Отечественные ученые предложили технологию переработки старых литиевых батарей

ЭкспертHi-Tech

Вскрытие покажет

Отечественные ученые предложили технологию переработки старых литиевых батарей, которая позволяет удешевить производство новых

Сергей Куликов

В общей куче даже обычные батарейки могут оказаться взрывчатым веществом. Александр Щербак/ТАСС

Сотрудники НИТУ МИСиС разработали технологию безопасной утилизации аккумуляторных батарей, содержащих литий. Они представили всю технологическую цепочку переработки — от вскрытия батарей до возможного повторного использования составляющих их материалов (стали, никеля, титана и лития). По их мнению, этот метод позволит снизить себестоимость новых источников питания на 30–40% за счет использования при их изготовлении вторичных материалов. Предлагаемая технология в первую очередь может быть использована в рамках программы развития электротранспорта в Москве, где сегодня эксплуатируется около 600 электробусов и зарегистрировано порядка 10% отечественных электромобилей.

Как плавить литий

Специалисты МИСиС разработали универсальный метод вскрытия батарей, ресурс которых выработан, при помощи криогенно-вакуумной установки, которая является их ноу-хау и защищена патентом.

«В настоящий момент существует свыше 50 типоразмеров электрохимических систем, которые используются в бытовой и специальной технике, — поясняет директор Центра инжиниринга промышленных технологий НИТУ МИСиС Вадим Тарасов. — Для каждой из них необходим свой метод вскрытия и извлечения полезных компонентов, который должен быть не только эффективным, но и безопасным».

По словам разработчиков, установка, на которой они предлагают перерабатывать литий-ионные аккумуляторные батареи, представляет собой специальную вакуумную печь. В ней после всех процессов можно получать такие материалы, как гидроксид диалюминат лития, алюминат лития и т. д., поясняет Вадим Тарасов. «Технологическая площадка для нашей вакуумно-термической установки, способной перерабатывать тысячу батарей в месяц, занимает примерно 50–60 квадратных метров, не более, — уточняет он. — У нас сейчас разработано порядка пяти–шести вариаций, которые могут отличаться в зависимости от того, какие требования предъявляет заказчик».

Процесс прост: если батарея крупноразмерная, то предполагается ее механическая разборка: снимается крышка, вынимается электродный пакет, который опускается в специальный раствор. В итоге источник тока разделяется на литий и диоксид марганца. А корпусные детали отмываются и отправляются дальше по технологической цепочке либо на переработку, либо для повторного использования. Главная задача — отработать до мелочей процесс пожаровзрывобезопасного вскрытия батареи — решается как раз за счет использования в технологической цепочке вакуумной установки.

Накопление накопителей

Как считает директор по отраслевым решениям компании КРОК в энергетике Алексей Борисов, провозглашенная декарбонизация экономики предполагает ускоренное распространение литий-ионных аккумуляторов, используемых в системах накопления энергии и на электротранспорте. Так что технология переработки отслуживших свое аккумуляторных систем на основе лития более чем актуальна.

Да и статистика использования электротранспорта свидетельствует о неуклонном росте интереса к нему потребителей. По данным международного агентства JATO Dynamics, за январь–ноябрь 2020 года было зарегистрировано на 72% больше электроавтомобилей, чем за аналогичный период 2019 года. Разумеется, переход на «зеленый» транспорт займет какое-то время, но его количество с каждым годом растет, и этот фактор уже нельзя сбрасывать со счетов. По оценке Bloomberg NEF, доля электромобилей в общем автопарке планеты сегодня составляет около 1%, а к 2040 году вырастет до 31%. Так что счет использованным аккумуляторным батареям пойдет на миллионы штук.

Отсюда и потребность в том, чтобы искать новые способы эффективной переработки литий-ионных аккумуляторов.

Часть отработанных источников тока из электромобилей, еще сохраняющих какую-то часть заряда, используется в промышленных резервных накопителях энергии, где не так важны массогабаритные параметры. Однако и они в будущем все равно подлежат утилизации.

«Нас как ученых сейчас беспокоит вопрос о том, что в ближайшее время автобусный парк Москвы будет разгружать источники тока, установленные на электробусы, — поясняет Вадим Тарасов. — По моим подсчетам, уже к лету начнется съем крупноразмерных источников тока — литий-ионных систем на основе оливина (фосфата железа). И куда их девать, пока не совсем решено…»

Алексей Зотов/ТАСС

По его словам, неизвестно, какой срок службы был заложен в источниках питания для этого вида транспорта. «Скорее всего, рассчитаны они на три, максимум пять лет, — полагает Тарасов. — Но, судя по тому, что после холодов электробусы стали вставать на подзарядку все чаще, срок эксплуатации подходит к концу. Все зависит от окружающей температуры: чем она ниже, тем быстрее батарея требует замены».

При этом сами аккумуляторы для электромобилей имеют довольно внушительные весовые характеристики. Более того, их показатели тоже могут меняться, особенно в российских условиях. Например, такая популярная марка электромобиля, как Nissan Leaf, имеет батарею со средней продолжительностью жизни шесть–восемь лет. «Однако в условиях российского климата это срок сокращается до четырех–шести лет, при этом масса батареи составляет около 270 килограммов, — напоминает Алексей Борисов. — С электробусами, курсирующими по дорогам Москвы, ситуация еще сложнее — там масса батареи около двух тонн, так что для утилизации таких объемов требуются специальные предприятия, которых у нас пока нет».

На нет и сырья нет

Ответ директора Национальной ассоциации производителей источников тока «Русбат» Сергея Орлова на вопрос о том, как обстоят дела с внедрением в России технологий переработки литий-ионных аккумуляторов, краток: «Никак!». По его словам, в России не так много этих аккумуляторов, чтобы их сбор и переработка были рентабельными. И это учитывая и те источники, которые используются в мобильных телефонах, ноутбуках, планшетах и прочем. Плюс маленькие литиевые батарейки для различных бытовых электронных устройств.

«Можно, конечно, внедрять различные установки по утилизации таких аккумуляторов, но они вряд ли будут загружены, — констатирует Сергей Орлов. — К тому же предлагаемые сегодня технологии переработки не имеют под собой экономического обоснования».

Эксперт считает, что на выходе получается продукт, цена которого раз в десять выше начальной, что ставит крест на его повторном использовании: кому нужно вторичное сырье для производства источника питания, если его цена выше, чем у используемого впервые? И даже в случае со столичными электробусами ситуация, по его словам, не столь однозначна: «Эксплуатационный срок службы их источников питания — около пятнадцати лет, — отмечает Орлов. — Это максимум, но в любом случае лет пять-шесть они прослужат».

Так что время для того, чтобы решить вопрос об их дальнейшей судьбе, еще есть, считает Сергей Орлов.

Сбор литиевой «мелочи» в России не организован. Эти элементы питания если не выбрасываются в мусор, то сдаются вместе с обычными батарейками. Но это, как говорят специалисты, опасно.

«Нельзя забывать, что литий-ионные элементы даже по окончании срока годности сохраняют заряд на уровне 15–20 процентов, и, когда их выбрасывают, они могут взрываться», — предупреждает Вадим Тарасов. При этом в общей куче «пальчиковые» и «мизинчиковые» обычные батарейки могут служить взрывной массой, а какая-нибудь литий-ионная батарейка — детонатором.

Руководитель отдела исследований компании «Атол» Дмитрий Архангельский также отмечает, что ситуация с утилизацией таких аккумуляторов. «Если свинцово-кислотные батареи утилизируются практически на 90 процентов за счет денежной компенсации, то с литиевыми аккумуляторами все сложнее, — говорит он. — Крупные торговые сети в России осуществляют сбор бытовых аккумуляторов, но этих усилий недостаточно».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства

Последнее десятилетие для рынка арендного жилья похоже на день сурка

Эксперт
5 физиологичных поз для сна: найдите свою 5 физиологичных поз для сна: найдите свою

Какие положения во время сна считаются физиологичными и кому они подходят

Psychologies
Закат ИТ-монополизма Закат ИТ-монополизма

Штраф, который ФАС наложила на Apple, признак глобального заката ИТ-монополизма

Эксперт
Размер ноги, длина пальцев и женская простата. Мифы и поверья вокруг секса Размер ноги, длина пальцев и женская простата. Мифы и поверья вокруг секса

Разбираемся в стереотипах вокруг секса

СНОБ
Будем летать на своих Будем летать на своих

Российское авиастроение получит серьезную господдержку

Эксперт
Первая глава из романа Антонио Муньоса Молины «Зима в Лиссабоне» Первая глава из романа Антонио Муньоса Молины «Зима в Лиссабоне»

Отрывок из романа «Зима в Лиссабоне» — классики испанской литературы

СНОБ
«Наш тариф выше, а наш океан гораздо более голубой» «Наш тариф выше, а наш океан гораздо более голубой»

Тимур Турлов — об истинной рентабельности брокерского бизнеса

Эксперт
Пройдя под парусом проливом Дрейка… Пройдя под парусом проливом Дрейка…

Зрелище надвигающегося штормового заряда из пролива Дрейка завораживает

Наука и жизнь
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
У самой старой дикой птицы в мире вылупился очередной птенец У самой старой дикой птицы в мире вылупился очередной птенец

У самки темноспинного альбатроса Уиздом вылупился новый птенец

N+1
Тюрьма как доходное место Тюрьма как доходное место

Тюрьма, по образцу которой впоследствии создавались тюрьмы по всему миру

Дилетант
Пять пороков команды Пять пороков команды

Притчи о лидерстве

kiozk originals
Цой жив Цой жив

Виктор Цой погиб в автокатастрофе в Юрмале 15 августа 1990 года

Esquire
Правила жизни Пэрис Хилтон Правила жизни Пэрис Хилтон

Правила жизни светской львицы Пэрис Хилтон

Esquire
Поехали! Поехали!

Электромобильный стартап Arrival Дениса Свердлова привлек 660 млн долларов

Эксперт
7 важных книг о старении и долголетии, которые стоит прочесть 7 важных книг о старении и долголетии, которые стоит прочесть

Каков лимит у молодости? Почему мы стареем?

Популярная механика
Почему мы можем быть такими счастливыми и самодовольными в ущерб всякой логике Почему мы можем быть такими счастливыми и самодовольными в ущерб всякой логике

Жестокая правда о механизмах психологической защиты

Maxim
Ученые смоделировали глобальную тектоническую историю Земли за миллиард лет Ученые смоделировали глобальную тектоническую историю Земли за миллиард лет

Глобальная реконструкция тектонических перемещений литосферных плит Земли

N+1
На два фронта На два фронта

Что делать женщине, если ее муж – «двоеженец» и не собирается ничего менять?

Лиза
Медиация: решаем конфликты с помощью профессионального посредника Медиация: решаем конфликты с помощью профессионального посредника

Медиатор — помощник в решении конфликтных ситуаций и экологичных разводах

Psychologies
Екатерина Донцова-Солягина: Растет ли качество онлайн-образования Екатерина Донцова-Солягина: Растет ли качество онлайн-образования

Как меняется онлайн-образование?

СНОБ
Как самому настроить свои Как самому настроить свои

Как человек может нормализовать свой сон, не прибегая к таблеткам

Популярная механика
На вторых ролях: почему ни один из топ-менеджеров Amazon не стал миллиардером На вторых ролях: почему ни один из топ-менеджеров Amazon не стал миллиардером

Что известно о Энди Ясси и почему он так и не стал миллиардером?

Forbes
Самобытная Россия: нивхи Самобытная Россия: нивхи

Как нивхи пешком пришли на Сахалин с Большой земли

Культура.РФ
19 существ, которые могут тебя съесть 19 существ, которые могут тебя съесть

Эти существа могут съесть человека

Maxim
Аня, два ее мужа и один котенок Аня, два ее мужа и один котенок

За очередным поворотом судьбы может оказаться то, что давно перестала искать

Psychologies
Предельный Туле Предельный Туле

Край мира: где его искать

Вокруг света
Галадриэль или королева Елизавета I: 10 лучших ролей Кейт Бланшетт Галадриэль или королева Елизавета I: 10 лучших ролей Кейт Бланшетт

Список обязательных к просмотру фильмов с участием Кейт Бланшетт

Cosmopolitan
Кашляю, задыхаюсь, умираю: как живет женщина с аллергией на мужа Кашляю, задыхаюсь, умираю: как живет женщина с аллергией на мужа

Они не подозревали, что из-за странной болезни их семейная жизнь разладится

Cosmopolitan
Хтонический реализм Хтонический реализм

«Пугало» — фестивальный хит из Якутии о деревенской знахарке

Weekend
Открыть в приложении