Триллионы на метро и дороги
Москва в ближайшие три года потратит 2,2 трлн рублей на строительство метро и дорог, социальные проекты, а также на реновацию. Что же будет возведено в столице на бюджетные средства?
В Москве утверждена Адресная инвестиционная программа (АИП) на 2023–2025 годы. Более 750 проектов будут профинансированы из городского бюджета. За три года в развитие инфраструктуры планируется вложить 2,2 трлн рублей, в том числе в 2023 году — 910 млрд, в 2024-м — 692 млрд, а в 2025-м — 637 млрд рублей. Столица еще никогда не выделяла таких сумм на инвестиции.
Традиционно город делает акцент на строительство метро и дорог — на это тратится не менее 70% инвестиционного бюджета. В следующем году завершается работа над двумя транспортными мегапроектами эпохи мэра Сергея Собянина — Большой кольцевой линией метро (БКЛ) и автомобильным Московским скоростным диаметром (МСД). После этого останется лишь обширная программа реновации жилья, которой столичному правительству предстоит заниматься как минимум ближайшие десять лет.
Большая кольцевая линия: самое длинное метрокольцо в мире
В 2023–2025 годах в Москве планируется построить 18 новых станций и проложить 39 километров путей. Главная премьера следующего года — запуск Большой кольцевой линии метро протяженностью 71 километр с 31 станцией. Для сравнения: нынешняя Кольцевая линия московского метро длиной 19,4 километра имеет только 12 станций.
БКЛ станет крупнейшей кольцевой линией в мире, потеснив прежнего рекордсмена — Второе кольцо пекинского метро протяженностью 57 километров. Кстати, в этом проекте впервые в России к прокладке метро были привлечены китайские подрядчики. China Railway Construction Corporation, вторая по объемам строительная компания Китая, отвечала за несколько тоннелей БКЛ и три станции: «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского».
Первые станции Большой кольцевой линии, «Каховская» и «Варшавская», открылись в 1969 году, но дальше дело не пошло. Еще один фальстарт состоялся в 1985-м. В нынешней конфигурации БКЛ стали прокладывать лишь в 2011 году. Сейчас запущены несколько отрезков: «Савеловская» — «Каховская» на западе города, «Электрозаводская» — «Нижегородская» на востоке, а также ответвление от «Хорошевской» до «Делового центра» в Сити. Новая линия должна была принять пассажиров уже в 2022-м, однако сроки сместились на год. Нового переноса дедлайна быть не должно: все тоннели достроены еще в 2021 году, сейчас идет отделка и установка оборудования на последних девяти станциях. По расчетам столичного департамента транспорта, запуск БКЛ снизит нагрузку на существующие линии на 20–25%.
Есть и другие интересные проекты. Так, в ближайшие три года метро дотянется до аэропорта Внуково, будет продлена Солнцевская линия. На Кольцевой между «Новослободской» и «Проспектом Мира» появится новая станция — «Суворовская». Начнется строительство двух новых радиальных веток. На юг протянется Бирюлевская линия с десятком станций — жители окрестных районов уже очень давно ждут метро. На северо-запад пойдет Рублево-Архангельская ветка — она свяжет со столицей одноименный мини-город, который Сбербанк возводит сейчас в районе Ильинского и Новорижского шоссе. Бирюлевскую и Рублево-Архангельскую линии в перспективе планируется пересечь в центре столицы.
В Новую Москву будет проложена Троицкая ветка. Трассировка линии много раз менялась; последняя версия предполагает, что начальной точкой станет станция МЦК «ЗиЛ». В Коммунарку, согласно планам столичного правительства, метро придет в 2024 году, в Троицк — в 2026-м.
Московский скоростной диаметр: новое шоссе через весь город
В ближайшие годы в столице планируется поддерживать высокие темпы дорожного строительства: не менее 100 километров дорог ежегодно. По замыслу чиновников, совсем скоро многолетняя работа в этой сфере даст наконец качественно новый результат. В следующем году откроются сразу три хордовые трассы: Южная рокада (от Рублевского шоссе до пересечения улицы Верхние Поля с МКАД), Северо-Восточная и ЮгоВосточная хорды. Вместе с уже построенной Северо-Западной хордой эти трассы должны сформировать замкнутый контур скоростных дорог в черте города.
Главный дорожный мегапроект — Московский скоростной диаметр — готовится к запуску в 2023 году. Это новая бессветофорная магистраль протяженностью 68 километров — через всю столицу. На севере шоссе будет переходить в платную магистраль «Нева» (Москва — Санкт-Петербург), на юге — в федеральную трассу М-2 «Крым». По МСД пересечь город с севера на юг можно будет всего за 40 минут.
У этого проекта непростая судьба. В середине 2000-х мэр Юрий Лужков одобрил идею строительства бессветофорного Четвертого транспортного кольца. В восточной части города было проложено несколько небольших отрезков трассы, но с приходом команды Сергея Собянина проект отложили по причине его астрономической стоимости: требовались огромные средства на выкуп земельных участков и зданий, попадающих в зону строительства. Позже проект был доработан, и вместо кольца решили построить четыре хордовые магистрали: Южную рокаду, Северо-Западную, Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды. Преимуществами такого варианта был оптимизированный бюджет и то, что сквозные шоссе, в отличие от кольца, имели выход на МКАД и могли разгрузить ее. Однако бессветофорной магистрали не получилось: на западе и юге города новые трассы частично шли вдоль улиц. Позднее Собянин принял решение «сшить» две хорды на востоке — так получился Московский скоростной диаметр.
МСД оказался крайне сложным с инженерной точки зрения. Он включает 136 крупных дорожных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад). «Московский скоростной диаметр — это беспрецедентный проект. Он создает новую транспортную реальность. Отдельные части новых хорд уже сняли нагрузку с Третьего транспортного кольца, но проект начнет максимально эффективно работать, когда будет полностью реализован, — объясняет Сергей Собянин. — Когда Северо-Восточная хорда соединится с Юго-Восточной хордой, с Южной рокадой, мы получим колоссальный эффект. Это на двадцать процентов разгрузит транспортную сеть, сделает ее более равномерной, логически правильной. Соответственно, и экологическая ситуация улучшится процентов на двадцать».
В середине года мэр столицы неожиданно решил, что МСД будет первой в городе платной трассой, исключение будет сделано только для москвичей. Скоростной диаметр также закроют от грузовых авто, кроме машин с пропусками для проезда по столичному региону. Шлагбаумов на МСД не предусмотрено: плата будет списываться автоматически при считывании номеров машин. Все эти меры, по расчетам департамента транспорта, должны отсечь до 50 тысяч автомобилей, которые могли бы заполонить МСД. За счет этого трасса сможет сохранить свое значение как внутригородская, а не транзитная магистраль.
Дорожных проектов уровня Московского скоростного диаметра в столице не строилось несколько десятилетий. Достаточно сказать, что Третье транспортное кольцо по размеру почти в два раза меньше: 35 километров против 68. А особенно сложным, по словам градоначальника, оказался участок ЮгоВосточной хорды от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта. Он практически полностью состоит из эстакад общей длиной семь километров, к тому же автодорога здесь семь раз пересекает железнодорожные пути.
Реновация, штаб-квартира «Роскосмоса» и Новая Москва
За три года в столице будет возведено 130 социальных объектов, в том числе 62 детских сада и школы, восемь поликлиник и четыре больничных корпуса, более 50 объектов культуры и спорта. Крупнейшим образовательным проектом станет новый кампус МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Кроме того, планируется строительство Национального космического центра на территории Космического научно-производственного центра им. М. В. Хруничева в районе Филевского парка на западе города. Общая площадь зданий составит 250 тыс. кв. м, а доминантой комплекса станет 47-этажная штаб-квартира корпорации «Роскосмос» в виде ракеты — ее откроют уже в следующем году. В НКЦ разместятся предприятия ракетно-космической отрасли, ныне разбросанные по всему столичному региону, конструкторские бюро и опытные производства. Новые помещения будут предоставлены Заводу им. Хруничева, сохранившему за собой территорию площадью 50 га. Москва, профинансировав строительство нового комплекса и городской инфраструктуры (совокупные затраты оцениваются в 35 млрд рублей), получит освободившийся в результате «уплотнения» земельный участок завода — 90 га. Здесь появятся деловые центры, технопарки и жилые кварталы общей площадью до 2,5 млн кв. м, в том числе 120 тыс. кв. м жилья для программы реновации.
Адресной инвестиционной программой Москвы предусматривается и возведение за счет городского бюджета части нового научно-образовательного комплекса рядом с МГУ. Москва профинансирует строительство флагманского корпуса «Ломоносов» площадью 65 тыс. кв. м, где разместятся офисы высокотехнологичных компаний, лаборатории, «чистые комнаты» и коворкинги. Этот объект планируется запустить в эксплуатацию в 2023 году.
Интенсифицируется строительство и в Новой Москве. По словам руководителя столичного департамента развития новых территорий Владимира Жидкина, приоритет правительства на ближайшие три года — социальные объекты, их в Новой Москве будет построено более сотни. В Коммунарке появятся административно-деловой центр площадью 3 млн кв. м и огромный межмузейный депозитарно-выставочный комплекс, в котором разместят свои коллекции 16 федеральных и городских музеев.
Наращиваются и темпы реновации. В ближайшие три года за счет бюджета планируется построить 6 млн кв. м жилья, из них 5,4 млн — по программе реновации. Рост объемов по отношению к периоду 2020–2022 годов составит почти 75%. За три года в новые дома из сносимых пятиэтажек должны переехать 155 тыс. человек.
Сегодня средняя обеспеченность москвичей жильем оценивается в 20 кв. м на человека. Квартиры для переселенцев выдаются из расчета «метр в метр» жилой площади. По данным ЦИАН, общая площадь квартир в новых домах в среднем на 25–40% больше, чем в хрущевках. Если в среднем при реновации люди получают жилье в полтора раза просторней, чем прежняя квартира (то есть на человека будет приходиться 30 кв. м), то для расселения 155 тыс. человек необходимо 4,5 млн «квадратов». Московское правительство собирается строить на 900 тыс. кв. м больше. Это расхождение в цифрах показывает, что в новых домах, возводимых по программе реновации, планируется продажа квартир (сейчас все передается переселенцам). Выход на рынок «реновационного» жилья может серьезно поменять расклад на столичном рынке новостроек.
Конец эпохи
Скорое открытие Большой кольцевой линии метро и Московского скоростного диаметра — это символическое завершение эпохи. «Ту программу, которую мы задумали в 2010-х, успешно заканчиваем реализовывать, — сказал год назад заммэра города по градостроительной политике и строительству Андрей Бочкарев. — Вопросы развития метрополитена дальше будут зависеть от характера развития Старой и Новой Москвы. Будем определяться с новой стратегией в зависимости от того, будут это жилые районы или производственные территории».
Новая Адресная инвестиционная программа не позволяет понять стратегию правительства. Принципиально новых программ в ней нет, как нет и заявленных долгосрочных мегапроектов. Скорее всего, в ближайшие годы чиновники сконцентрируются на завершении начатого. Например, на продлении существующих веток метро.
Пока говорить об успешности транспортной политики города рано. Картинка размывается еще и постоянной сменой фона: то ковидные ограничения, то отъезд из столицы значительной части жителей. По оценкам международных транспортных консультантов, пробки в Москве за 12 лет интенсивного строительства дорог и развязок так и не были побеждены. В рейтинге самых «пробочных» городов мира, который публикует компания TomTom, в 2021 году Московский регион занял второе место, хуже ситуация только в Стамбуле.
Интересно, что бюджетные инвестиции в эту сферу росли много лет. В следующем году они достигнут астрономической суммы 910 млрд рублей — а затем упадут более чем на 30%. Всплеск 2023 года, скорее всего, объясняется тем, что Москва собирается использовать деньги, которые не смогла потратить в 2020– 2021 годах из-за ковидных ограничений. Но есть и другая версия: время крайне высоких вложений в столичный транспортный узел приближается к концу. Приоритеты федеральной власти будут постепенно смещаться в направлении Санкт-Петербурга и, возможно, отдельных городов-миллионников. В пользу этого говорит крайне быстрый рост бюджета Адресной инвестиционной программы Санкт-Петербурга, который за последние три года вырос более чем втрое — до 208 млрд рублей. Если пять лет назад инвестиционный бюджет Москвы в пересчете на одного жителя был выше санкт-петербургского в три раза, то в 2024-м они уже сравнимы — разница составляет всего 30%.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl