Владимир Кошевой — о том, какой ценой актерам даются сыгранные ими роли

ЭкспертЗнаменитости

Владимир Кошевой: «Я думал, что точка поставлена и играть в спектакле я не буду»

Исполнитель ролей Сталина и Раскольникова — о том, какой ценой актерам даются сыгранные ими роли

Вячеслав Суриков

Актер театра и кино Владимир Кошевой. Предоставлено пресс-службой Театра Наций

Владимир Кошевой относится к числу актеров с невероятно широким драматическим диапазоном. На сцене Национального (Александринского) театра он играет главные роли в противоположных по интонации спектаклях Валерия Фокина: «Рождение Сталина» и «Женитьба». Его кинематографическое амплуа — утонченные аристократы. Он дважды создавал экранные образы Феликса Юсупова в фильме «Заговор» (2007) и в сериале «Григорий Р.» (2014). На сцене Театра Наций в спектакле «Наше все… Тургенев. Метафизика любви» он играет одновременно двух писателей: Ивана Тургенева и Луи Виардо. Одна из самых значимых ролей в его карьере — Родион Раскольников в сериале «Преступление и наказание». При этом он может появиться в роли невзрачного Арика — не похожего ни на одного из его предыдущих персонажей — в фильме Валерий Тодоровского «Одесса». «Эксперт» поговорил с Владимиром Кошевым о том, что для него значат сыгранные им роли и как ему удается переключаться между столь не похожими друг на друга персонажами.

— Как у вас получается на сцене одного и того же театра играть таких разных персонажей, как Сталин и Подколесин?

— Я благодарен судьбе за то, что у меня есть шанс быть разным. Большинство актеров зажаты в рамках типажей и играют один и тот же набор ролей. Но я не ищу ролей. Мне их предлагают, и я или соглашаюсь, или нет. Главная роль в «Рождении Сталина» для меня важный этап становления как актера. Я не знал, как подступиться к Сталину. Все было не так, все было не то. С Валерием Фокиным я сделал три роли, и каждая из них далась мне очень тяжело. Каждый раз мне приходилось сдирать с себя весь предыдущий опыт и становиться другим, каким я еще никогда не был.

— Что от вас потребовала роль Сталина? Как вы перевоплощались в этого персонажа?

— Я веду дневники, и перед каждым спектаклем я открываю те записи, которые делал во время репетиций. И нахожу в этих записях что-то новое, хотя этим тетрадкам три года. И в зависимости от того, какой фрагмент моих дневников попадается мне на глаза, меняется спектакль и меняется роль. Когда я работал над ней, я был максимально собран, где бы ни находился: в метро, в такси, в самолете. Однажды я заметил, что все на меня смотрят. Я увидел, как все в какой-то момент поворачиваются в мою сторону, и стал пользоваться этим на сцене. Ничего специально не делая, я добивался напряжения на сцене, когда никто не понимает, чего от меня можно ждать в следующий момент: стулом я запущу или поцелую. Я очень долго для этого героя искал выражение глаз, потому что они и притягательные, и страшные. Я пробовал один цвет линз, другой. У него были особенные глаза, очень яркие, желто-зеленого цвета, как у змеи. В Париже я случайно попробовал черно-коричневые линзы, и они подошли. Я надел их и поехал в метро. Это был очень интересный опыт.

Владимир Кошевой в роли Подколесина в спектакле Валерия Фокина «Женитьба» на сцене Национального (Александринского) театра. Предоставлено пресс-службой Театра Наций

— Я не подозревал, что для создания образа на сцене актерам приходится подбирать линзы.

— Для роли Сталина мне нужна была мешковатая одежда, что-то такое бесформенное, лишенное конкретики, чтобы узнаваемым был только абрис. Я измучил художника по костюмам Нику Вылегжанинову, прежде чем мы случайно нашли пиджак на два-три размера больше моего и шарф, как на знаменитой фотографии (снимок батумского жандармского управления 1902 года. — «Эксперт»). Я не знаю, как это работает, но я играю в настоящих портянках, потому что он не носил носки. Благодаря армейскому опыту я их меняю за кулисами в темноте за одну секунду.

— На каком этапе работы над ролью этот персонаж стал получаться?

— В какой-то момент Валерий Владимирович сказал: «Вот это да. Вот это уже годится». Репетиции начинались в десять утра. К этому моменту я был уже в гриме и костюме. На каждой репетиции все должно было быть готово к тому, чтобы я начал с высокой ноты, чтобы сразу случился эмоциональный взрыв. Поэтому в восемь часов я уже был в театре, гримировался и проходил все мизансцены. Начиналась репетиция. Валерий Владимирович говорил: «Это правильный тон. Верное направление». И я почувствовал, что идет принятие.

Фокин очень жесткий режиссер. Если какой-то эпизод не идет, он скажет «нет», и не будет ничего объяснять. Просто: «Нет». Пробуешь еще раз: «Нет». И надо приладиться к режиссеру, чтобы услышать «да». И когда я услышал «да», у меня выросли крылья, и я даже начал что-то предлагать. Фокин отвел меня к себе в кабинет и сказал: «Владимир Олегович, режиссировать будете у себя дома на кухне».

После этого «да» образ Сталина стал более четким. Но до него надо было дожить. Я несколько раз уезжал. Думал, не выдержу. Эта работа не была гладкой. Когда я в очередной раз понял, что все не то, сел в машину, поехал в аэропорт, и звонит Валерий Владимирович: «Ну что? Завтра репетиция в десять?» А я думал, что точка поставлена и играть в спектакле я не буду.

— Но он же вас выбрал! Какие после этого могут быть сомнения?

— Значит, я должен был дойти до эмоционального слома, чтобы после полностью подчиниться воле режиссера. Бывает так, что, пока с тебя не содрали кожу, пока ты не начинаешь чувствовать, что ничего собой не представляешь, ты не можешь начать работать с режиссером. То же самое у меня было с Дмитрием Светозаровым (режиссер сериала «Преступление и наказание». — «Эксперт»). Мне казалось, Дмитрий Иосифович в меня верит, и вдруг он говорит: «Нет, не годится». И тогда думаешь: «На черта это все надо? Сидел бы дома».

Владимир Кошевой в роли Сталина в спектакле Валерия Фокина «Рождение Сталина» на сцене Национального (Александринского) театра. Предоставлено пресс-службой Театра Наций

— Насколько для вас важен режиссер?

— Меня и режиссера разделяет большая дистанция. Я поражаюсь, когда режиссер приходит на репетицию и никто из артистов не встает. Для меня режиссер — это учитель, человек, которому можно довериться и идти за ним. Единственный режиссер, с кем я мог общаться на расстоянии «трех сантиметров», — Кирилл Семенович Серебренников. Фокин, Светозаров или Тодоровский — они где-то там, в другой галактике. Это каста людей, которых сформировала другая страна. Я тоже человек из другой страны. Мне сорок шесть лет. Я человек из восьмидесятых годов прошлого века. В сегодняшнем дне мне мало что интересно.

— Как вы работали с Максимом Диденко в «Черном русском»?

— Это бы вызов театральной общественности. Все говорили, что это не театр, это балаган. Не все артисты выдерживали общение со зрителем глаза в глаза. Мало того, зрители были в масках, а артисты без масок. У Макса все построено на движении, а у меня прежде не было подобного опыта. Разве что в «Игроке» (спектакль Романа Мархолиа на сцене БДТ. — «Эксперт») я пытался что-то самостоятельно придумать. Раньше я комплексовал, что не умею двигаться, и однажды пришел в танцевальный класс к Пине Бауш (немецкая танцовщица и хореограф. — «Эксперт»). Она поставила музыку и говорит: «Давай, двигайся». Я начал что-то изображать. Она спрашивает: «А кто хореограф?» Отвечаю: «Я импровизировал». Она: «Не верю. Это постановочные движения». Я говорю: «Это я сам придумал». Она: «Никого не слушай! Ты замечательно двигаешься».

И Макс точно так же меня отпустил. В «Черном русском» я импровизировал. И хореограф не ругал меня за это, а, наоборот, говорил: «Это оставим. Закрепим». Я все делал по-своему. Диденко всех объединил, закрутил так, что всем было интересно, несмотря на разницу поколений. Он разговаривал с нами на птичьем языке и нас заставил на нем разговаривать.

— С кем проще: с режиссерами-богами или с режиссерами-сверстниками?

— Режиссер всегда будет недоволен. Хороший режиссер, даже если он сверстник, все равно будет все время заставлять тебя двигаться вперед. Это не только контроль качества спектакля, это еще и рост внутри роли. Сталин три года спустя после премьеры стал мощнее, реакция на него стала страшнее. И время поменялось. «Игрока» я играю восемь лет. Казалось бы, что такого, а все равно у этого спектакля потолка нет. Потому что его уровень задает Светлана Крючкова. Как только она выходит, то занимает все пространство, и мы с Полиной Маликовой (актриса БДТ. — «Эксперт») должны отобрать свой кусок «пирога» внимания. Перед каждым показом спектакля «Рождение Сталина» проходит сложнейшая репетиция, и ты должен быть ней готов. На каждой репетиции, на каждом показе к этому спектаклю что-то добавляется.

— Спектакли репетирует сам Фокин?

— Он не может пропустить репетицию. Его спектакли и живут так долго, потому что артисты все время проходят тренинг. Они все время в тонусе, они держат планку и играют в тон сегодняшнего дня. Все меняется: зритель, время, контекст, — и Валерий Владимирович все это чувствует.

— Сколько времени занимает подготовка к показу спектакля, после того как состоялась его премьера и он уже сыгран много раз?

— У меня был опыт, когда мне в один вечер надо было сыграть «Сталина», а на другой день — «Женитьбу». Так сложилось. За день до того, как играть «Сталина», я не могу себе позволить пойти с кем-то разговаривать или фотографироваться. Настроение портится уже с утра. Портится аппетит. И мне надо к этому готовиться. В этот день я мало разговариваю по телефону. Если кто-то звонит, я стараюсь отвечать очень коротко, чтобы не нахамить. После спектакля мне надо, чтобы в гримерной никого не было. Я отправляю всех гримеров и костюмеров. Сижу час. И когда раздается звон ключей, выхожу. Сейчас я сижу не час. Сейчас уже полчаса. Но премьерные спектакли мне давались очень трудно.

— За день запускается внутренний механизм, который начинает создавать образ?

— В день спектакля за завтраком я обязательно смотрю советские комедии: «Любовь и голуби» или «Служебный роман», «Старики-разбойники», «Вокзал для двоих», отвлекаюсь. Либо советские мультфильмы. Это традиция сложилась еще во время репетиций.

Помимо ролей в театре и кино Владимир Кошевой выступает с программами, в которых читает тексты Иосифа Бродского и Корнея Чуковского. Фото: Олег Сердечников

— Как вы потом Подколесина сыграли?

— После «Сталина» я стал думать, как же мне его сыграть, и не мог прийти в себя. Надо торопиться возвращаться обратно, не получается. Сна нет. Разговаривать ни с кем не могу. А завтра спектакль. Я отключил телефон, включил фильм ужасов и начал смеяться. Когда я на следующий день сыграл Подколесина, Фокин мне сказал: «Сегодня какой-то акварельный спектакль получился». Мне было важно, что я смог себя преодолеть.

— В обычной ситуации сколько у вас еще потом продолжается это состояние после «Сталина»?

— Я прихожу в себя только к утру следующего дня. Ночью сна нет: лежу, смотрю в потолок. Как минимум два дня выпадают из жизни. У меня так же с Раскольниковым было. Меня все пытали: как это происходит? Очень просто. Чтобы начать говорить языком Достоевского, чтобы произнести все написанные им слова со всеми запятыми, точками и оборотами, я перед съемками молчал две недели. А ведь в его монологах еще и юмор должен звучать, он неявный, но он есть.

— Три часа спектакля требуют от актеров столько энергии, такой сложной многодневной подготовки… А оно того стоит?

— Однажды я играл циркача. И мне нужно было научиться жонглировать за короткий срок. Меня привели в цирк на Фонтанке. И там я встретил клан жонглеров — людей, которые занимаются жонглированием всю жизнь, совсем юных артистов и пожилых. Они встают в шесть утра, и пока не начнется вечернее представление, все время тренируются: разговаривают и что-то подкидывают вверх. Когда мы с Кириллом Серебренниковым репетировали в Большом театре, артисты балета приходили на репетицию измочаленные после класса. Во время репетиций, пока я прохожу свою роль, они не стоят на месте, они все время в движении, если они не танцуют, они разогреваются. Это колоссальный труд. Три минуты танца на сцене, и никто не подозревает, какой подготовки это требует.

— Все те роли, которые вы сыграли, насколько они были для вас желанны? Насколько охотно вы становились всеми теми персонажами, которых вам предлагали?

— Они не были желанными. Мне казалось, что как актер я буду развлекать людей. Мне хочется смешить, превращать жизнь в праздник. Счастье и жестокость моей профессиональной судьбы в том, что все сыгранные мною роли не имеют ко мне никакого отношения. Я другой. Это и есть та самая закулисная жизнь. Если бы не этот разговор, я бы никогда не стал об этом говорить публично. Мне кажется, что рассказывать об этом неловко и стыдно.

Раскольников, Юсупов… Не знаю… Пожалуй, мне ближе всего образы, созданные в фильмах Ирины Евтеевой (Герцог в «Маленьких трагедиях», Александр Каур в «Арвентуре», Велимир Хлебников в «Мелодиях странного дерева». — «Эксперт»). Я очень ждал роль Хлебникова, потому что любил этого поэта. Как и Николая Гумилева (роль в мини-сериале «Луна в зените». — «Эксперт»). Для меня очень важны чтецкие программы, которые я сделал с Михаилом Елисеевым по стихам Иосифа Бродского и Корнея Чуковского. Это то, чего мне хотелось. Всех остальных ролей я не ждал. Я как-то для себя сформулировал, что артист не может желать ролей, они приходят к нему сами. А тем, что пришли, не нужно сопротивляться. Есть такая поговорка: хочешь, чтобы актер провалился, дай ему роль, которую он хочет сыграть. Нужно быть очень сильным и уверенным в себе человеком, чтобы делать только то, что ты хочешь. Я только сейчас, к своим сорока шести годам, могу себе это позволить.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Живая ткань Живая ткань

Как восстанавливают разрушенные войной города

Forbes
Шпионские игры джентльменов Шпионские игры джентльменов

Британские телевизионщики сняли ещё один сериал про Кима Филби

Дилетант
Евгений Финкельштейн: «Промоутеры бьются за артистов. Их гонорар растет» Евгений Финкельштейн: «Промоутеры бьются за артистов. Их гонорар растет»

Президент корпорации PMI о резком росте российского рынка развлечений

Эксперт
Истории спортсменок и хорошие полохие девочки: 12 подкастов, которые делают женщины Истории спортсменок и хорошие полохие девочки: 12 подкастов, которые делают женщины

Подкасты, сделанные женщинами

Forbes
Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась» Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась»

Владимир Васильев – о влиянии больших языковых моделей на будущее человека

РБК
На изящном: Жан-Мишель Баския и античные мотивы На изящном: Жан-Мишель Баския и античные мотивы

Если вы не задумывались, о чем писал картины Баския, этот текст вам очень нужен

Правила жизни
Похороны Хрущёва Похороны Хрущёва

Отрывок, описывающий похороны опального политика Никиты Хрущёва

Дилетант
Северное море, фольклор и переработка водорослей: история ученой Ксении Гемп Северное море, фольклор и переработка водорослей: история ученой Ксении Гемп

Жизнь Ксении Гемп была полна испытаний, но все это не помешало ей стать ученой

Forbes
Что такое слепые прослушивания и помогают ли они бороться с дискриминацией Что такое слепые прослушивания и помогают ли они бороться с дискриминацией

Действительно ли слепые отборы работают?

Forbes
Пабы и дорогая жизнь для студентов и айтишников: кто и зачем переезжает в Ирландию Пабы и дорогая жизнь для студентов и айтишников: кто и зачем переезжает в Ирландию

Ирландия: зачем экспатам покупать жилье в ипотеку и получать лицензию на рыбалку

Forbes
Как быть модной этой зимой и не замерзнуть? Тренды сезона для русской зимы Как быть модной этой зимой и не замерзнуть? Тренды сезона для русской зимы

Как не замерзнуть зимой и выглядеть стильно?

VOICE
На что способна обычная канцелярская резинка: 10 лучших лайфхаков, которые пригодятся в каждом доме На что способна обычная канцелярская резинка: 10 лучших лайфхаков, которые пригодятся в каждом доме

Делимся самым неожиданными способами применения обычной канцелярской резинки

ТехИнсайдер
Мари Краймбрери, Гузель Хасанова и другие музыканты рассказали, как прогуливали пары в институте Мари Краймбрери, Гузель Хасанова и другие музыканты рассказали, как прогуливали пары в институте

Музыканты ностальгируют по студенческим и школьным временам

Maxim
Когда в России начали колядовать? Когда в России начали колядовать?

Колядование — старинный обряд, но где и как он возник

Культура.РФ
О чем думать и что делать, чтобы дольше продержаться во время секса? О чем думать и что делать, чтобы дольше продержаться во время секса?

6 проверенных приемов, которые не позволят тебе прийти к финишу быстрее девушки

Maxim
Необычный туризм. Британцы заинтересовались отдыхом и ночевками в церквях Необычный туризм. Британцы заинтересовались отдыхом и ночевками в церквях

Чемпинг: что особенного в этом виде туризма?

ТехИнсайдер
Почему болят суставы Почему болят суставы

Что делать, если появились боли в спине, отечность и хруст суставов?

Лиза
5 способов наладить общий язык с телом 5 способов наладить общий язык с телом

Рассказываем о пяти способах восстановить связь с телом

Psychologies
Ученые из Университета Джорджии: умеренный стресс улучшает рабочую память Ученые из Университета Джорджии: умеренный стресс улучшает рабочую память

Низкий или умеренный уровень стресса может положительно влиять на работу мозга

Inc.
Пугающие фото Санта-Клауса в американских ТЦ. Вы не захотите к нему на коленки! Пугающие фото Санта-Клауса в американских ТЦ. Вы не захотите к нему на коленки!

Несколько рождественских фотографий, от которых станет не по себе

ТехИнсайдер
Осмысленный и беспощадный: почему наши дети начинают бунтовать Осмысленный и беспощадный: почему наши дети начинают бунтовать

Подростковый бунт считается необходимым этапом взросления. Для чего он нужен?

VOICE
Неандертальцы из Комб-Греналя предпочли охоту на открытой местности Неандертальцы из Комб-Греналя предпочли охоту на открытой местности

Палеозоологи изучили зубы оленей и быков, найденные на памятнике Комб-Греналь

N+1
Секс, фантазии или тайная связь: психологи выяснили, что психопаты считают неверностью Секс, фантазии или тайная связь: психологи выяснили, что психопаты считают неверностью

Психопаты склонны воспринимать сексуальные фантазии партнера о других как измену

Psychologies
Модификация квантового алгоритма Шора показала возможность взлома банковских криптосистем Модификация квантового алгоритма Шора показала возможность взлома банковских криптосистем

Группа китайских математиков модифицировала алгоритм Шора

ТехИнсайдер
Как стать счастливым: ученые нашли рецепт истинного счастья Как стать счастливым: ученые нашли рецепт истинного счастья

Способы, которые помогут вам привлечь удачу и чувствовать себя более счастливым

ТехИнсайдер
Жители Крита бронзового века взяли в жены двоюродных сестер Жители Крита бронзового века взяли в жены двоюродных сестер

Палеогенетики прочитали геномы 102 индивидов из Эгейского региона

N+1
Как Сергей Дягилев сломал стену между артистом и зрителем и построил ее заново Как Сергей Дягилев сломал стену между артистом и зрителем и построил ее заново

Почему Сергей Дягилев ― глыба мирового балета

Правила жизни
Самый странный вулкан в мире. Отрывок из книги Робина Эндрюса Самый странный вулкан в мире. Отрывок из книги Робина Эндрюса

Отрывок из книги Робина Эндрюса «Супервулканы» о гигантской чернильнице

СНОБ
Какие отсылки и совпадения заметили фанаты игры The Last of Us в одноименном сериале Какие отсылки и совпадения заметили фанаты игры The Last of Us в одноименном сериале

Какие отсылки и совпадения зрители нашли в сериале The Last of Us

СНОБ
21 год сражений 21 год сражений

Северная война полностью изменила географию Балтийского региона

Дилетант
Открыть в приложении