Почему она существует в киноиндустрии и как ее преодолеть

ЭкспертСобытия

За великой английской стеной

Почему она существует в киноиндустрии и как ее преодолеть

Вячеслав Суриков

Русское кино, в особенности русская анимация, все увереннее чувствует себя на международном рынке. Его смотрят практически по всему миру. Но есть две страны, ключевые для киноиндустрии: Великобритании и США, — которые, как правило, не входят в список стран, заинтересованных в прокате фильмов из России. И какими бы они ни были успешными в отечественном прокате, североамериканский и британский прокат их за очень редким исключением игнорирует. Есть несколько версий, почему это происходит.

Первая: англоязычный рынок замкнут внутри себя. Чужой продукт он воспринимает только в адаптированном виде, и Россия находится в таком же положении, что и все остальные страны. Вторая: США и Великобритания пребывают в перманентном политическом противостоянии с Россией. Это не мешает отечественному зрителю любить американское и английское кино, но любви к русскому от англосаксов ждать не приходится по определению. И третья версия, которая фигурирует в разговорах на эти темы: уровень качества русского кино просто меркнет на фоне английского и американского, просто не выдерживая конкурентной борьбы.

Одной из немногих лазеек, позволяющих проникнуть сквозь эту стену, которую возвели дистрибуторы вокруг англоязычного проката, являются крупнейшие европейские кинофорумы, в первую очередь Каннский кинофестиваль. Во многом успех именно на этом фестивале позволил Андрею Звягинцеву с учетом всех его предыдущих творческих достижений получить двукратную номинацию на премию «Оскар». «Левиафан» произвел столь сильное впечатление на американскую аудиторию, что легендарный сценарист Роберт Макки в одном из интервью заявил, что, если бы все русские фильмы «были так же хороши, как “Левиафан”, их бы показывали по всему миру». Благодаря этому фильму Алексей Серебряков, сыгравший запойного автослесаря Николая, стал самым узнаваемым актером для англоязычного зрителя. Скорее всего, именно этот фактор определил выбор в его пользу, сделанный продюсерами сериала «МакМафия» — высокобюджетного телевизионного продукта, произведенного сразу двумя мощнейшими игроками британского и американского медиарынков: компаниями BBC и AMC.

Какими они нас видят

Многосерийная криминальная драма «МакМафия» едва ли не первый большой проект, адресованный англоязычной аудитории, в котором играет такое количество русских актеров. При этом в кадре они говорят как по-английски, так и по-русски. Алексей Серебряков играет вора в законе «на пенсии». Его жену — Мария Шукшина. Мераб Нинидзе, который начал актерскую карьеру на Западе еще в начале девяностых, играет действующего криминального авторитета. В ролях второго плана в кадре появляются отечественные звезды Кирилл Пирогов, Елена Лядова, Данила Козловский и даже Лидия Федосеева-Шукшина — ей досталась роль матери грозного русского мафиози Вадима Калягина, которого как раз и играет грузин Мераб Нинидзе. Персонаж Алексея Серебрякова — еврей, о чем неоднократно говорит в кадре, и даже оправдывает этим отсутствие у него на теле татуировок. Создатели сериала, пригласив русских актеров, не избежали сильных допущений в распределении ролей между ними. Впрочем, не исключено, что они бросаются в глаза только отечественной аудитории.

Еще один глобальный проект, который в прошлом году взялся заполнить пустующую нишу «русских историй», стал сериал, производство которого заказал могущественный Amazon выдающемуся сценаристу, продюсеру и режиссеру Мэтью Вайнеру. Он снял сериал «Романовы», состоящий из восьми сюжетно не связанных друг с другом эпизодов, главными героями которых выступают потомки царской семьи. Большинство из них даже не аристократы, это обычные люди, которые уже очень смутно помнят о своих корнях. Родство с царской семьей может быть как крючком, который запускает сюжет в каждом эпизоде, а может быть просто ничего не значащим фоном — уловкой режиссера, которая позволила ему оформить именно этот сюжет в задуманный цикл. Заставка сериала, в которой раз разом на глазах зрителя расстреливается царская семья, демонстрирует, чем отличается казнь царя Николая II от казней Людовика XVI и Карла I, и то, что по-настоящему шокирует мировую аудиторию: в огне революции сгорают не только сам царь и его жена, но и их дети.

Восемь эпизодов сериала «Романовы», каждый из которых полноценный фильм с самостоятельной историей, по всей видимости, концентрирует в себе целостное представление о России. Если не считать таковым шпионский сериал «Американцы» (где главные герои — русские, где тоже фигурирует российская действительность) в силу очевидной условности происходящего на экране. В седьмом эпизоде сериала под названием End of the Line главные герои отправляются в Россию, чтобы усыновить ребенка, и добираются до детского дома во Владивостоке. Эта история рассказывается так, как будто это происходит сейчас или как минимум в совсем недавнем прошлом — до введения запрета на усыновление русских детей американцами. Мы видим мрачный город, в котором все настроены по отношению к добросердечным американцам либо корыстно, либо враждебно. По аэропорты расхаживают полицейские с автоматами. На улице может запросто валяться труп собаки. В гостиничном номере американцы спят не раздеваясь. Они вынуждены сопровождать каждый свой шаг мелкими взятками.

Какие есть возможности

Даже несмотря на все достижения отечественной индустрии, прежде всего фантастические успехи анимационного сериала «Маша и медведь», который претендует на то, чтобы быть сериалом номер один для детей всего мира; несмотря на то что кинокомпании «Среда» продала стриминговому видеосервису Netflix права на показ уже шести сериалов, а также на то, что сериал компании Yellow, Black and White («Лучше, чем люди») выйдет на том же Netflix на особых условиях под брендом Netflix Original, великая английская стена еще крепка и по-прежнему труднопроницаема. Генеральный директор компании «Невафильм» Олег Березин так объясняет невостребованность русского кино на англоязычных рынках: «Основная проблема заключается в том, что русские фильмы таргетированы на русскую аудиторию. Очень мало фильмов с универсальными проблемами, которые были бы интересны не только российскому зрителю, но и английскому. Даже такой фильм, как “Движение вверх”, в котором речь идет о противостоянии России и Запада, английские зрители не готовы воспринимать. Очень многое зависит от фона. Кроме того, к русским сейчас очень неоднозначное отношение, особенно в Англии, и это очень сильно влияет».

Продюсер Денис Крупнов, сооснователь европейской компании Reason8, которая занимается продажами фильмов и кинопроизводством, в свою очередь считает, что никаких предубеждений у прокатчиков против отечественных фильмов нет: «Если речь идет об авторском фильме, то нет никакой разницы, российский это фильм или французский. Как-то раз мы обсуждали возможность снимать русский фильм на английском языке, и нам сказали: зачем? У русского авторского кино хорошая репутация, снимайте на русском языке». Руководитель финансово-производственного департамента Фонда кино, который с начала прошлого года при экспертизе проектов учитывает их международный потенциал, Вадим Потапов сетует только на то, что в России пока еще слишком мало авторских фильмов: «Мы сейчас отрабатываем технику производства фильмов на блокбастерах, и когда поймем, что у нас прекрасно получаются блокбастеры и мы можем более масштабно подойти к производству серьезного, вдумчивого кино, тогда мы сможем предложить европейским прокатчикам более разнообразную палитру авторских фильмов».

Организатор Недели российского кино в Великобритании Филип Перкон так оценивает ситуацию на британском рынке: «Англия когда-то не просто владела всем миром, она интересовалась тем, что происходит в культуре подвластных ей колоний. Чтобы удостовериться в этом, достаточно пройтись по Британскому музею, где можно увидеть экспонаты, свезенные отовсюду. У американцев этого нет, они не интересуются чужими культурами». Тем не менее, что касается кино, то здесь интересы большинства англичан ограниченны. По оценке Филипа Перкона, только восемь-десять процентов англичан готовы смотреть фильмы, переведенные на английский язык. За эту аудиторию как раз конкурируют кинопроизводители всего мира. Арсен Манукян, вице-президент Университета «Синергия» — соорганизатора Недели российского кино в Великобритании обращает внимание на то преимущество, которое есть в этой конкурентной борьбе у отечественных кинематографистов: «В Великобритании проживают 350 тысяч наших соотечественников. Для островного государства это очень много. К тому же среди стран СНГ Россия — лидер по количеству студентов, обучающихся в местных учебных заведениях».

И все же, по общему мнению профессионалов, наиболее вероятной средой для масштабного проникновения русского кино станет не кинотеатральный прокат, а Netflix и подобные ему сервисы в наиболее востребованном международном формате — многосерийной истории. Продюсер, представитель немецкой компании Beta Film Леонид Годик считает, что успехи компании «Среда» на этом поприще неслучайны, но это только начало пути, который уже успела пройти Испания: «Никто не мог подумать, что однажды Испания станет одним из мировых лидеров в производстве сериалов. Тем не менее сериал “Бумажный дом” сейчас самый востребованный неанглоязычный сериал на Netflix. До 2008 года испанские сериалы была востребованы в основном в латиноамериканских странах. И здесь уместна аналогия с Россией, которая до недавних пор продавала свои сериалы в страны СНГ, в первую очередь в Украину. Испанские кинокомпании снимали сериалы, продавали их в латиноамериканские страны, и им хватало. После финансового кризиса в 2008 году они поняли, что теперь нужно искать деньги по всему миру. Им понадобилось десять лет, чтобы вывести кинопроизводство и создание сценариев на международный уровень. Россия может повторить этот путь».

Если это когда-нибудь произойдет, то гуманитарный эффект, сопутствующий экономическому, будет не менее важен. Тогда все, кто не попал на прошлогодний чемпионат мира по футболу, наконец узнают, что Россия — это родина не только миллиардеров, криминальных авторитетов и сотрудников спецслужб.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Союз нерешимый Союз нерешимый

Есть ли будущее у белорусско-российской интеграции

Огонёк
Эффект колеи Эффект колеи

Ручное управление экономикой мутирует в административно-командное

Огонёк
Оставь все свои дела и посмотри эти 7 лучших российских короткометражек Оставь все свои дела и посмотри эти 7 лучших российских короткометражек

Комиксы, Хаски, и Быков – благодать

Playboy
11 странных заболеваний, о которых ты вряд ли слышал (они очень редкие) 11 странных заболеваний, о которых ты вряд ли слышал (они очень редкие)

Синдром Алисы в Стране чудес и ряд других странных заболеваний

Playboy
Открытый код: есть ли место для Microsoft на новом рынке ПО Открытый код: есть ли место для Microsoft на новом рынке ПО

Почему корпорации переходят на модель с открытым исходным кодом

Forbes
Минпромторг предложил вернуть в города ларьки и киоски Минпромторг предложил вернуть в города ларьки и киоски

Минпромторг предложил вернуть в города ларьки и киоски

Forbes
Алкогений: Александр Куприн Алкогений: Александр Куприн

Алкогений: Александр Куприн

Maxim
Телевизоры 32 дюйма: что купить сегодня Телевизоры 32 дюйма: что купить сегодня

Телевизоры 32 дюйма: что купить сегодня

CHIP
Пусть меня научат! Пусть меня научат!

Для чего взрослые получают второе, третье, четвертое образование?

Psychologies
Как перестать искать в мужчине отца Как перестать искать в мужчине отца

Как взрослой женщине изменить негативный сценарий и найти равного партнера

Psychologies
Битва на равных: зачем «Аэрофлот» судится с недовольными клиентами Битва на равных: зачем «Аэрофлот» судится с недовольными клиентами

Битва блогеров с корпорациями — новый жанр интернет-фольклора

Forbes
Проект Homo Sedens изучил, как просмотр сериалов влияет на тебя Проект Homo Sedens изучил, как просмотр сериалов влияет на тебя

Недавно на просторах мировой сети появился информационный проект Homo Sedens

Maxim
Антибиотики во время беременности: принимать или воздержаться? Антибиотики во время беременности: принимать или воздержаться?

Как быть, если будущая мама заболела и надо принимать антибиотики?

9 месяцев
Ах ты маша-растеряша! Ах ты маша-растеряша!

Что делать, если потеряла сумку, телефон, паспорт или другую ценную вещь?

Лиза
Уверен, что медитация — хрень? 6 фактов, после которых ты захочешь ее делать Уверен, что медитация — хрень? 6 фактов, после которых ты захочешь ее делать

Чем медитация полезна для мужчин?

Playboy
«Шедевр» — душевная аргентинская комедия о сумасшедших художниках «Шедевр» — душевная аргентинская комедия о сумасшедших художниках

«Шедевр» — не наша оценка, а название фильма (хотя воспринимай как хочешь)

Maxim
Почему «Дау» не привезут в Москву из Парижа Почему «Дау» не привезут в Москву из Парижа

Почему «Дау» не привезут в Москву из Парижа

Forbes
Идеальные свидания Идеальные свидания

Проект актера Анатолия Белого «Четыре идеальных свидания»

OK!
Пять способов уговорить звездного сотрудника остаться и две причины отпустить Пять способов уговорить звездного сотрудника остаться и две причины отпустить

Конкуренты переманили вашего ценного сотрудника?

Forbes
Игры с государством: как частному инвестору заработать на нацпроектах Игры с государством: как частному инвестору заработать на нацпроектах

В России нет эффективных механизмов участия населения в масштабных нацпроектах

Forbes
Я тебя не брошу! Три истории, после которых ты поверишь в любовь Я тебя не брошу! Три истории, после которых ты поверишь в любовь

Хотим рассказать тебе о любви, в которой романтики - временно - нет

Cosmopolitan
Старик и наркотики: о чем «Наркокурьер» Клинта Иствуда (и почему это чуть больше, чем обычный триллер) Старик и наркотики: о чем «Наркокурьер» Клинта Иствуда (и почему это чуть больше, чем обычный триллер)

В прокат выходит остросюжетная драма «Наркокурьер»

Esquire
12 артхаусных фильмов, которые можно смотреть нормальному человеку 12 артхаусных фильмов, которые можно смотреть нормальному человеку

Что делать, если приспичило приобщиться к высокому и не заснуть посреди фильма

Maxim
«Я за равноправие, но я не феминистка»: спортсменка из рекламы Reebok прокомментировала резонансную кампанию «Я за равноправие, но я не феминистка»: спортсменка из рекламы Reebok прокомментировала резонансную кампанию

Спортсменка из рекламы Reebok прокомментировала резонансную кампанию

Esquire
Дэниел Джейкоб — художник, который покрывает стразами кроссовки Nike и продает их за большие деньги Дэниел Джейкоб — художник, который покрывает стразами кроссовки Nike и продает их за большие деньги

Такая пара кастомных кроссовок обойдется вам минимум в $5500

Esquire
10 книг для настоящих защитников к 23 февраля 10 книг для настоящих защитников к 23 февраля

Самое интересное об оружии, боевой технике, науке побеждать и навыках выживания

Популярная механика
Хватит пытаться стать «лучшей версией себя» Хватит пытаться стать «лучшей версией себя»

Хотите помочь себе?

Psychologies
Как правильно пригласить девушку на свидание, чтобы у нее не было шанса отказать Как правильно пригласить девушку на свидание, чтобы у нее не было шанса отказать

Как правильно пригласить девушку на свидание, чтобы у нее не было шанса отказать

Playboy
Гостевой брак. Почему не стоит вкладывать в развитие сотрудников Гостевой брак. Почему не стоит вкладывать в развитие сотрудников

Отношения «работник — работодатель» претерпели изменения

Forbes
Узнать характер мужчины по носкам: 10 простых правил Узнать характер мужчины по носкам: 10 простых правил

Не только обувь, но и носки могут кое-что рассказать о своем владельце

Psychologies
Открыть в приложении