Зеленые паруса
Как бывший CEO железнодорожного оператора «Нефтетранссервис» развивает концепцию оздоровительного отдыха по всей России, от Балашихи до Итурупа
Создатель хилинг-отелей Green Flow Александр Тертычный пригласил корреспондента «Эксперта» для беседы в свой московский офис в Замоскворечье. Промышленное кирпичное здание 1867 года постройки. С фасада — кафе и магазинчики, нужный вход — со двора. Тертычный и его команда в полсотни человек занимают помещение на втором этаже, куда ведет узкая лестница. Его кабинет меньше моей гостиной, на рабочем столе только компьютер и большой черный калькулятор. На окнах белые жалюзи. Типичная офисная картинка не бьется с грандиозными планами Александра — в течение ближайших четырех лет открыть больше десяти оздоровительных центров и отелей по всей России, от Калининграда до Камчатки. Многие из объектов запущены и находятся на разных стадиях реализации: выбрана земля, согласуют концепцию, готовы эскизы, начали строительство. На счету у Тертычного успешный запуск проектов и управление компанией с оценкой более 1,5 млрд долларов в сфере перевозки нефтепродуктов, отель с 80-процентной загрузкой на курорте «Роза Хутор», а еще два курса MBA и семь покоренных горных вершин на всех континентах. И хочется верить этому энергичному, подтянутому предпринимателю и отцу четверых детей.
Из Сибири с энтузиазмом и энергией
Любовь Тертычного к сверхзадачам — из детства, которое прошло в Сибири. Родители переехали в Сургут, когда Саше было четыре года. Мама-медик первое время трудилась вахтером, папа всю жизнь работал в компании «Сургутнефтегаз», из которой и ушел на пенсию. В жизни Александра были почти все доступные секции, включая дзюдо, футбол, хоккей, беговые лыжи. Но особая любовь — шахматы, которыми он занимался профессионально, получив к 14 годам первый разряд. Однако карьера Гарри Каспарова казалась недосягаемой, да и тратить каждый день по три-четыре часа на шахматы становилось все сложнее. Александр сфокусировался на профессиональном развитии. Окончив физико-математический класс гимназии, поступил в местный филиал Омского государственного технического университета на специальность «инженер-экономист».
Бизнес-эксперименты Тертычный начал в студенчестве. На первом курсе запустил туристическое агентство: арендовал помещение площадью 20 квадратных метров, взял двух сотрудников, поставил компьютер. И ввязался в бизнес: искал клиентов, вел переговоры с московскими агентствами, часто летал в столицу, окунулся в делопроизводство, бухгалтерию, был копирайтером и дизайнером. Вкладывал личные сбережения. Показательный для Александра случай произошел в 1998 году. В августе, накануне дефолта, клиенты внесли платеж за поездку в Дубай. Отдали в пятницу, он понес их в банк в понедельник. И там узнал, что в стране дефолт и его четыре тысячи долларов превратились в две. «Тогда за три тысячи долларов можно было машину купить, — вспоминает Тертычный. — В итоге занял денег, но людей в поездку отправил. В течение пары лет деньги эти вернул». Александр объясняет, что по-другому поступить тогда не мог — не мог сказать людям, что они никуда не полетят. Так воспитали родители. «Это, наверное, был мой первый моральный выбор в предпринимательстве, каким путем идти. Но это на сто процентов сыграло потом положительно», — подытоживает Тертычный.
В 1999 году, когда Александр окончил университет, знакомый пригласил его на работу в Москву, в российско-белорусскую нефтегазовую компанию «Славнефть». Собрав буквально одну сумку, Тертычный двинулся покорять столицу. Уже через год он перешел в АО «Транснефтепродукт». При компании организовали логистическую компанию «ТНП-Транском», 24-летнему Александру предстояло его возглавить, погрузиться в железнодорожные перевозки нефти. Тертычный организовал процесс с нуля, в ходе его работы заключили договоры с крупными заказчиками, включая «ЛУКойл», ТНК–BP. Но из-за разногласий с собственниками Александр покинул компанию.
Что ни происходит — все к новой работе. После четырех лет в статусе генерального директора и крутого опыта развития компании Тертычный решил попробовать себя в роли рядового сотрудника департамента логистики «Роснефти». Цель понятная: увидеть и разобраться в разных аспектах работы. «Когда ты попадаешь в компанию, которая действует в масштабах всей страны, там совсем другое осознание происходит». Александр также увидел принципы принятия решений внутри компании со стороны исполнителя.
Общаясь много лет в кругах, которые ведут логистический бизнес, Тертычный познакомился с братьями Вадимом и Вячеславом Аминовыми. Последний раз в рейтинге Forbes «200 богатейших бизнесменов России» они фигурировали в 2019 году под номерами 186 и 176 с общим состоянием 1,05 млрд долларов. А тогда, в далеком 2006-м, в ходе общения Тертычного и Аминовых возникла идея создать совместное предприятие для перевозки нефтеналивных грузов — «Нефтетранссервис». Тертычный называет себя одним из идеологов компании. Позднее сооснователь занял пост СEO. Под его руководством компания в первые четыре года выросла с 50 до 700 сотрудников. Начинали с управления парком в 1500 цистерн, а через два года их было уже 10 тысяч. «Это большой рост. Мы входили в первую тройку перевозчиков по нефтеналиву», — констатирует предприниматель.
За восемь лет под руководством Тертычного компания обросла парком железнодорожных вагонов, приобрела Смышляевский вагоноремонтный завод у РЖД. И готовилась к выходу на IPO, решение о котором приняли в 2012 году, когда, по словам предпринимателя, «оценка бизнеса была где-то от полутора до двух миллиардов долларов». Тертычный вспоминает: «Я в это время СЕО был, мы успели в декабре слетать в Нью-Йорк. Встречались с инвесторами. Были в Лондоне. В начале 2013 года рынок поменялся, IPO решили отменить. Но это был огромный опыт».
Как человек увлеченный, Александр Тертычный не мыслил себя вне работы. Первые годы в компании он работал по субботам. И мог легко улететь с семейного отдыха на Маврикии ради важной встречи или делового совещания. Причем история конкретно с Маврикием повторялась дважды в его жизни. В первый раз он провел на острове пару дней, улетел в Москву и вернулся к следующим выходным забирать семью — жену и двух детей. Встречавший его гид был поражен и на прекрасном русском отчеканил: «В первый раз вижу белого человека, который два раза на Маврикий на уикенд прилетает».
Под руководством Тертычного в «Нефтетранссервисе» ввели управленческую практику по организации ежеквартальных совещаний в разных филиалах, разбросанных по всей стране. За время работы в логистическом бизнесе Александр объездил всю Россию, побывал во всех крупных городах, включая запомнившиеся ему Казань, Хабаровск, Красноярск: «Если взять перечень крупных российских городов, я не был в Мурманске и Анадыре. Все остальные, скорее всего, видел».
На момент ухода из компании в 2015 году Тертычному принадлежало 10% компании NTS Holding Plc, которая владела 100% железнодорожного оператора «Нефтетранссервис». У братьев Аминовых остались 67,5%, члену совета директоров компании Алексею Лихтенфельду принадлежали 22,5%. Вскоре Тертычный продал свою долю Александру Курту — бывшему владельцу холдинга «Русские масла». Сумму сделки стороны не раскрывали, по оценке «Ведомостей», она могла составить порядка 50 млн долларов.
В зоне турбулентности
Личный кризис Александра Тертычного случился за два года до его ухода из компании. Совпало все: мучившие гипертония и лишний вес, неправильный образ жизни, онкология у отца, Николая Тертычного. Александр многое открыл для себя в этот сложный период. Так, для окончательной диагностики отца отправили в Израиль, где подтвердили рак легких четвертой степени. Однако оперировать отказались: не выдержит. Начали химиотерапию, на фоне которой случился инсульт. Николай был на грани жизни и смерти, половину тела парализовало. Медленно, но он пошел на поправку. Дальнейшее лечение продолжили в швейцарской клинике, мягкая и комфортная обстановка которой особенно поразила Тертычного. Отец с матерью жили там почти полтора года с небольшим перерывом на поездки в Россию и Германию. По словам Тертычного, в клинике у папы было нормальное человеческое отношение, было комфортно внутри, интерьеры не кричали и не отвлекали, а потрясающие виды заставляли еще больше любить каждый прожитый день. «Там создана такая атмосфера, которая способствует его выздоровлению или еще чему-то», — описывает ощущения от визитов к родителям Александр. В процессе лечения у отца случилась рецессия, но и ее удалось преодолеть. Грамотный подход врачей, правильный настрой и атмосфера сделали свое. Николай Тертычный прожил в общей сложности восемь лет после постановки диагноза и умер в 2020 году от последствий COVID-19.
Параллельно с лечением отца Тертычный стал бережнее относиться к собственному здоровью. Он нашел врача, Лидию Ионову, в 2010 году она входила в тройку лучших диетологов Москвы. Следуя ее рекомендациям, предприниматель сбросил лишний вес. Тогда же Тертычный занялся альпинизмом. И за три с половиной года закрыл вместе с сыном программу «семь вершин мира», покорив горы на всех континентах, включая Эверест и Килиманджаро.
Визиты в швейцарскую клинику к отцу действовали благотворно и на самого Александра. И закралась мысль: почему бы и в России не создать подобное место, где атмосфера, интерьер, окружающий ландшафт, отношение персонала будут пассивно оздоравливать и успокаивать. А общение с Лидией Ионовой и результат ее работы натолкнули на возможность добавить оздоровительных программ от ведущего столичного диетолога. Но пока все это было лишь идеями, витающими в воздухе.
В 2014 году Тертычный поступил на вторую в своей жизни программу MBA, в бизнес-школе «Сколково». В обучении предприниматель увидел новую вершину, которую хотелось покорить: преподавание вели на английском языке, которым он не владел. И если в первый год помогал переводчик, то со второго такая опция для студентов отсутствовала. Этот рубеж Александр с успехом преодолел. В рамках бизнес-проекта, во время учебы, он продумывал идею с оздоровительным комплексом, нашел архитекторов, с которыми пытался на бумаге воспроизвести образ будущего центра. Ускорить процесс помог случай.
В феврале 2015 года он с сыном отдыхал на только что построенном горнолыжном курорте «Роза Хутор». Место Тертычному в целом понравилось, но были какие-то мелкие недочеты и замечания, хотелось что-то улучшить. Наблюдения он передал знакомым, которые управляли курортом. Те прислушались и обратили внимание на интерес Александра к теме. А потом предложили инвестировать в развитие горной олимпийской деревни, причем той ее части, которая на местности была выше уровня более или менее обустроенной зоны в районе реки Мзымта. Во время строительства и подготовки к Олимпиаде курорт был поделен: в нижней части осталось скопление отелей для гостей, а уровнем выше возводили типовые здания в стиле шале для проживания спортсменов. Предполагалось, что потом это будут отели, но строились они со спартанскими условиями внутри. Через год после Олимпиады администрация курорта и «Интеррос» рассматривали привлечение внешних инвесторов для реновации олимпийских объектов. Так они вышли на Тертычного. Однако тот мечтал об оздоровительном комплексе, возведенном по собственному архитектурному проекту, а не типовому, как на «Розе Хутор». Поэтому от первого предложения отказался. Однако после второго звонка решил еще раз взглянуть на территорию. Прилетел с группой архитекторов. Посетил два объекта на высоте 1170 метров. Когда зашел в то здание, которым управляет сейчас, и увидел открывающийся вид на величественный Кавказский хребет, не устоял. И дал зеленый свет мечте. Тем более что звездный диетолог Лидия Ионова согласилась помочь с разработкой оздоровительной части программы.
«Я еще тогда книжку прочитал Константина Исакова “Отель в Австрии”. Он простым бытовым языком описал принципы управления отелем. Изучил просто ради интереса. Но в итоге она мне очень помогла», — улыбается предприниматель. Так через два с половиной года Тертычный запустил первый отель под брендом Green Flow, зарегистрировав юридическое лицо ООО «Антерра».
Еда, спа, отдых
Сегодня отелю Green Flow пять лет. Название это для Тертычного очень символично. Green в переводе с английского — «зеленый». «Смысл зеленого — это экология, природа, ну и зеленый с точки зрения энергии — это развитие и обучение, — рассказывает Александр. — А flow в переводе с английского — “поток”. Эта идея взята из книги Чиксентмихайи “Поток”. Там основной принцип такой. Если человек живет в согласии с внутренним миром, с окружающими людьми, социумом на работе и дома, с природой, то он находится в таком потоке, когда все получается. Смысл названия Green Flow — мы создаем такое место, в котором человек может попасть в поток». Хотя кто-то из коллег Александра шутил, что зеленый поток — это про доллар и денежные реки. Но в реальности философия закладывалась иная.
Отель открыли в конце 2017 года, продажи номеров начались предварительно, в мае, когда еще шла реконструкция. Здание предоставили в аренду на 13 лет с приоритетной пролонгацией. Условия аренды — переоборудование здания в отель 4* без внесения изменений в его экстерьерную часть, так как это часть ансамбля олимпийской деревни.
Всю концепцию будущего отеля Тертычный проработал сам: «Я был единственным инвестором, потому принимал все решения и брал все риски». Программу питания Лидии Ионовой тоже переделали под условия отельной жизни. Тогда предполагали, что в течение недели человек сможет не только правильно питаться, но и каждый день, посещая занятия, узнавать что-то новое, сформировать новые привычки. Дизайн отеля делали минималистичным, чтобы гостей ничто не отвлекало — ни цвета, ни броские детали. В отеле нет рекламы и работающих телевизоров, клиентам не навязывают услуги. Отдельно конструировали термальную и спа-зоны, сделали их удобными для посещения и перемещения. А еще построили открытый бассейн с подогревом и подсветкой с видом на Кавказские горы. Тертычный считает, что получилось удачно: «В среднем в отеле проживает 250 гостей в день, обычно 80 процентов из них посещает спа и бассейн».
История с питанием — особая для Тертычного. Как человек, знающий толк в правильном питании, он решил сделать его красивым, вкусным и разнообразным для постояльцев. Например, ничего в кляре и жареного не готовят, зато в приоритете натуральные продукты, свежие овощи, зелень, фрукты с рынка. Александр поясняет: «Понятно, что у нас есть и мясо, и рыба, и вегетарианские продукты, но способы приготовления максимально щадящие. И основная, наверное, задача — дать человеку выбор и возможность попробовать что-то новое».
Отель входит в международную ассоциацию Healing Hotels Of The World, HHW. Эта организация объединяет отели с оздоровительным уклоном. В переводе с английского healing означает «исцеление». Хилинг-концепция построена на изучении взаимодействия души, разума и тела. Основатели ассоциации считают, что исцелению в отелях способствуют физические активности, образовательные программы, духовный рост, лечебное питание.
Учредители HHW всегда лично знакомятся с владельцами объектов, устраивают им ежегодный аудит и помогают советами, проводят общие встречи членов ассоциации для обмена опытом и полезными наработками. В HHW входит порядка 100 отелей по всему миру, включая объекты в Мексике, Австралии, Южной Африке, Индонезии.
Анне Бигинг и Элизабет Иксмайер, основатели ассоциации, лично посещали отель Тертычного в октябре 2017 года перед запуском, чтобы удостовериться в соответствии правилам HHW. Членство в клубе — это почти мишленовская звезда для отеля с концепцией оздоровления. «Там нельзя заплатить просто взнос, — уверяет предприниматель, — важна идея и отношение, мотивация. У них чек-лист примерно из ста критериев, которым надо соответствовать. И они приезжали проверять. Было полезно: перед открытием какие-то вещи подсказали, чтобы мы чуть-чуть сделали правильнее». Так, в ходе визита им рекомендовали снести стену в ресторане. Тертычный не снес, но до сих пор жалеет: она и правда мешает пространству. С момента вступления в ассоциацию отель мониторят ежегодно, исключением стал только ковидный год. Смотрят прежде всего не на материальное оснащение, как при подтверждении стандартной звездности отелей, а на детали: на внешний вид персонала, на то, чем кормят сотрудников, проверяют, удобны для кровати для гостей в номерах, как владельцы относятся к выбору постельного белья, косметики, средств гигиены и прочее. Сегодня проект в Сочи на 75–80% соответствует идеальной концепции хилинг-отеля.
На сегодня в ассоциацию входят лишь два российских отеля: Green Flow в Сочи и пятизвездочный Mayrveda в Кисловодске. Похожая концепция у известной клиники «Кивач» в Карелии — но с более выраженным медицинским уклоном. С одной стороны, возникает логичный вопрос: нужны ли подобные объекты в России? Способны ли они найти свою аудиторию? Эксперт в области гостеприимства и владелец сети отелей «Куб Рус» Дарья Чернобровкина уверена: «Хилинг-философия отвечает трендам, которые развиваются в гостеприимстве уже давно: это интерес к концептуальным отелям, тренд на заботу о себе, развитие wellness-индустрии. Эти тренды приводят к росту популярности оздоровительного туризма. Аудитория таких отелей — искушенные гости, которые готовы платить больше, чтобы жить в красивом и современном отеле, совмещать отпуск с пользой для физического и ментального здоровья». Разделяет эту точку зрения и Инесса Тарасова, директор по маркетингу гостиничного комплекса Horseka Resort. Она предсказывает развитие этого тренда как минимум в ближайшие пять лет. «Сейчас существует естественный спрос на стандартную модель отелей, которые предоставляют услугу проживания и питания, — объясняет Тарасова. — С другой стороны, многие крупные управляющие компании акцентируют внимание на wellnessотелях с наличием большого количества медицинского оборудования, с акцентом на профилактику заболеваний и антивозрастные направления. Хилинг-отели — это нечто промежуточное между этими двумя форматами. Запускать такие отели гораздо дешевле, чем medical-spa-формат. Они сочетают в себе комфортное размещение, а также более мягкую и понятную для гостя заботу о себе без особых ограничений. Как правило, это сочетание различных фитнес-направлений, прекрасного размещения и здорового питания».
Отельная экономика
На реновацию отеля Green Flow потратили в общей сложности 350 млн рублей. Окупиться проект должен был через пять лет, что и произошло. Выручка в 2018 году составила 203 млн рублей, а в 2022-м уже больше 800 млн, рентабельность — 26%.
В отеле 154 номера разных категорий. В 2018 году среднегодовая загрузка отеля составляла 60%, сейчас — 80%. Причем в 2022 году она увеличилась на 7%. Тертычный говорит, что это высокий показатель, если сравнивать со средней загрузкой 65–70% по всему курорту «Роза Хутор». Поблизости от Green Flow множество отелей и «здоровая конкуренция»: Rosa Springs, Ski Inn Spa, а также сети — Rixos Krasnaya Polyana Sochi, Courtyard Mariott Sochi, Tulip Inn Rosa Khutor.
В год в отель приезжают 15–20 тысяч человек. Среднее время проживания — четыре дня. Клиенты отеля — аудитория 30+, люди, желающие улучшить качество жизни и ценящие здоровье. Пары составляют 64% гостей, семьи с детьми — 23%, в одиночку приезжают 13%, с целью делового туризма — 5%.
Одна из главных сложностей в работе отеля — наем квалифицированного персонала, способного обеспечивать высокий уровень сервиса. «Для того чтобы собрать такие кадры, требуется жесткий отбор кандидатов, а в городе с небольшим населением, пусть даже на курорте, это не всегда легко», — рассказывает предприниматель.
В отеле действует динамическая система ценообразования: стоимость номера зависит от сезона и глубины бронирования. Так, номер категории superior на одну ночь с завтраком с 7-ого на 8 марта 2023 года стоит 21,4 тысячи рублей. В середине апреля подобный номер можно забронировать за 9,7 тысячи, а в июле — за 11,3 тысячи рублей.
В планах на 2023 год — увеличить доход отеля до 1,1 млрд рублей, среднюю загрузку довести до 86,4%.
Отель в Сочи помог Тертычному обкатать концепцию, лучше понять клиента и утвердиться в истинности выбранного пути. Ближайшее будущее — это рост и масштабирование хилинг-объектов в виде оздоровительных комплексов и отелей по всей России. Дарья Чернобровкина подтверждает: «На сегодняшний день таких отелей мало, на рынке преобладают устаревшие объекты санаторного типа. Поэтому можно говорить, что эта ниша на рынке свободна и оздоровительный туризм перспективен для инвесторов». Чернобровкина указывает на важное преимущество оздоровительных отелей — большая стабильность загрузки и низкая сезонность: «С оглядкой на прошлогодние экономические показатели Green Flow на “Розе Хутор” можно прогнозировать успех следующих отелей проекта и в новых локациях».
Большой замысел
На карте развития бренда Green Flow объекты неравномерно распределены по всей России буквально от Калининграда до Камчатки. На каждой точке стоят даты планируемого ввода в эксплуатацию — не позднее 2027 года. Путешествия по России во время работы в «Нефтетранссервисе» не прошли для Александра Тертычного незаметно: оказалось, в стране много «мест силы» и потрясающих по красоте природных объектов.
Самый грандиозный по замыслу — объект на берегу озера Байкал. Он расположен в особой экономической зоне «Байкальская Гавань» в Бурятии. Общая площадь комплекса — 12 га. Здесь будет первый построенный с нуля отель Green Flow на 153 номера и 15 бунгало. На территории объекта возведут оздоровительный комплекс площадью 4,5 га вместимостью 300 человек. Отдельно построят индейскую баню — темаскаль. На территории также хотят разместить этнопарк, большую теплицу, детский центр и площадку для йоги. В 2019 году на Байкале побывала CEO HHW Анне Бигинг. Она вдохновилась местом и дала Тертычному несколько практических советов, чтобы улучшить вид из отеля на остров Ольхон.
Инвестиции в объект на Байкале составляют 2 млрд рублей. Для финансирования проекта привлекают дополнительно средства от Сбербанка, почти 70%, и корпорации «Туризм.РФ» в размере 15%. «Участие корпорации — гарантия того, что объект достроят, потому что они его контролируют, — объясняет Тертычный роль “Туризм.РФ”. — Они проверяют стройку, все этапы. Это не пассивный инвестор, это партнер». Кредитные средства от Сбербанка компания привлекает под льготные 5% в рамках постановления правительства РФ № 141. Помимо этого компания «Антерра» вышла на Санкт-Петербургскую биржу для привлечения заемных средств на сумму 150 млн рублей. По словам Тертычного, они стали первой туристической компанией за последние десять лет, которая прибегла к такому способу финансирования. Ожидают, что центр будут посещать 75 тысяч туристов в год, выручка будет на уровне 600–900 млн рублей, окупаемость — девять лет. Пока в бизнес-плане заложена цена номера в сутки на уровне 8–12 тысяч рублей. На объекте Green Flow Baikal уже идет строительство. Запуск запланирован на следующий год. Из существенных проблем развития туристического объекта в Бурятии — плохая транспортная доступность. Сейчас прямые рейсы на Байкал осуществляются только из городов-миллионников. Объект пока больше ориентирован на местных, хотя регион часто посещают жители соседней Монголии.
В Приморском районе СанктПетербурга на днях должны запустить Green Flow Lakhta Park. Площадь объекта — 3,2 га. Комплекс построен на базе уже готового объекта, его купили в 2021 году за 230 млн рублей. Общая сумма инвестиций составила порядка 650 млн рублей. На территории комплекса — зоны фитнеса и термальная, спа, открытый бассейн. Максимальная загрузка термальной зоны — 288 человек. Стоимость посещения — в районе 1800 рублей на человека. Ожидают, что в день в комплекс будут приходить до 1100 человек. Клиенты — жители СанктПетербурга и Ленинградской области, а абонементы в фитнес-центр планируют продавать жителям ближайших жилых кварталов.
В Питере есть похожие объекты. Тертычный вспоминает спа-клуб Voda, Piterland, Приморские бани. «Но в среднем в термальных комплексах СанктПетербурга оборудовано около пяти различных видов саун и бань, вдвое меньше, чем в проекте Green Flow Lakhta Park», — объясняет конкурентное преимущество центра предприниматель. Выйти на окупаемость хотят через восемь лет, планируемая выручка объекта на конец 2023 года — 162,6 млн рублей. Новый комплекс соседствует с курортом «Охта парк» в Ленинградской области. Денис Завазальский, коммерческий директор курорта, рассказал «Эксперту», что 80% гостей их объекта — это именно жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области, причем большая их часть — семейная аудитория, на нее ориентированы инфраструктура и сервисы курорта: «Если говорить про гостей, которые приезжают к нам на один день — покататься на лыжах или катке зимой или в парк развлечений летом, — то это аудитория со средним доходом. Гости, которые остаются на курорте на несколько дней, снимают номер в отеле или коттедж — это аудитория с доходом выше среднего». Завазальский не видит ничего страшного в их соседстве с Green Flow Lakhta Park: «Что касается нашего соседства с новым проектом, то я не думаю, что мы будем конкурировать за гостей, так как список услуг “Охта парка” значительно шире и развитие направления spa & healing — это лишь один из наших приоритетов».
«Green Flow Скандинавия» будет расположен на юго-западе Москвы. Это хилинг-комплекс на территории строящегося девелопером «А101» ЖК «Скандинавия». Общая площадь открытых и закрытых бассейнов составит 700 квадратных метров. Косвенно конкурентами центра станут аквапарки Москвы «Мореон», Termoland. Однако в комплексе у Тертычного будут фитнес и спа, гастробар с полезным питанием, то есть теоретически на фоне обычных тренажерных залов и развлекательных комплексов ему можно будет выделиться. Аналогичный комплекс будут возводить в Балашихе.
Необычный объект Тертычный хочет запустить в Калужской области на месте исторической усадьбы Гурьевых XVIII века — это бывшее имение министра финансов Александра I. «Идеальная локация, совмещающая историческое наследие и природу средней полосы», — отмечает предприниматель. Особенность же объекта — агроферма. По замыслу, 80% потребностей курорта будет обеспечивать собственная ферма площадью 170 га: 120 га — пастбища для овец, коров, коз и яков, 14 га — пруды, 12 га — лесосад, 6 га — фруктовые сады. В будущем на ферме откроют пасеку на 200 ульев. Отель Green Flow Nikolo-Dol рассчитан на 150 номеров. Запустить объект хотят в следующем году.
Любитель сверхзадач Александр Тертычный планирует открыть сразу два объекта в Якутии — оздоровительнотермальный комплекс в 2025 году и через год — хилинг-курорт. Курорт построят рядом с местной достопримечательностью — ленскими столбами, которая входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Объекты будут рассчитаны главным образом на местных жителей, которые составляют 93,6% посещающих достопримечательность. Инвестиции в объект — 1,5 млрд рублей. Период окупаемости — 12 лет.
Один из географически отдаленных объектов Green Flow — комплекс на острове Итуруп. На сегодня в этом оторванном от континентальной жизни регионе всего 80 номеров во всех имеющихся объектах размещения. Местные гостиницы не имеют звезд. Из новых объектов Тертычный отмечает два объекта по девять номеров каждый: «Янкито VIP» в восьми километрах от Курильска и гостевой дом на вулкане Баранского.
Получится у Александра Тертычного осуществить все замыслы или нет — покажет время. Хотя участники рынка сходятся в том, что его положительный опыт и выбранный формат вполне имеют шанс на успех. Партнер Zont Hotel Group Александр Гендельсман убежден, что Green Flow — интересный, хоть и нишевый проект: «И именно этот нишевый характер и будет, по моему мнению, базисом успеха. Небольшие отели высокого класса для достаточно состоятельной аудитории — это не массовая история, ведь еще и добраться до них недешево, плюс они обладают рекреационной и экологической направленностью. Но, полагаю, такой продукт всегда найдет свою аудиторию. Затормозить развитие проекта может много факторов, в первую очередь отсутствие долгосрочного инвестиционного партнера и сложности с выделением подходящих земельных участков, но, насколько мне известно, сейчас у Green Flow с этим двумя компонентами все нормально».
Денис Завазальский знаком с Александром Тертычным лично и наблюдал, как тот запускал отель в Сочи. Завазальский видит перспективы в хилинг-отдыхе, хоть он и рассчитан на аудиторию с высоким доходом: «Александр, пожалуй, один из немногих энтузиастов, который пытается развивать это направление отдыха так масштабно у нас в стране. Мне кажется это перспективным, если правильно подойти к позиционированию и продвижению продукта. Что касается масштабности проекта Green Flow, то мы видим, что отель на курорте “Роза Хутор” работает успешно, и, конечно, это отличный повод задуматься о масштабировании проекта в другие регионы».
Зеленые цифры
- 1-й разряд по шахматам у основателя компании.
- 7 вершин мира покорил Александр Тертычный вместе с сыном за три с половиной года.
- 8–12 тысяч рублей — расчетная будущая стоимость номера в отеле Green Flow Baikal.
- 24 года было Тертычному, когда он впервые занял пост генерального директора.
- 17 кг сбросил за три месяца основатель компании под наблюдением опытного диетолога.
- 23% гостей в отеле Green Flow на «Розе Хутор» — семьи с детьми.
- 80% среднегодовая загрузка Green Flow на «Розе Хутор» в 2022 году.
- 865 млн рублей — выручка отеля Green Flow на «Розе Хутор» в 2022 году.
- 1170 метров над уровнем моря — на такой высоте расположен отель Green Flow на «Розе Хутор».
- 1800 рублей — планируемая стоимость посещения центра Green Flow Lakhta Park в Санкт-Петербурге.
Фото: Предоставлено отелем Green Flow, Олег Сердечников, Markus Winkler/unsplash
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl