Сможет ли Россия совершить технологический рывок в новую авиационную реальность?

ЭкспертБизнес

Технологический рывок за десять лет

Редакционная статья

Сергей Бобылев/ТАСС

В девяностые частенько приходилось слышать от производителей алюминия мечтательное: «Тонна алюминия в чушках стоит тысячу долларов, а тонна алюминия в самолете — миллион долларов».

Их грусть-тоску можно было понять: потребление крылатого металла собственной промышленностью, в том числе авиационной, упало на порядок, а экспортные каналы еще только отстраивались. Зато, когда они заработали на полную мощность, алюминщики в этой части потеряли повод для жалоб на жизнь: металл благополучно отправился на экспорт, возвращаясь к нам… в виде самолетов. Отечественные самолеты довольно быстро выводились из эксплуатации — какие по выслуге лет, а какие и при помощи европейских властей, как широкофюзеляжный Ил-86, обвиненный в повышенном уровне шума.

После этого собственный выпуск гражданских самолетов сократился до единиц в год, а авиапарк прирастал исключительно «боингами» и «эрбасами», которые порой были старше списываемых «илов» и «тушек».

Перелом произошел в 2008 году, когда свой первый полет совершил ближнемагистральный узкофюзеляжный Sukhoi Superjet 100. Сегодня эксплуатируется уже 155 этих машин, а до конца года их число увеличится еще на тридцать единиц.

Отношение к этому самолету разное: кто-то считает его слишком зависимым от иностранных поставок комплектующих, обвиняя производителя в том, что Sukhoi Superjet и российским-то назвать нельзя; кто-то недоволен тем, что на его создание ушло слишком много времени и денег; но есть и те, кто считает машину вполне успешной и эффективной. Среди них частные российские авиакомпании, парк которых полностью состоит из этих самолетов. Как говорится, практика — критерий истины: самолет слишком дорогая вещь, чтобы занимать место в ангаре.

МС-21, поставка которого заказчику ожидается в начале следующего года, — среднемагистральный узкофюзеляжный самолет, имеющий самый широкий фюзеляж в своем классе. Это стало возможно благодаря тому, что на самолет устанавливается композитное крыло, имеющее большее удлинение. В отличие от Sukhoi Superjet, который был разработан с нуля, МС-21 — наследник еще советского авиапрома. По сути, он глубокая модернизация самолета Як-42. Правда, очень глубокая.

Более очевиден советский задел в турбовинтовом ближнемагистральном самолете Ил-114-300, который готовится к производству.

Ну а кто сказал, что преемственность — это плохо?

Другое дело, что новое время требует и новых подходов. Как говорят эксперты, в гражданском самолетостроении достигнут технологический потолок — какие-либо усовершенствования уже не дают существенного прироста эффективности. Производители конкурируют за единицы процентов веса, экономичности, рентабельности производства.

Очевидно, назрел прорыв, который, как прогнозируется, может реализоваться уже на рубеже следующего десятилетия. Поскольку наше авиастроение, по сути, еще только выходит на массовое производство самолетов, разработанных по уже отживающим свое технологическим принципам, собственных средств для включения в процесс разработки перспективной, отвечающей потребностям новых времен техники у него нет.

Вот правительство и предлагает распечатать общенациональную кубышку — ФНБ — и профинансировать отрасль, залив деньги и в производство, и в продажи, и в НИОКР.

И главный вопрос не в том, как и когда отрасль вернет вложенные в нее госденьги, а сумеет ли она действительно совершить технологический рывок в новую авиационную реальность. Ответ на него мы узнаем лет через десять.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Талибан»* уже не тот? «Талибан»* уже не тот?

Ребрендинг талибов вызывает недоверие

Эксперт
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
Иран и Саудовская Аравия: ждать ли союза давних врагов Иран и Саудовская Аравия: ждать ли союза давних врагов

Саудовцы инициируют переговоры с Тегераном

Эксперт
101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли 101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли

«Когда вы правы, вы ничему не учитесь»

Reminder
«Однажды я проснулся в два раза богаче» «Однажды я проснулся в два раза богаче»

Михаил Шардин — о своем пути от спекуляций на срочном рынке к пассивному доходу

Эксперт
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
Как продать все, не имея ничего Как продать все, не имея ничего

Дропшипперы, сервисные партнеры и селлеры. Кто реально продает на маркетплейсах

Эксперт
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Когда наши поезда ездили быстро Когда наши поезда ездили быстро

История скоростного поезда ЭР200

Эксперт
Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров

Отрывок из книги «Время заблуждений» — почему мы верим в ложные убеждения?

Inc.
Будем летать на своих Будем летать на своих

Российское авиастроение получит серьезную господдержку

Эксперт
На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу

История писательницы, на романах которой вырос Стивен Кинг

Forbes
Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций

Игорь Рябенький — о том, как оценивать стартапы, кто такие бизнес-ангелы

РБК
Сопротивление — полезно Сопротивление — полезно

Ученые из Новосибирска создали мемристоры для перезапуска компьютерной индустрии

Монокль
Лучше мельче, да лучше Лучше мельче, да лучше

Российская компания осваивает новую технологию обогащения руд цветных металлов

Эксперт
Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей

Когда можно отделаться беседой с сотрудником ГИБДД и что нужно говорить

РБК
Гора серебряная Гора серебряная

Как добывают благородные металлы

Популярная механика
Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек

Эта авивкатастрофа заняла первое место в рейтинге «самых нелепых»

ТехИнсайдер
Одному боту известно: как простейший софт помогает абитуриентам поступить Одному боту известно: как простейший софт помогает абитуриентам поступить

Как талантливые абитуриенты перегружают отечественные вузы летом?

Forbes
Сомнительные пошлины Сомнительные пошлины

К чему могут привести ограничения на ввоз российской сельхозпродукции в ЕС

Агроинвестор
Смена образа Смена образа

TLC-диета — один из самых простых и гуманных способов похудеть

Лиза
Маржа на горошинах Маржа на горошинах

Аграрии переводят посевы нерентабельных зерновых на альтернативные культуры

Агроинвестор
До сотворения мира: Пять историй Ипполита Маркелова До сотворения мира: Пять историй Ипполита Маркелова

Способна ли наука создавать жизнь, управлять животными, даровать бессмертие?

Цифровой океан
Дачный марафон Дачный марафон

Как не превратить дачный отдых в изнуряющий труд?

Лиза
Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост? Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост?

Почему природа для каждого бобика придумала разные хвосты?

ТехИнсайдер
Даже простейшие морские организмы склонны к индивидуализму! Вот что это значит: интересный факт Даже простейшие морские организмы склонны к индивидуализму! Вот что это значит: интересный факт

Почему все организмы стремятся к ведению быта на основе индивидуальных ритмов?

ТехИнсайдер
Зачем люди сидят на диете из мяса и зелени? Интересные факты о питании: стоит узнать! Зачем люди сидят на диете из мяса и зелени? Интересные факты о питании: стоит узнать!

Как комбинирование мяса с зеленью может помочь регулировать уровень сахара

ТехИнсайдер
«Все, что было его, – нынче ваше» «Все, что было его, – нынче ваше»

Место творчества Булата Окуджавы в современной литературе и литературоведении

Знание – сила
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Зональная диета: что это за система питания и как она работает?

Лиза
Как живет Сургут, обязанный своим благополучием самому скромному миллиардеру страны Как живет Сургут, обязанный своим благополучием самому скромному миллиардеру страны

Как Фарман Салманов изменил Сургут?

Forbes
Открыть в приложении