allposters.com

В пачке Тальони сыграла роль Сильфиды в одноименном балете на сцене Гранд-Опера. Хоть наряд и прикрывал колени балерины, первое время его считали неприлично коротким. Пачки использовали и в России, в романтических балетах Мариуса Петипа. Балетмейстер усовершенствовал хореографию в спектаклях: добавил сложные прыжки, вращения — пируэты, фуэте. Юбки стали еще короче.

Тогда же, в «Сильфиде», Тальони впервые показала танец на пуантах — для этого туфли снабдили твердым носком с плоским окончанием. Балерины поднимались на кончики пальцев и до Тальони, но именно она продемонстрировала цельную композицию, а не отдельные элементы. В 1839 году танцовщица вместе с отцом, балетмейстером Филиппо Тальони, приехала в Петербург. За два года в России она выступила в 105 балетах.

Литография деревни. Мария Тальони в роли Сильфиды. Изображение: balet.academic.ru

На пуанты в XIX веке вставали и мужчины. Подобные элементы демонстрировал танцовщик Николай Домашев в балете Хосе Мендеса «Приключения Флика и Флока». Спектакль показывали в 1888–1889 годах на сцене Большого театра.

Авангард и современные костюмы

В начале XX века балетные наряды стали еще смелее. В 1911 году танцовщик Вацлав Нижинский впервые вышел на сцену в облегающем трико. Это стоило ему должности в Императорском театре: императрица Мария Федоровна присутствовала на балете и оскорбилась внешним видом премьера.

Для балета «Парад» в антрепризе Сергея Дягилева в 1917 году Пабло Пикассо создал наряды из картонных коробок разных цветов. Такое одеяние позволяло танцовщикам совершать минимум движений — и весьма примитивных. Премьера балета прошла со скандалом, некоторые зрители даже выкрикивали «Смерть русским!». Для главного героя в балете Артюра Онеггера «Икар» Сальвадор Дали предложил костыль вместо крыла и муху на проволоке вместо головного убора. Однако балетмейстер Серж Лифарь, который ставил спектакль, отказался от этой идеи в пользу более лиричного костюма.

Пабло Пикассо. Костюмы для балета Сергея Дягилева «Парад». Фото: legacy-time.ru

Балерины облачались и в привычные пачки, и в смелые стилизованные наряды — восточные костюмы в «Шахеразаде» Николая Римского-Корсакова, этнические комплекты в «Весне священной» Игоря Стравинского.

Позже чем техничнее становился танец, тем проще одевали танцовщиков. В балетах Джорджа Баланчина, которые отличались сложной хореографией и высоким темпом, балерины и солисты облачались в обтягивающее трико. Сам балетмейстер говорил: «Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика — его главный инструмент, его должно быть видно».

Майя Плисецкая в роли Одетты в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». 1949. Москва. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Во второй половине XX века на европейской сцене и в США мужчины могли выступать в одном бандаже, который больше походил на нижнее белье. «Невозвращенец» Рудольф Нуреев в спектакле «Спящая красавица» в Национальном балете Канады и вовсе предстал обнаженным в одной из сцен. В СССР выходили на сцену в бандаже, трико и штанах-ватонах или кюлотах, которые обтягивали только бедра. Открытые мужские костюмы можно было увидеть в балете «Спартак» — танцовщики выступали в набедренных повязках и с элементами доспехов.

В наши дни костюмеры не ограничиваются определенным фасоном, но в классических балетах используют традиционные костюмы.

Марис Лиепа в роли Красса в балете Юрия Григоровича «Спартак». 1970-е. Фото: Юрий Садовников / Мультимедиа Арт Музей, Москва

В «Лебедином озере» и «Спящей красавице» балерины танцуют в коротких пачках. Вид юбки зависит от роста танцовщицы, длины ее ног и их формы. Пачка может быть плоской и держаться параллельно полу, а может быть с пышным низом и слегка опущена. В «Шопениане» или «Сильфидах» по-прежнему выходят на сцену в «шопенках» — воздушных пачках ниже колен. Пышную юбку до колена можно увидеть и в «Жизели», а Джульетту из «Ромео и Джульетты» танцуют в хитоне — струящемся однослойном платье. Мужские партии в классических балетах исполняют в трико и колете — верхней части костюма. Колет застегивается сзади, но иногда, чтобы он не расстегнулся, его зашивают прямо на артисте.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как читать «Белую гвардию» Булгакова Как читать «Белую гвардию» Булгакова

О чем размышлял Михаил Булгаков в «Белой гвардии» и как понять писателя

Культура.РФ
29 первых разов в жизни мужчины 29 первых разов в жизни мужчины

Мужская жизнь в цифрах, датах и прочей ерунде

Maxim
Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру

Как фестиваль Live Aid стал поворотной точкой для благотворительности в музыке

Forbes
Простой способ понять, склонны ли вы к ипохондрии Простой способ понять, склонны ли вы к ипохондрии

Эксперт — о том, как понять, что у вас развивается ипохондрия, и как с этим быть

Psychologies
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Как посмотреть на Солнце в телескоп Как посмотреть на Солнце в телескоп

Как можно посмотреть на Солнце без всякого вреда для здоровья

Популярная механика
Триатлон спецназначения: как готовят краповых беретов Триатлон спецназначения: как готовят краповых беретов

Триатлон специального назначения – комплексное испытание спецназовцев

Популярная механика
5 завтраков, которые избавят тебя от проблем с кожей и лишнего веса 5 завтраков, которые избавят тебя от проблем с кожей и лишнего веса

5 видов полезных каш помогут постройнеть и добавят энергичности

Cosmopolitan
6 лучших альтернатив пены для бритья: на случай, если она не вовремя закончится 6 лучших альтернатив пены для бритья: на случай, если она не вовремя закончится

Когда ходить с щетиной — не выход

Playboy
Постсоветская эстетика, эпатаж модной индустрии и новая жизнь Balenciaga: что нужно знать о дизайнере Демне Гвасалии Постсоветская эстетика, эпатаж модной индустрии и новая жизнь Balenciaga: что нужно знать о дизайнере Демне Гвасалии

Что стоит знать о Демне Гвасалии

Esquire
Светлая сторона силы Светлая сторона силы

Елена Горенштейн оформила квартиру в светлой гамме

AD
Как делать заметки и конспекты, чтобы лучше учиться Как делать заметки и конспекты, чтобы лучше учиться

Правильное ведение записей помогает эффективнее усваивать информацию

Psychologies
Профессии без высшего образования: 10 вариантов для тех, кто хочет хорошую зарплату Профессии без высшего образования: 10 вариантов для тех, кто хочет хорошую зарплату

Куда можно податься без бумажки о высшем образовании

Playboy
Партнер пропал без объяснений: как себя вести, если вы стали жертвой гостинга Партнер пропал без объяснений: как себя вести, если вы стали жертвой гостинга

Как быть, если партнер ушел по-английски, не прощаясь?

Psychologies
Ольга Бузова: «Мое место никто не займет» Ольга Бузова: «Мое место никто не займет»

Ольга Бузова рассказала о том, как относится к денежным подаркам

ЖАРА Magazine
Bestseller года Bestseller года

Макс Барских и Zivert приготовили своим поклонникам сюрприз

OK!
Поисковик для банковских данных Поисковик для банковских данных

Как и зачем банк ВТБ создал гигантскую систему управления данными

Forbes
Это похоже на Чернобыль: что случилось с обрушившим рынки фондом Archegos Это похоже на Чернобыль: что случилось с обрушившим рынки фондом Archegos

История Archegos — крупнейшая одномоментная потерь частного состояния в истории

Forbes
Правила жизни Рика Санчеза Правила жизни Рика Санчеза

Правила жизни гениального ученого Рика Санчеза

Esquire
Как построить успешную карьеру в крупной федеральной компании. «Свежие перспективы» «Пятёрочки» Как построить успешную карьеру в крупной федеральной компании. «Свежие перспективы» «Пятёрочки»

Интервью с директором по управлению персонала «Пятёрочки» Ларисой Бодягиной

Inc.
Набравшие вес морские слоны предпочли сон ночным кормлениям Набравшие вес морские слоны предпочли сон ночным кормлениям

Морские слоны вынуждены делать выбор между ночным кормлением и отдыхом

N+1
Все обо всем. Зачем дети требуют понимания от взрослых Все обо всем. Зачем дети требуют понимания от взрослых

Должен ли мир стремиться понять современных детей и подростков

СНОБ
«Июльский дождь» 55 лет спустя. Главный фильм Марлена Хуциева снова в прокате «Июльский дождь» 55 лет спустя. Главный фильм Марлена Хуциева снова в прокате

«Июльский дождь» — главный фильм о хрущевской оттепели

СНОБ
Спасти брак: 3 приема «скорой помощи» для семей Спасти брак: 3 приема «скорой помощи» для семей

Когда отношения трещат по швам

Psychologies
В ожидании космического отпуска В ожидании космического отпуска

Самые реальные варианты космического туризма

Популярная механика
9 лучших мобильных приложений для женщин 9 лучших мобильных приложений для женщин

Собрали полезные и универсальные приложения, которые пригодятся каждой девушке

CHIP
В чем разница между любовью и дружбой? В чем разница между любовью и дружбой?

Как понять, что мы испытываем к другому — любовь или дружбу?

Psychologies
Может ли Бог двигаться быстрее скорости света и быть в двух местах одновременно: мнение физиков Может ли Бог двигаться быстрее скорости света и быть в двух местах одновременно: мнение физиков

Может ли Бог быть связан законами физики нашего мироздания, и если да – то как?

Популярная механика
Поплывем по волнам Поплывем по волнам

Актриса Мария Горбань вышла замуж и эксклюзивно поделилась фото этого события

OK!
Прощай, оружие Прощай, оружие

Илья Найшуллер — о женщинах в кино, эмпатии и грядущих супергероях

Vogue
Открыть в приложении