Что уже удалось сделать, чтобы заработал закон «Об органической продукции»

ЭкспертОбщество

Транснациональные компании поверили в российскую «органику»

Кооперация производителей органической сельхозпродукции с крупными и средними переработчиками позволит обеспечить растущий внутренний спрос на чистую еду, а в перспективе — экспортировать не сырье, а готовую «зеленую» продукцию

Александр Лабыкин

Исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко. Фото Национального органического союза

В настоящее время на федеральном и региональном уровнях среди чиновников, отраслевых предпринимательских и экспертных сообществ активизировалось обсуждение мер, необходимых для скорейшего создания и продвижения на внешние рынки российского бренда экологически чистой (органической) продукции. Соответствующее поручение правительству дал президент Владимир Путин в рамках послания Федеральному собранию. Большая часть работы была сделана раньше: приняты соответствующие ГОСТы и другие нормативные акты, вскоре будет представлен защищенный знак маркировки органической продукции, с начала будущего года вступит в силу закон «Об органической продукции». Что еще предстоит сделать для становления в России рынка «органики» и как продавать за границу не просто чистое сырье, а высокомаржинальный брендированный продукт? Об этом мы беседуем с исполнительным директором Национального органического союза Олегом Мироненко. По его словам, крупные международные корпорации, Danone, Hipp, Valio и другие, уже сейчас собирают вокруг себя пул российских производителей органического сырья, что позволит быстрее нарастить объемы продаж органических продуктов на внутреннем, а потом и внешнем рынке.

— Олег Викторович, что уже удалось сделать, чтобы заработал закон «Об органической продукции» и у нас появился легитимный рынок «органики»? И что можно форсировать с учетом нового поручения президента правительству — ускорить создание международного российского бренда органической продукции?

— Действительно, после послания президента Федеральному собранию вектор развития органического сельского хозяйства несколько сместился. Все-таки закон «Об органической продукции» больше направлен на создание и регулирование внутреннего рынка из тех соображений, что сначала должен появиться продукт, вызывающий доверие у нашего потребителя, иначе мы не заставим поверить в него потребителя внешнего. Теперь же, с учетом поручения президента, следует активизировать и работу в направлении экспорта через продвижение собственного органического бренда. Однако пока никто не знает, как это сделать. Сейчас Минсельхоз собирает предложения от участников рынка, профильных союзов, специализированных структур, чтобы понять, как нам вывести свою органическую продукцию на внешние рынки как можно быстрее. В западных странах действительно есть спрос на нашу продукцию, но в основном на сырье, где из него уже делают конечный товар. В этом случае страной-производителем указывается страна, где продукт переработан. И даже если требуется указать место производства сырья, то пишут, например, «сделано не в ЕС». Таким образом, российский экспорт органики оказывается обезличенным. Новое предложение нашего союза — на первом этапе добиться хотя бы того, чтобы иностранные переработчики указывали Россию как производителя сырья, возможно даже, чтобы на упаковке появился российский знак «Органик», который должен быть утвержден уже в середине года, вместе с изображением, аналогичным «евролисту». Это позволит иностранному потребителю как минимум привыкнуть к тому, что Россия уже является игроком на рынке «органики». А когда мы уже сможем поставлять брендированную продукцию высокого передела, у нее будет больше шансов на продвижение за рубежом. Интерес к этому, в принципе, есть у европейцев. Например, вице-премьер Алексей Гордеев недавно на выставке Biofach встречался с министром сельского хозяйства Германии Юлией Клёкнер, которая сказала, что готова содействовать выходу российской продукции на их рынок. В том числе речь идет о том, чтобы немецкие переработчики органики указывали Россию как страну происхождения сырья прежде, чем наш ГОСТ признают на мировых рынках.

— Почему мы пока не можем продавать высокий передел?

— Причин много, основная в том, что рынок еще только становится на ноги и уже готовые продукты идут в основном на внутренний рынок (как правило, это скоропортящаяся продукция). Мы поставляем за рубеж органической продукции на 10–12 миллионов евро в год, и это в основном сырье. Всего в мире в органическом экспортном обороте задействовано продукции более чем на 50 миллиардов евро, поэтому наша доля пока ничтожна. Из ста сертифицированных компаний только 15 работают на внешнем рынке, остальные в России. И потом, президент ведет речь о продвижении именно органического бренда страны, а он только формируется. Для этого нам сейчас важно завершить начатую полтора-два года назад работу по взаимному признанию наших органических стандартов и стандартов и регламентов тех стран, на рынках которых мы хотим быть представлены. Первым делом надо, чтобы наш новый ГОСТ, регламентирующий производство и переработку органической продукции, был признан Международной федерацией экологического сельскохозяйственного движения (IFOAM), на базе стандартов которой все страны принимают свои внутренние правила. Мы сейчас получили от специально созданной по России комиссии COROS (IFOAM) основные уточнения по нашему ГОСТу и в марте подготовим предложения по его изменению. Но и тогда еще в течение примерно полутора лет необходима будет дополнительная работа только по линии IFOAM, и лишь потом начнутся переговоры с разными странами. Это не быстро, но без этого нашу продукцию иностранные потребители не будут воспринимать как органическую. Например, у США есть такой договор о взаимопризнании стандартов с ЕС, а с рядом других стран — нет, и там американская «органика» таковой не считается, то есть продается с меньшей маржей.

А когда мы потенциально сможем поставлять продукт высокого передела на экспорт?

К этому еще придется долго идти по ряду причин, но, уверен, мы придем. Продавая сейчас сырье, мы получаем 20 процентов выгоды от того, что продукция органическая, а его иностранные переработчики — все 80 процентов. Чтобы сформировать рынок конечного продукта, надо провести много мероприятий по совершенствованию и нормативной базы, и инфраструктуры. Все эти мероприятия отражены в дорожной карте, которую Минсельхоз составил на основе предложений отраслевых союзов, заинтересованных органов власти, других участников рынка. Например, необходимо увязать методики надзорно-контролирующих органов. По методике Россельхознадзора его инспекторы обязаны оштрафовать сельхозпредприятие, если у него в пашне уровень азота меньше нормы. Но в период конверсии интенсивного поля в органическое, который в среднем составляет от трех до пяти лет, так и должно быть, поскольку меняются принципы землепользования: прекращается внесение химических удобрений, вводится специальный севооборот и другие принципы внесения удобрений. После конверсии основные показатели почвы восстановятся, но до этого, по сути, можно штрафовать всех, кто осмелится перейти на «органику». У Роспотребнадзора вовсе нет методики проверки органической продукции. Без внятной регуляторики новые инвесторы в эту нишу не придут.

— О создании какой инфраструктуры идет речь?

— Первое — это создание сертификационной системы. И здесь важную роль играет порядок аккредитации сертифицирующих по российскому ГОСТу организаций. Такая пока только одна (аккредитована в Росаккредитации) — «Органик-Эксперт». На действующие сто компаний количества специалистов в нем еще хватит, но мы ожидаем вскоре увидеть до 200–300 компаний в год, проходящих сертификацию, и для этого понадобится новый пул специальных инспекторов. Чтобы они появились, необходимо создать систему обучения таких специалистов, их регулярной переподготовки. Нужна также система сертификации производителей биопрепаратов и биоудобрений, которые заменяют химические.

Не хватает специалистов и у самих производителей. Но первые шаги уже делаются: в Воронежской, Ярославской областях, в Башкирии ряд вузов уже в этом году получил или предусмотрел дополнительное финансирование на создание соответствующих кафедр по «органике», специальных обучающих программ. Это также создание при действующих профильных вузах системы переобучения органическому сельскому хозяйству действующих агрономов, зоотехников и многих других специалистов.

— Участники рынка большие надежды возлагают и на создание центра компетенций по органической продукции. Чем он будет заниматься?

— Это очень важный аспект дорожной карты, речь идет о создании при Минсельхозе специальной структуры, имеющей широкий круг задач в сфере развития и поддержки органического сектора сельского хозяйства. Например, одной из задач будет создание методик для работающих в «органике» агротехников, агрономов, зоотехников и других ключевых специалистов. Сейчас ряд территорий составляют агроэкологические карты, исходя из того, как это они сами понимают. Но единой методики нет. Поэтому центр возьмет на себя разработку единой методики по составлению агроэкологических карт территорий России. Эти карты сельхозземель будут составлены по принципу светофора: «красный» — органическое хозяйство невозможно, «желтый» — возможно при определенных вложениях и «зеленый» — сажай хоть завтра. Это очень важно как для бизнеса, так и для региональных властей, которые сейчас, после послания президента, вновь озаботились темой органического сельского хозяйства и активно совещаются, что же им можно предпринять в этом направлении. А карты как раз и помогут сориентироваться: где нет смысла вовсе поддерживать «органику», поскольку все равно ничего не выйдет, а где, напротив, целесообразно поддержать ее сильнее, чем какие-то бесперспективные направления.

В каком объеме могут быть предусмотрены меры господдержки на федеральном и региональном уровнях производителям «органики»?

— Вопрос преждевременный, поскольку, пока закон не вступит в силу, ни рубля не может быть выделено на федеральном уровне. При составлении дорожной карты были предложены различные варианты поддержки, но какие из них войдут в программу поддержки на 2020 год, пока неизвестно. Ряд регионов имеют свои уже действующие законы об органическом производстве, поэтому они смогли заложить поддержку сектора уже в 2019 году. Например, в этом году Воронежская область решила, что разумно будет средства направить на субсидирование ста процентов затрат предприятий на сертификацию по органике (на это предусмотрено выделить десять миллионов рублей). Принимается решение субсидировать из регионального бюджета часть затрат предприятий на приобретение биопрепаратов в случае конверсии полей с химических на органические. Такие решения должны приниматься на местах, как раз исходя из местных экологических и рыночных условий. Например, там, где компании работают больше на внешние рынки, целесообразнее будет поддержать именно их с учетом новых экспортных задач.

Какие у вас предложения по стимулам для налаживания переработки?

— У нас большая проблема из-за отсутствия кооперации в «органике», но она, в принципе, решаема, что видно на отдельных примерах. Главное — несоответствие объемов органического сырья возможностям переработчиков. Например, молокозавод мощностью 25 тонн продукции в день согласился сертифицировать производство под органическое (надо все линии и цеха промыть, подготовить специалистов и многое другое), но поставщик молока готов дать только три тонны в день. То есть кто-то должен найти еще поставщиков, вместе с которыми уже можно создать рентабельную переработку — возможно, под единым брендом. А пока мы видим, что переработчикам не хватает сырья для прихода в сектор и развития самостоятельного производства. Как результат, производитель сам и перерабатывает сырье, и продает конечный продукт. А это серьезно влияет и на цену конечного товара, и на развитие отрасли.

— И как разорвать замкнутый круг?

— Нужен модератор, который либо консолидирует спрос и предложение, либо сам организует процесс. То есть он должен быть либо от государства, либо от бизнеса. Например, транснациональная компания Valio выступила в качестве основного переработчика и заказчика, и теперь все производители молока в Финляндии, в том числе органического, работают с ней. У нас есть успешный пример в Башкирии: компания «Пышка» аккумулирует вокруг себя различных производителей, формируя предзаказы. То есть говорят: нам надо будет в следующем году сто тонн лесной ягоды определенного качества, дерзайте! И такой объем у них в итоге есть. Мы через свой Национальный органический союз тоже готовы запускать такие программы кооперации и отчасти это уже делаем.

У крупных интенсивных агрохолдингов, и не только, уже есть годами наработанный опыт кооперации с крестьянами, даже с личными подворьями, которых они авансируют. Они заинтересованы в «органике»?

Да, крупный бизнес, безусловно, может сыграть решающую роль в модерации поставщиков и уже начал это делать. Например, органические линейки уже давно запустил у себя один из лидеров в мире по детскому питанию компания Hipp, они уже сделали предзаказы на определенный объем органических мяса и овощей. Сейчас в России Danone запускает производство органического детского питания и собирает вокруг себя заинтересованных поставщиков — мы им лекции читать будем о том, как наладить взаимодействие. Все в процессе становления, но, опять же, сейчас срочно необходима большая масса сырья. К примеру, Hipp для своего завода в Калининграде пока не может найти необходимого числа поставщиков органических овощей и мяса. Хотя ключевые крупные контракты с известными игроками рынка — «Ариверой» и «Савинской нивой» — они уже заключили. Смотрите, в чем сейчас основная проблема становления рынка. Когда я работал в корпорации «Органик», мы договорились с крупным переработчиком и совместно сертифицировали его производственные линии для расфасовки нашей гречки. Но заплатили за сертификацию за год (меньше не бывает), а переработали и упаковали всю нашу гречку всего за три дня. Так что без кооперации экономика не сложится, и региональные органы власти также могут принять в этом живое участие. Например, помочь тем же агрохолдингам собрать пул поставщиков.

— Если нам, прежде чем выходить на экспорт важно поднять внутренний рынок, то без замыкающего звена — ритейла — не обойтись. Сейчас даже обычным компаниям трудно прорваться на массовую полку, что тут говорить об «органиках» с их премиальной продукцией?

— Это уже не так, отношение ритейла к поставщикам органической продукции в корне изменилось. Буквально недавно я общался с менеджментом крупнейших ритейлеров, и все хором заявили: мы готовы выделить полки под органическую продукцию, провести для поставщиков бесплатные PR-акции и так далее. Но ведь продукции пока нет! В самом деле, мы сейчас начнем раскручивать органический бренд, покупатель поверит, придет в магазин и не найдет «органики». Но это комплексная проблема, и отрадно, что те же ритейлеры подключились к процессу. Они начали понимать, в чем перспектива органической продукции, и готовы делать для нее большие исключения. Например, торговая сеть «Глобус» завела систему для заявок от поставщиков «органики», чтобы они могли миновать тех самых категоричных неуступчивых менеджеров и обратиться напрямую к руководству с презентацией своего продукта. И тогда более продвинутый топ-менеджер спускает вниз условия работы с товаром.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Toyota C-HR. Экстравагантный Тизер Toyota C-HR. Экстравагантный Тизер

Стоит ли Toyota C-HR своих баснословных денег?

4x4 Club
Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек

Эта авивкатастрофа заняла первое место в рейтинге «самых нелепых»

ТехИнсайдер
Пора переезжать Пора переезжать

Правительству необходимо кардинально пересмотреть жилищную политику

Эксперт
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда

Введение CSL112 не приводит к снижению риска инфаркта миокарда

N+1
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа

Как удалить ненужный объект с фото онлайн — быстро и бесплатно

CHIP
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают? Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают?

Что называют обычным гибридом (HEV), а что подключаемым (PHEV)

4x4 Club
101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли 101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли

«Когда вы правы, вы ничему не учитесь»

Reminder
Без скальпеля Без скальпеля

Как проходила первая в мире операция по 3D-биопечати на живом человеке

Цифровой океан
Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей

Гид по самым известным голливудским семьям

Правила жизни
Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей

Когда можно отделаться беседой с сотрудником ГИБДД и что нужно говорить

РБК
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше 10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше

Автомобили, которые с годами становятся только лучше

Maxim
На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу

История писательницы, на романах которой вырос Стивен Кинг

Forbes
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Зональная диета: что это за система питания и как она работает?

Лиза
«Великий мертвец» «Великий мертвец»

Неужели шекспировские пьесы сочинил «великий мертвец» — Кристофер Марло?

Знание – сила
50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы 50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы

Кто развивает традиционные промыслы и как пытается на этом заработать

Forbes
Сейсмограф князя Голицына Сейсмограф князя Голицына

О вкладе Бориса Голицына в мировую науку — беседа с Георгием Голицыным

Знание – сила
Что смотреть в выходные: 6 новых фильмов, которые вы могли пропустить Что смотреть в выходные: 6 новых фильмов, которые вы могли пропустить

Собрали шесть ярких фильмов, которые определенно стоят потраченного времени

Правила жизни
Бакман, Васкес, Конде: 5 книг о социальных конфликтах Бакман, Васкес, Конде: 5 книг о социальных конфликтах

Книги, которые заставляют задуматься над семейным насилием и эпидемиями

СНОБ
«Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon «Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon

«Тишина на площадке»: самая показательная история о цене подростковой славы

Forbes
Бессмертие «цзы» Бессмертие «цзы»

Иероглифы в Поднебесной всегда воспринимались как нечто священное

Знание – сила
Почти как люди: почему и как растет рынок товаров для питомцев в России и зарубежом Почти как люди: почему и как растет рынок товаров для питомцев в России и зарубежом

Чем обусловлен рост рынка зоотоваров?

Inc.
Признаки нездоровых отношений: как отследить их вовремя Признаки нездоровых отношений: как отследить их вовремя

Как понять, что общение с партнером начало причинять реальный вред?

Psychologies
Дворец и храм Дворец и храм

Грандиозные проекты Ирода Великого на сто лет вперед определили облик Иерусалима

Знание – сила
Почему котам и собакам нравится, когда их гладят? Ведь в дикой природе этого нет Почему котам и собакам нравится, когда их гладят? Ведь в дикой природе этого нет

Почему животным нравится, когда хозяева их гладят?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении