Интервью с имперсарио Сергеем Даниляном

ForbesКультура

Как сделать бизнес на русском балете: гастроли, бюджеты, меценаты

Импресарио Сергей Данилян о том, как Борис Эйфман сменил название своего театра, как Диана Вишнева стала мировой звездой и какую роль в этом сыграл Роман Абрамович

Яна Жиляева

dreamers_by_natasha_razina.jpg__1551081486__80041.jpg
Балет Мечтатели / Фото Натальи Разиной

До конца марта в театральном музее имени Бахрушина идет выставка «Импресарио. Траектория танца»: 50 костюмов к балетам, в которых выступали Диана Вишнева, Николай Цискаридзе, Наталья Осипова, Иван Васильев, Марсело Гомес, эскизы, плакаты, фотографии и оригинальный автомобиль Bugatti Racer 1927 года, в котором выезжает на сцену главная героиня балета «Айседора», — галопирующий отчет в честь 25-летия американской деятельности продюсерской компании Ardani Artists Сергея и Гаянэ Данилян.

New York Times называет Сергея Даниляна современным Сергеем Дягилевым. Современный облик российского балета во многом сформирован в результате его деятельности. Он возил российские театры с гастролями в Америку, он привозил западных звезд в Россию, с его легкой руки сложился творческий союз Натальи Осиповой и Уэйна Макгрегора, благодаря ему Диана Вишнева стала международной звездой, это он привез Начо Дуато в Михайловский, Дэвида Холберга в Большой и увел из Большого Наталью Осипову и Ивана Васильева.

Forbes Life расспросил Сергея Даниляна о деньгах, славе, покровителях и меценатах.

New York Times написала про вас, что вы современный Дягилев, но переехав в Америку в начале 1990-х искали место водителя. И только жена, перехватившая звонок, запретила вам наниматься в такси. Как вам удалось закрепиться в Америке, какой проект стал первым успешным?

Большие успешные проекты начались с начала 2000-х. В 2000-м — десятинедельный гастрольный тур в Америке Бориса Эйфмана. В 2002-м шестинедельный тур с труппой Большого театра. В 2003-м — шестинедельный тур с балетной труппой Мариинского театра. Тогда в Los Angeles Times балетный критик Льюис Сегал написал: Russian are coming.

Как вы оказались в балетном мире? Вы же не из балетной семьи? Не танцевали, не ставили.

Я учился в ГИТИСе сначала на отделении театроведения, а потом на отделении театрального менеджмента. Тогда еще не знал, что буду заниматься музыкальным театром, но увлеченно читал литературу про музыкальный театр. После института я пять лет проработал в Ленкоме, с 1984 по 1989 год, начинал администратором, закончил в 29 лет замдиректором.

В Ленкоме была своя рок-группа «Рок-ателье», Павел Смеян, Саша Садо, Крис Кельми. И там я впервые увидел, как драматическим актерам давали класс Владимир Васильев, Александр Хмельницкий. У нас был балетный зал. Я рос с такими спектаклями, как «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось». Позже, когда я работал с Союзе театральных деятелей СССР под руководством Кирилла Лаврова, я ездил по миру, привозил западные коллективы к нам, наши вывозил на гастроли. Например, Терезу де Кеерсмакер я знаю с 1989 года. С Пиной Бауш был знаком с 1988 года, с фестиваля немецких театров в Москве, когда на сцене театра Моссовета шли ее «Гвоздики». Чтобы найти овчарок для спектакля, мы с моим коллегой обратились на Петровку, 38. И однажды во время спектакля одна из овчарок сорвалась с поводка. Но, слава богу, обошлось. А в «Гамлете» у Патриса Шеро была лошадь, которую везли из-за границы, и она застряла на карантине в Бресте. Но все-таки мы ее довезли к спектаклю.

Как-то одна швейцарская труппа попросила десять кур, а немецкая — живого поросенка. После спектакля мы решили поросенка зарезать, но никто не решался, тогда мой коллега пригласил своего друга. Другом оказался нынешний главный тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов. Он пришел с большим ножом. Поросенка поделили на всех.

Путешествуя, я видел, что наши партнеры как правило — частные компании, частные импресарио. И в 1990-м году я открыл в Москве свою частную кампанию, театральное агентство Ardani Artists. В 1994-м году мы зарегистрировались в штате Нью-Йорк. В 1998-м, накануне кризиса, интуитивно почувствовали, что что-то не так, и закрыли нашу российскую компанию.

Какой у вас был стартовый капитал в Америке?

Я продал квартиру в Москве на улице Макаренко и получил за нее $50 000. Сегодня такая квартира стоит пару миллионов, но тогда мы этого не понимали. Но этих средств мне хватило, например, на то, чтобы снять Карнеги-холл и привезти труппу никому неизвестной тогда Новой Оперы Евгения Колобова.

В честь 25-летия американской компании вы привезли в Москву балет «Айседора» Владимира Варнавы на музыку Прокофьева с Натальей Осиповой в главной роли, — свою первую полномасштабную постановку. Чем отливается создание большого сюжетного балета от концертной программы?

«Айседора» — наш первый так называемый full-length продакш, большой спектакль. До этого создавали либо одноактные балеты, либо хореографические миниатюры. «Айседора» — большая работа на музыку Прокофьева, созданная хореографом Владимиром Варнавой. До этого над нашими программами работали несколько хореографов одновременно и участвовали несколько звезд. В этот раз у нас одна звезда — Наташа Осипова. Вместе с ней на сцене — большая международная танцевальная команда, 16 танцовщиков из балетных школ всего мира. Есть представители испанской, немецкой школы, артисты балета с Кипра и Гаити, из Южной Кореи, из Канады, Испании, Германии. Все они разного телосложения, разных танцевальных техник, все они — живая наглядная иллюстрация странствий Айседоры Дункан по мировым театрам, странам и континентам.

Впервые наш спектакль идет под живую музыку в сопровождении большого симфонического оркестра. До этого лишь один раз в программе «Отражения» участвовал оркестр Большого театра, во всех остальных случаях для экономии средств, для мобильности мы использовали фонограмму.

В общем, полгода спустя, оглядываясь на «Айседору», поражает масштаб того, что мы смогли сделать.

Балет Айседора (Michael Khoury)

Среди тех, кто нас поддержал, много героев журнала Forbes. Разные наши проекты ни один раз поддерживал фонд Смирнова и Сорокина. Они помогали с постановкой балета «Мечтатели» весной 2017 года, в 2016 году помогали привезти на «Золотую маску» артистов, занятых в проекте Натальи Осиповой и Ивана Васильева «Соло для двоих». Кстати, один из номеров в «Соло», «Моцарт и Сальери» — работа хореографа Владимира Варнавы.

Для «Айседоры» Варнавы фонд Смирнова и Сорокина оплатил костюмы. Во время кастинга в Нью-Йорке с артистов сняли мерки и по эскизам художника спектакля Гали Солодовниковой сшили в частной компании в Иванове. Там же сделали маски и реквизит для спектакля. А потом привезли в Америку, на примерку.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Страх полетов: иногда это не то, чем кажется Страх полетов: иногда это не то, чем кажется

То, что мы называем аэрофобией, может быть проявлением разных состояний

Psychologies
Пап-культура Пап-культура

У каких пап дочери вырастают счастливыми?

Добрые советы
Как компании помогают новичкам влиться в коллектив Как компании помогают новичкам влиться в коллектив

Что делают компании, чтобы новые сотрудники почувствовали себя «своими»

Forbes
Универсальный ветеран Универсальный ветеран

Mercedes-Benz G-Класса. Универсальный ветеран

АвтоМир
Гид по первой ярмарке Frieze в Лос-Анджелесе Гид по первой ярмарке Frieze в Лос-Анджелесе

Гид по первой ярмарке Frieze в Лос-Анджелесе

Vogue
Ушедшие в вечность: броненосцы типа «Бородино» Ушедшие в вечность: броненосцы типа «Бородино»

Тяжелая судьба пяти броненосцев типа «Бородино»

Популярная механика
Что такое самоутверждение и как его развивать? Что такое самоутверждение и как его развивать?

Умение уважать свои желания и нужды — основа здоровой самооценки

Psychologies
Тина Паллада Тина Паллада

Тина Канделаки – о стиле, харассменте и телевидении

Cosmopolitan
Король под каблуком. Десять самых влиятельных фавориток в истории Король под каблуком. Десять самых влиятельных фавориток в истории

Forbes решил вспомнить самых известных фавориток в истории

Forbes
Огнем, железом и продуктами: проверяем кухни на прочность Огнем, железом и продуктами: проверяем кухни на прочность

Огнем, железом и продуктами: проверяем кухни на прочность

Популярная механика
Какие приложения для свиданий скачать прямо сейчас Какие приложения для свиданий скачать прямо сейчас

Сервисы знакомств для раздражительных, верующих и вообще для всех

Vogue
К разным берегам К разным берегам

У каждого курорта Мальдивских островов свои особенности

Robb Report
Lexus ES Lexus ES

Lexus ES. Седьмое поколение бизнес-седана

Quattroruote
Как правильно пригласить девушку на свидание, чтобы у нее не было шанса отказать Как правильно пригласить девушку на свидание, чтобы у нее не было шанса отказать

Как правильно пригласить девушку на свидание, чтобы у нее не было шанса отказать

Playboy
Ангелы вернутся: что будет с рынком венчурных инвестиций в 2019 году Ангелы вернутся: что будет с рынком венчурных инвестиций в 2019 году

В этом году могут заметно увеличиться вложения в высокотехнологичные стартапы

Forbes
Итоги первых матчей 1/8 финала Лиги чемпионов Итоги первых матчей 1/8 финала Лиги чемпионов

Все как мы любим. Море эмоций от европейского футбола посреди недели

GQ
Какие проблемы ждут импортеров в 2019 году Какие проблемы ждут импортеров в 2019 году

Какие проблемы ждут импортеров в 2019 году

Forbes
Серпом и молотом: советские автомобили, не пошедшие в серию Серпом и молотом: советские автомобили, не пошедшие в серию

В советском автопроме было много разработок, но до конвейера дошли единицы

Популярная механика
Как отметить День святого Валентина самому с собой: 7 дружеских советов Как отметить День святого Валентина самому с собой: 7 дружеских советов

Если ты в День святого Валентина без пары, еще не значит, что все потеряно

Playboy
Битва титанов: возвращение тяжелых танков Битва титанов: возвращение тяжелых танков

Отчетливо наблюдается тенденция возврата тяжелых танков

Популярная механика
Из-под пятницы суббота: может ли юбка выглядывать из-под верхней одежды Из-под пятницы суббота: может ли юбка выглядывать из-под верхней одежды

Юбка или платье и верхняя одежда... Что должно быть длиннее?

Cosmopolitan
Парадоксы Колокольникова Парадоксы Колокольникова

Актер Юрий Колокольников живет на две страны — снимается и в России, и в Америке

OK!
Porsche 911 Porsche 911

Мистический дар, передаваемый от одного поколения Porsche 911 к другому

Quattroruote
5 причин, почему так трудно сказать «Я тебя люблю» (80-е, аллергия и другое) 5 причин, почему так трудно сказать «Я тебя люблю» (80-е, аллергия и другое)

Большой выбор, страхи детства, аллергия — всё это мешает сказать «Я тебя люблю»

Playboy
Татьяна Архипова Татьяна Архипова

Директор БДТ имени Г. А. Товстоногова стала соавтором перезапуска театра

Собака.ru
Obladaet: «Я никогда ни на что не копил» Obladaet: «Я никогда ни на что не копил»

Один из самых популярных,качественных и стильных молодых российских рэп артистов

GQ
15 простых способов стать немного счастливее 15 простых способов стать немного счастливее

Простые техники помогут более стойко встречать жизненные невзгоды

Psychologies
Как сделать город удобным для детей Как сделать город удобным для детей

Российские города все еще остаются недружелюбным местом для детей

СНОБ
Тебя мучило это всю твою жизнь: кофе латте и капучино — в чем разница? Тебя мучило это всю твою жизнь: кофе латте и капучино — в чем разница?

Казалось бы, так похожи... но такие разные

Playboy
Поработать лицом: 16 способов заставить девушку кричать от удовольствия Поработать лицом: 16 способов заставить девушку кричать от удовольствия

Поработать лицом: 16 способов заставить девушку кричать от удовольствия

Playboy
Открыть в приложении