В очередь на отдых
Ажиотажный спрос на отдых внутри страны привел к беспрецедентному росту цен на туристические услуги этим летом. Однако лучшего качества за эти деньги туристы пока не получат
Российский туристический бизнес радостно потирает руки: цены на летний отдых внутри страны по сравнению с прошлым сезоном выросли на 30%, а в некоторых отелях стоимость размещения увеличилась более чем в два раза. Авиакомпании тоже резко подняли цены. Черноморские курорты, прежде всего в Краснодарском крае и Крыму, уже сегодня забиты туристами, а вскоре, как обещают очевидцы, берег там и вовсе будет напоминать отдых советского времени, когда коврики на пляжах были придвинуты один к одному и яблоку негде было упасть. Дефицит мест размещения подтверждают и туроператоры, многие из которых приостановили бронирование, так как наиболее популярные отели у моря раскуплены вплоть до октября.
Выросло и число россиян, которые выбирают так называемый 200-километровый туризм — выезд на отдых из мегаполисов в ближайшие пригороды и города. Наибольшим спросом такой отдых пользуется у жителей центральной части России. К примеру, загородные отели Подмосковья и Ленинградской области загружены почти до конца августа, и это рекордные майские данные за последние пять-семь лет.
Активнее, чем в прошлые годы, россияне поедут и в регионы, где раньше массовый туризм практически не развивался. Многие этим летом планируют посетить Дагестан, Северную Осетию, Абхазию. Активно распродаются и туры по Сибири — на Алтай, на озеро Байкал; впрочем, из-за дороговизны авиабилетов там чаще отдыхают местные жители. Подобное происходит и с Камчаткой, куда сейчас устремились жители Дальнего Востока; последние годы многие из них привыкли отдыхать в Китае, но теперь из-за закрытых границ, чтобы не оставаться дома, выезжают за пределы Владивостока, Хабаровска, Петропавловска-Камчатского.
Высокий спрос на туристические предложения по растущим ценам сложился по понятным причинам. Из-за пандемии закрыты границы стран, куда летом массово выезжали российские туристы. Кроме того, за последний год цены на товары и услуги пошли вверх, люди обеспокоены сильной инфляцией, поэтому планируют хоть как-то использовать накопленные средства.
Но готов ли Юг России и в целом внутренний туристический рынок принять всех желающих? И, главное, смогут ли операторы предоставить за высокую стоимость турпутевки соответствующий комплекс качественных услуг — такой, чтобы после путешествий по родине не окончательно разочароваться в отечественном сервисе, а наоборот, захотелось вернуться в понравившиеся места и посоветовать посетить их другим людям?
Где пожить
«Если успеете забронировать сейчас, то проживание в июле–августе в Крыму в пятизвездочном отеле Mriya Resort & SPA будет стоить 52 тысячи рублей в сутки с завтраком. Гранд-отель “Геленджик” (Краснодарский край) в новом высоком сезоне стоит 42 тысячи рублей в сутки. Будете брать? Потом свободных номеров может не остаться» — примерно по таким ценам сегодня предлагается отдых в наиболее качественных отелях страны в пик летнего сезона.
В России не так много гостиниц, которые можно сравнить по уровню сервиса с европейскими, поэтому те туристы, кто привык к довольно дорогому зарубежному отдыху, сегодня сталкиваются с дефицитом. В том же Крыму и на Черноморском побережье Кавказа номера в отелях с высоким уровнем сервиса стоят примерно от 20 тыс. до 50–60 тыс. рублей за сутки.
«Еще несколько лет назад отечественные отельеры не выставляли таких цен. Сейчас у продавцов есть возможность поднимать цены. Кроме того, представители гостиничной индустрии вынуждены соблюдать введенные во время борьбы с распространением коронавируса ограничения. Все это требует дополнительных затрат и отражается на ценовой политике», — поясняет вице-президент инвестиционной компании QBF Максим Федоров.
По мнению вице-президента Российского союза туриндустрии Александра Осауленко, сегодня география поездок россиян стала шире: не только черноморское побережье, но и Азовское, Каспийское, Японское море и пр. «Традиционно в России востребованы южные направления: у нас северная страна, в ряде регионов летний сезон длится всего два-три месяца, поэтому у людей существует естественная потребность отдохнуть на море, увидеть солнце. Однако с закрытием границ многих россиян перестала смущать даже холодная вода, лишь бы было тепло», — говорит он.
По данным сервиса для покупки авиабилетов Biletix, в список самых популярных городов по вылетам из Москвы и Санкт-Петербурга как до пандемии, так и сейчас, по-прежнему входят Сочи и Симферополь. В последнее время к ним присоединился и Калининград, куда сегодня массово устремились россияне. Сейчас цены на авиабилеты начали немного расти, но важно понимать, что с начала пандемии авиакомпании демпинговали, чтобы хоть как-то привлечь клиентов.
Согласно данным системы бронирования отелей Bronevik.com, по состоянию на середину мая 2021 года на четыре региона — Крым, Краснодарский край, Санкт-Петербург и Калининградская область — приходится 60% всех бронирований в России на летний период. По сравнению с ситуацией двумя годами ранее в текущем году средний чек на бронирование отелей вырос почти на 40%.
Если рассматривать Крым, то за последний год число бронирований там увеличилось вдвое. Согласно сервису бронирования жилья для отдыха TVIL, заметнее всего стоимость ночи растет в Партените (район Алушты) — на 48% относительно 2020-го и на 54% относительно 2019-го: в среднем туристы потратят здесь на проживание летом 4729 рублей в сутки. В самом городе Алушта суточная аренда жилья составляет в этом году 3411 рублей. Самое дешевое жилье на полуострове в этом сезоне можно забронировать в селе Уютное, в 172 км от Евпатории по трассе (1600 рублей в сутки).
Турагенты рассказывают и о проблемах, которые возникают из-за дефицита объектов размещения. «Сейчас некоторые гостиничные операторы поступают некрасиво, снимая старые брони. Еще в январе они беспокоились, что из-за пандемии летнего сезона снова может не быть, поэтому предлагали туристам бронировать номера по низким ценам, а в мае цены выросли, так как никто не ожидал внезапного закрытия Турции. И теперь компании в погоне за прибылью просто объявляют, что у них компьютерный сбой, и обнуляют бронирование. При этом брони по завышенным ценам не снимают. Как это понимать? Гостиницы подняли цены на 30 процентов, хотя туристов они не станут кормить лучше на 30 процентов и вряд ли поднимут зарплату своему персоналу», — горячится генеральный директор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян.
Вместо отелей — кемперы
Специалисты туристического рынка прогнозируют низкое качество турпродукта в этом году. «Качество ожидаем как в прошлом году, а что может поменяться? Цены можно поднять за одну ночь, а чтобы построить качественную гостиницу, потребуется несколько лет. В сложившейся ситуации дефицита размещения можно разве что построить временные каркасные металлические отели, но, конечно, это тот еще выход из положения», — разводит руками один из южных представителей турбизнеса.
Между тем сегодня и в самом деле появляются компании, которые предлагают альтернативу палаткам и отелям. «В этом году мы открываем семь арендных кемперных станций (автодомов) — у нас шквал заявок не только на аренду, но и на покупку кемперов», — рассказывает Полина Каплунова, директор по развитию компании по производству автодомов (туристических кемперов) «Смарткемпер». По ее словам, в ситуации, когда цены на отели и частный сектор превышают все допустимые нормы, а отдых с палатками все-таки не предполагает комфорта, некоторые туристы стали отдавать предпочтение мини-домам на колесах. Стоимость таких домов в России начинается в среднем от 300 тыс. рублей. Для семьи из четырех человек с учетом локальных поездок такой кемпер окупится в течение года. Туристические кемперы имеют вес 450 кг (то есть входят в категорию средств весом до 750 кг), поэтому достаточно обычных прав категории В. Аренда смарткемперов стоит в среднем 2500 рублей в сутки.
И все же участники туриндустрии называют сегодняшний запрос на отдых внутри страны «вынужденным туризмом». «Минусом сегодняшних туристов является полное отсутствие понимания того, куда они едут. Некоторые считают, к примеру, что Соловецкий или Валаамский архипелаги мало чем отличаются по своему сервису от Мальдив или Сейшельских островов. И если два года назад нам звонили люди, которые понимали, что едут в труднодоступные места, то теперь все чаще раздаются звонки из серии “Дайте нам отель 5+ звезд с all inclusive”. А у нас на Соловках всего пять-шесть отелей, из которых один с трудом дотягивает до трех звезд, да и то с оговорками. На Валааме — два отеля при монастыре, и только в одном из них есть удобства на этаже», — рассказывает директор по Северо-Западу туроператора «Полярная Аврора» Сергей Луговой.
Урок летнего сезона 2021 года, который необходимо будет усвоить отельерам, — необходимость справляться с овербукингом (сверхбронирование), когда гостиницы загружены на 100%. Зачастую в регионах к такому ритму не привыкли. Как прогнозируют предприниматели, не исключено, что те туристы, которые поедут к началу лета, будут еще довольны отдыхом, а те, кто окажется в конце сезона, могут быть разочарованы. Главным образом это будет происходить из-за уставшего персонала, которого также не хватает: если в отелях Турции и Греции работников много и они постоянно работают в авральных условиях, то у нас к подобному сервису не привыкли.
Впрочем, по качеству в основном уступают загородные отели старого фонда. Если же говорить о новых отелях, прежде всего городских — расположенных не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Казани, Уфе, Нижнем Новгороде, то зачастую по уровню сервиса они превосходят европейские аналоги. Главным образом такие отели ориентированы на обслуживание иностранцев, деловых мероприятий.
Но как раз городские отели сегодня и находятся в сложном положении. «В отличие от загородных отелей полноценного восстановления городских гостиниц в этому году не произойдет. При нынешнем курсе валют для нас могла бы быть идеальной такая ситуация: если бы не было ограничений на въезд в Россию, иностранцы приезжали бы к нам валом, потому что для них это гораздо выгоднее, чем поехать в любой европейский город. Россияне же в среднем готовы платить за городской номер три-четыре тысячи рублей в сутки, а не семь-восемь тысяч, как мы закладываем по нормативам. При этом наши ценники все время отстают от наших затрат. Если пять лет назад средняя операционная рентабельность городского отеля была на уровне 25–30 процентов, из которой за вычетом кредитов и амортизации выходило 7–10 процентов, то сейчас при сопоставимом объеме выручки наша операционная рентабельность составляет 10–15 процентов, на выходе это три–пять процентов, поэтому мы находимся на грани. Если мы не будем повышать цены, то завтра после активной эксплуатации наши отели будут выглядеть хуже, чем на черноморском побережье, не будет хватать денег на ремонт», — рассказывает управляющий партнер Cronwell Hotels & Resorts Алексей Мусакин.
Мальдивы становятся ближе
В то же время сохраняется и международное направление для российских туристов — на данный момент открыто около десяти стран. Спрос на них тоже высокий. «По итогам майских праздников продажи туров на курорты на Мальдивах в 2021 году выросли в 8,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. На летний период мы наблюдаем рост продаж в два раза, однако этот показатель будет расти и до окончания лета также достигнет десятикратного роста в связи с трендом на бронирование в последний момент. А по нашему экошик-курорту на Сейшелах, который открылся только в конце марта 2021 года, мы уже трижды пересматривали план продаж на летний туристический сезон в сторону повышения в связи с бурным ростом спроса», — говорит генеральный директор представительства французского туроператора Club Med в России Оливье Монсо.
Пандемия внесла принципиальные изменения в поведение российского туриста на доступных зарубежных направлениях. По мнению заместителя генерального директора агентства по продвижению турпродукта «Багинет» Натальи Клименок, в первую очередь практически полностью исчезла система раннего бронирования. Сейчас отельеры нередко делают привлекательные предложения: «бронируй сейчас — плати по прибытии», но при этом перелет должен быть оплачен вовремя. Авиакомпании или возвращают деньги за несостоявшиеся поездки, или переносят оплату на будущие (чаще всего).
Изменилась и длительность поездок. Если в среднем и экономсегменте количество ночей в туре снизилось, то в VIP-сегменте оно увеличилось. Нередко в VIP-сегменте появляются бронирования длиной несколько месяцев. Особенно это заметно по турам в ОАЭ, одну из немногих стран, принимающих сегодня российских туристов. Кроме того, изменился и возраст туристов: значительно уменьшилось количество туристов в возрасте 50+.
В целом российские туристы хотя и приняли новую реальность и необходимость сдачи ПЦР-теста, однако последние решения о двойном тестировании по возвращению в Россию значительно увеличивает стоимость поездки. «Теперь тест требуется сдавать уже трижды: при вылете в страну отдыха и дважды при возвращении. При средней стоимости теста 2500 рублей расходы, не относящиеся к отдыху за рубежом, составят 7500 рублей на человека. Вероятнее всего, эти изменения закрепятся и в следующих летних сезонах, что потребует от поставщиков услуг — отелей, авиакомпаний, турагентов и туроператоров — соответствующих новых маркетинговых решений и предложений», — рассказывает Наталья Клименок.
Спрос хотят поддержать нацпроектом
Ключевой вопрос: повлияет ли сегодняшний высокий спрос на отдых внутри страны на развитие туристической индустрии в будущем?
Текущая ситуация с закрытием границ отчасти напоминает введение контрсанкций в 2014 году, когда был закрыт импорт продовольствия из целого ряда стран. Тогда многие отечественные сельхозпроизводители запустили свои производства. Подобное может произойти и с отечественным туризмом. И сейчас есть хороший шанс для его развития.
Пока на отечественном рынке не происходит заметного наращивания туристических мощностей — число койко-мест существенно не растет во всех категориях размещений. При этом участники рынка считают, что туристическая отрасль, конечно, пострадала, но не так серьезно, как все ожидали в начале пандемии, когда спрос на туры после закрытия границ упал практически до нуля. Сохранить динамику на уровне общероссийского тренда турбизнесу во многом помогли государственные меры поддержки.
Государство планирует и дальше помогать отрасли. К примеру, на прошлой неделе Ростуризм сообщил, что после приостановки авиасообщения с Турцией и Танзанией государство восполнит туроператорам, которые привозили туристов обратно на родину, убытки в размере одного миллиарда рублей. Для туристов, которые хотят посетить Алтай, Байкал и иные дальние уголки нашей страны по конкурентной цене уже в этом году, запустят не менее 12 чартерных направлений, стоимость отдыха по ним будет снижена в среднем в два раза. На эти цели будет выделено 1,2 млрд рублей. К лету будет также запущена новая программа доступного отдыха детей в лагерях. На это в правительстве запланировано пять миллиардов рублей.
Важный инструмент помощи — введение механизма кешбека при покупке туристических путевок по России. Это еще в прошлом году позволило сделать путешествия внутри страны более популярными и доступными. Запущен третий этап программы кешбека, который в перспективе могут сделать круглогодичным. Однако сами участники рынка хотя и отмечают пользу от этого инструмента, все же говорят следующее: потребители возвращают до 20% стоимости своих путевок, но при этом цены на отели в минувшем сезоне поднимаются на 30% и более.
В преддверии майских праздников государство представило нацпроект по туризму, согласно которому многие туроператоры будут переключаться на внутренний рынок: должен быть создан единый отлаженный механизм продаж туров по стране, который позволит увеличить долю туризма в ВВП страны в три-четыре раза, повысить количество отдыхающих в два с половиной — три раза. Однако сами участники рынка говорят, что новый нацпроект по туризму заработает лишь в случае комплексного инфраструктурного развития региональных территорий. В качестве примера можно привести Ладожское озеро, с левой стороны которого недавно построена качественная дорога, поэтому по обеим сторонам дороги появляются новые отели и рестораны. Однако с правой стороны проехать мимо озера непросто, инфраструктура там старая, поэтому и частные инвесторы до этой территории пока не добираются.
Представителей туриндустрии соглашаются, что в условиях ажиотажного спроса говорить об оптимизации цен и повышении доступности отдыха бессмысленно. Главное, что поможет снизить цены на российском черноморском побережье, — открытие массовых международных туристических направлений. И если, к примеру, Турция все-таки снова откроется в июне, цены на внутренние курорты, какими бы они ни были конкурентными, обязательно пойдут вниз.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl