Рынок коммерческих автомобилей идет вниз из-за спада деловой активности

ЭкспертАвто

Тяжесть коммерческого груза

Спад деловой активности и объемов автоперевозок тянет рынок коммерческих автомобилей вниз. Производители надеются на оживление спроса в таких нишах, как автомобили для медицины и перевозок в сфере электронной коммерции, а российские производители — еще и на поддержку государства.

Алексей Грамматчиков

Экономический спад и неопределенность, вызванные пандемией, давят на развитие российского рынка коммерческих автомобилей. К финишной линии текущего года он подъезжает с заметным минусом: по итогам десяти месяцев продажи в сегменте грузовиков упали на 7,4%, показатели реализации легких коммерческих машин (LCV) съехали вниз на 7,9%. Продажи коммерческих автомобилей падают второй год подряд: по данным аналитического агентства «Автостат», в 2019 году продажи новых грузовиков в РФ составили 80,7 тыс. единиц, на 2% меньше, чем в 2018 году (см. график 2); российский рынок LCV в 2019-м стагнировал на уровне 112,1 тыс. единиц, повторив результат позапрошлого года (см. график 1).

В начале текущего года рынок вроде бы оживился: в январе и феврале продажи грузовиков в России поднялись на 18 и 0,8% соответственно. Рынок LCV, в свою очередь, тоже показал позитивный старт в январе (плюс 7%), однако весной пандемия жестко ударила по продажам: в апреле реализация грузовых машин рухнула на 32%, LCV — на 44%. Осенью рынок попытался отыграть позиции (в сентябре продажи грузовиков прибавили 14%, LCV — 12%), однако сейчас продажи продолжают снижаться: по итогам октября рынок грузовиков и легких коммерческих автомобилей упал на 9,2 и 1,1% соответственно. Согласно прогнозам, продажи коммерческих автомобилей в России закончат текущий год с падением на 8–10%: рынок грузовиков опустится до 72 тыс., LCV — до 110 тыс. автомобилей.

В отличие от рынка легковых автомобилей, где, несмотря на сложные экономические условия, в последние месяцы наблюдается оживление спроса, коммерческие машины — это инструмент ведения бизнеса, здесь покупают с оглядкой на перспективы делового развития, которое сегодня осложняется замедлением экономики, распространением коронавируса и прочими негативными факторами. Как следует из данных Росстата, по сравнению с 2011 годом (когда экономика начала более или менее приходить в себя после кризиса 2008-го) объемы коммерческих автомобильных перевозок в России выросли всего на 1,27%. Основной провал пришелся на 2015–2016 годы (см. график 3), однако потом наметился рост: с 2015 по 2019 год грузооборот увеличился на 7%, до 5,7 млрд тонн, прежде всего за счет раз-торговля, сельское хозяйство, интернет-торговля. Однако в этом году на автомобильных перевозчиков оказывают давление негативные экономические факторы. Компании жалуются не только на снижение экономики из-за пандемии, но и на повышение ставок НДС, рост цен на топливо, тарифов в системе «Платон», ослабление рубля и в результате не спешат инвестировать в обновление автопарка. «Одним из ключевых факторов, влияющих на нашу жизнь в отрасли, является, безусловно, снижение ВВП на пять процентов в этом году. При таких темпах снижения экономики говорить о том, чтобы развиваться, не приходится, скорее уместно использовать иной глагол: “держаться”», — комментирует Игорь Илькаев, учредитель транспортной компании «Дентро».

Грузовая оборона

В сегменте легких коммерческих автомобилей российские производители занимают 70% рынка. На фото: модель «Газель Next» от лидирующей в секторе LCV группы ГАЗ

В отличие от рынка легковых автомобилей, где иностранные марки уже давно занимают львиную долю продаж, в сегменте коммерческих автомобилей российские производители продолжают уверенно держать оборону. В нише грузовых машин лидирующие позиции занимают российские КамАЗ и ГАЗ, они вместе с российским «Уралом» в совокупности сегодня обеспечивают половину всех продаж: по итогам десяти месяцев текущего года из 63,1 тыс. реализованных в России грузовиков на их долю пришлось 31,3 тыс. машин, или почти 50% всего рынка. При этом лидер рынка, КамАЗ, сейчас уверенно «едет» против общерыночного падения: по итогам десяти месяцев его продажи показали прирост на 0,2%, а компания «Урал» и вовсе умудрилась нарастить продажи на 25,8%. Правда, в ведущей тройке российских производителей ГАЗ в текущем году не радует результатами (минус 20%, см. таблицу 1).

Еще прочнее позиции российских производителей в сегменте легких коммерческих автомобилей. На долю ГАЗа, УАЗа и Lada за десять месяцев текущего года из 89,2 тыс. проданных автомобилей пришлось 63 тыс. — более 70% всех продаж. Впрочем, при этом нарастить продажи смогла только Lada (плюс 5,7%), в то время как ГАЗ и УАЗ падают сильнее рынка (минус 11,7 и 17,1% соответственно, см. таблицу 2).

Российские автомобили сейчас привлекают своей более доступной ценой, что актуально для заказчиков в сложных экономических условиях. «Продукция таких отечественных производителей, как КамАЗ, “Урал”, не всегда самая современная, однако ремонтопригодная, имеет низкую эксплуатационную стоимость и востребована на вторичном рынке при перепродаже», — комментирует Александр Багрецов, руководитель проектов консалтинговой компании SRG. — Традиционные иномарки, увы, стали слишком дороги для потребителя. Крупным компаниям удобно стандартизированное решение, они стараются не допускать “разномарочности”, для них важна сервисная база и доступная цена километра пробега».

«Российские коммерческие авто совершенствуются, и по ряду причин их можно считать конкурентными, — соглашается Елена Шутюк, генеральный директор логистической компании IML. — Выросло качество расходных материалов, российские автомобили реже простаивают из-за ремонта. При этом цена запасных частей остается низкой, особенно в сравнении с импортными. Отечественная техника более ремонтопригодна, а сервисные центры есть даже вдали от крупных городов».

Под крылом господдержки

В нише грузовиков российские производители держат сейчас 50% рынка

Впрочем, успех российских автопроизводителей в сегменте коммерческих автомобилей во многом связан и со значимой господдержкой, которая действует в нескольких направлениях. Прежде всего это продолжение субсидирования лизинговых программ и кредитования покупок автомобилей, на которые, по оценкам, в текущем году выделено примерно столько же, сколько и ранее, то есть порядка десяти миллиардов рублей. На рынке продолжается несколько лизинговых программ: «Российский фермер» (для сельскохозяйственных производителей), «Российский тягач» (программа, направленная на стимулирование продаж отечественных тягачей), а также «Свое дело» (программа для субъектов малого и среднего бизнеса). Их участники получают от государства довольно значительную помощь в виде компенсации по лизинговым платежам. «Первые места лизинговых продаж нашей компании среди грузовиков занимают такие модели, как “ГАЗон Next”, самосвал “КамАЗ 6520/80”, тягач “КамАЗ 5490”. КамАЗ и ГАЗ традиционно сильны в грузовом сегменте, за последние годы эти производители серьезно поработали над качеством, внедрили новый дизайн. В условиях, когда бизнес затягивает пояса, у этих марок есть перспективы на рынке. А более зависимые от курса евро производители вынуждены терять долю», — говорит Лилия Маркова, генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг».

Другое значимое направление стимулирования спроса на коммерческие автомобили — компенсация утилизационного сбора для производителей, которые выпускают машины на территории России. Как известно, утилизационный сбор на автомобили был введен в России в 2012 году. С начала текущего года размер утилизационного сбора был повышен, в том числе на коммерческие автомобили: например, на седельные тягачи грузоподъемностью от 12 до 20 тонн его ставка поднялась на 67%. В результате сейчас за каждый коммерческий автомобиль в казну в виде утилизационного сбора нужно заплатить 300–450 тыс. рублей в зависимости от типа автомобиля и его грузоподъемности. Но эти деньги можно не выплачивать государству вообще или частично, если автомобиль выпущен в России. При этом регулятор сейчас меняет систему компенсации утилизационного сбора, и со временем она будет все больше зависеть от локализации производства, которая оценивается в балльной системе. Скажем, чтобы получить все 100% компенсации утилизационного сбора, уровень локализации выпускаемого в России грузовика должен набрать 4000 баллов (например, минимальные требования локального производства по сварке и окраске дают производителю 900 баллов).

Российские производители коммерческих автомобилей успешно осваивают новые ниши. На фото: магистральный тягач КамАЗ-5490, который хорошо востребован в сегменте, где раньше доминировали иностранные компании

По некоторым оценкам, субсидии, связанные с компенсацией утилизационного сбора, сейчас составляют 250–300 млрд рублей в год, это ощутимая поддержка для отрасли. Лишенные таких субсидий иностранные бренды, безусловно, находятся на российском рынке коммерческих автомобилей в более тяжелой ситуации, что отражается в отрицательной динамике их продаж. Почти все иномарки в текущем году показывают существенный минус: в частности, продажи грузовиков MAN снизились на 28%, DAF — на 27,4%, Volvo — на 22,3% (см. таблицу 1). В сегменте LCV на 34,9% упали продажи марки Volkswagen, на 8,5% — MercedesBenz. Однако в сегменте легких коммерческих автомобилей иностранные бренды более активно развивают производство и локализацию на территории РФ. Прежде всего это относится к марке Ford, которая, хотя и ушла полностью из российского сегмента легковых автомобилей, в нише LCV развивается довольно успешно: американская компания имеет совместное предприятие с компанией «Соллерс» и на заводе в Елабуге активно локализует производство легких коммерческих автомобилей. Результат налицо: пользуясь государственными льготами и преференциями, марка Ford сейчас занимает третью позицию с показателем 10,8 тыс. проданных машин в текущем году и приростом на 5,4% (см. таблицу 2). «ГАЗ и Ford — отечественные производители в сфере LCV, проверенные Минпромторгом России и допущенные для участия в тендерах по госзаказу, — отмечает Александр Багрецов. — Большинство автомобилей спецведомств возможно произвести только на базе Ford или ГАЗ из-за их локализованности. Аналогично и Lada: автомобили на базе Largus заказывают медслужбы, а частные предприниматели и перевозчики обновляют парк этих “каблучков” из-за ожидаемого роста цен».

Наконец, в секторе коммерческих автомобилей, как и на рынке легковых авто, в России все сильнее ощущается «ветер с востока»: уверенно растут продажи китайских автомобилей. Особенно заметно присутствие китайцев в нише грузовиков. Так, лидер продаж китайских грузовиков в России Shacman в текущем году нарастила продажи на 24%, до 1,29 тыс. единиц. А другой китайский производитель, FAW, планирует по итогам года увеличить продажи своих грузовиков в России вдвое, приблизившись к отметке 700 автомобилей. «В условиях, когда расценки на перевозки практически не меняются, а техника, ее эксплуатация и обслуживание постоянно дорожают (из-за падения курса рубля, использования платных дорог, роста утилизационного сбора, цен на топливо, НДС), основными критериями при выборе грузовиков становятся затраты на их приобретение и содержание, — говорит Андрей Попов, директор департамента продаж грузовых автомобилей “ФАВ — Восточная Европа”. — На этом фоне одним из главных преимуществ грузовых автомобилей нашей марки становится их невысокая цена: некоторые наши машины, например самосвалы, в два раза доступнее аналогичной техники европейских марок. При этом они достаточно надежны, о чем свидетельствует продолжительный срок гарантии; кроме того, наша компания уже обладает развитой дилерской сетью, а дополнительным преимуществом является невысокая стоимость запчастей».

Китайские бренды — самые быстрорастущие на российском рынке коммерческих автомобилей. На фото: грузовик марки FAW, которая планирует увеличить продажи в РФ по итогам года в два раза

Вирусный позитив

Однако есть и позитивные тенденции на рынке коммерческих автомобилей. Игроки с надеждой смотрят на некоторые сегменты экономики, где пандемия всколыхнула спрос. Прежде всего это касается перевозок, связанных с электронной торговлей. «В России в этом году наблюдается бум электронной торговли, поэтому возросла нагрузка на логистических операторов. Плюс некоторые торговые компании решили организовать перевозки своими силами. Мы видим рост интереса к покупкам нового или подержанного грузового транспорта», — говорит Сергей Никольский, руководитель категории «Коммерческий транспорт» сервиса объявлений «Авито Авто».

Пандемия сделала перспективной такую нишу коммерческого транспорта, как машины для медицинских учреждений

Одновременно пандемия повысила спрос на автомобили, которые используются медицинскими службами; заметна также активизация государственных закупок, в том числе в медицинской отрасли. «Ввиду пандемии для LCV самый востребованный сегмент — это автомобили скорой медицинской помощи, автомобили медслужбы (для доставки препаратов и медиков), фельдшерско-акушерские пункты, то есть мобильные медицинские кабинеты, например флюорографии. Кроме того, о масштабном перевооружении заявило сейчас МВД — там требуется много спецавтомобилей на базе LCV», — отмечает Александр Багрецов.

В более долгосрочной перспективе участники рынка с надеждой смотрят на программы новых инфраструктурных проектов в России, которые могут дать импульс продажам коммерческих машин. В частности, такой программой является новая транспортная стратегия РФ на период до 2030 года, согласно которой на развитие автодорог в стране планируется выделить рекордные 11 трлн рублей. Столь значимое финансирование дорожных проектов может одномоментно повысить спрос на коммерческие автомобили, обеспечивающие непосредственное строительство объектов. Помимо этого, развитие дорог будет повышать интенсивность автомобильных перевозок, а значит, тянуть вверх спрос на коммерческие автомобили.

Однако не все государственные инициативы участники рынка коммерческих ТС оценивают положительно. Например, идею ограничить и даже запретить коммерческие автомобили, которые не отвечают современным экологическим требованиям. Такие планы в уходящем году активно обсуждались: в частности, замминистра промышленности и торговли РФ Александр Морозов в начале года говорил о намерении направить в Минтранс предложение поднять с 1 января 2021 года базовую ставку налога на грузовики, отвечающие стандартам «Евро-3» и ниже. Некоторые депутаты предлагают еще туже затянуть гайки: глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев предлагал вовсе запретить такой автотранспорт. Теоретически предлагаемые ограничения встраиваются в тренд общемировой борьбы за экологию, однако проблема в том, что парк грузовиков в РФ очень устаревший: по данным «Автостата», средний возраст грузовиков в стране составляет около двадцати лет, и только 4,4% автопарка соответствуют нормам выброса «Евро5», 13,3% — «Евро-4» и 10,9% — нормам «Евро-3».

Связанный с коммерческим транспортом бизнес резко протестует против таких идей. По мнению участников рынка, в заботе об экологии государству нужно не запрещать старые автомобили, а стимулировать переход на новые, более экологичные технологии. Например, стимулировать использование коммерческих автомобилей на газе, заправок для которых сейчас катастрофически не хватает, а в более долгосрочной перспективе — использование электромобилей, развивать которые готовы в том числе и российские автопроизводители. «На данный момент в развитии электрической мобильности, в том числе для коммерческого транспорта, существует ряд проблем: нет развитой инфраструктуры, четкой и прозрачной государственной политики по налоговым и иным льготам, отсутствуют локальные производители компонентов (батарей, систем охлаждения и подогрева, электрических узлов, высоковольтных кабелей и разъемов), — говорит Михаил Гурьянов, генеральный директор компании “Соллерс Инжиниринг”. — Решение этих вопросов возможно при условии стимулирования рынка электромобилей, выделения грантов на их разработку и исследования в сфере электромобильности, развития технологий управления, партнерства с новыми игроками или стартапами на автомобильном рынке».

Легковые авто разгоняются

Продажи легковых автомобилей в России по итогам ноября увеличились на 5,9%, до 157,5 тыс. штук, сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Там отмечают, что потребительский спрос на авторынке стимулирует начавшееся летом падение курса рубля и продолжающийся рост цен. Лидерами российского авторынка остаются отечественная марка Lada, корейские Kia и Hyundai, французская Renault; замыкает пятерку лидеров Volkswagen. Однако по итогам 11 месяцев 2020 года наш авторынок оказался в минусе: было продано 1,346 млн автомобилей, на 10,3% меньше прошлогодних показателей. Согласно актуальному прогнозу АЕБ, по итогам 2020 года в России будет продано 1,552 млн легковых автомобилей — снижение на 13,5% в сравнении с 2019-м.

АвтоВАЗ нажал на газ

АвтоВАЗ по итогам ноября реализовал на российском рынке более 38 тыс. автомобилей Lada, на 21,9% больше, чем годом ранее. Как отмечают представители ведущего российского автопроизводителя, это лучший результат месячных продаж с декабря 2013 года. В компании признаются: на показатель повлияла не только общая активизация потребительского спроса, но и отгрузки автомобилей в рамках программы госзакупок. Бестселлерами компании в ноябре стали модели Granta и Vesta, на третьем месте универсал Lada Largus. Однако по итогам 11 месяцев 2020 года российские дилеры Lada продали лишь 302,7 тыс. машин, что на 7,3% меньше показателя за аналогичный период прошлого года.

Mazda обновляет модельный ряд

Компания Mazda выводит на российский рынок новый кроссовер CX-30, сборка которого налажена на заводе «Мазда Соллерс» во Владивостоке. Автомобиль оснащен двухлитровым двигателем SkyActiv мощностью 150 л. с. и предлагается с механической или автоматической коробкой передач, в полноприводном и переднеприводном вариантах. Автомобиль производят в трех комплектациях, и представители японской компании ожидают, что более 90% продаж придется на автомобиль с более дорогим оснащением. В частности, в средней комплектации, Active, установлено такое оборудование, как проекция показаний на лобовое стекло, датчики дождя и света, а также круиз-контроль и аудиосистема с восемью динамиками и управлением на руле.

Hino берет груз

Компания Hino начинает продажи в России обновленной серии японских малотоннажных грузовиков Hino 300. Автомобили получили шасси увеличенной грузоподъемности, четырехлитровый двигатель (N04C), новый дизайн кабины и новую коробку передач. Кроме того, японская компания оснащает все машины обновленной серии электронными системами помощи водителю и подушкой безопасности в стандартной комплектации. Так, эффективность дисковых тормозов усилена антиблокировочной системой (ABS), системами распределения тормозного усилия (EBD) и курсовой устойчивости (VSC), а также антипробуксовочной системой (ASR). На помощь водителю приходит еще система Easy Start, предотвращающая скатывание автомобиля при начале движения на подъеме: эта опция включена в стандартную комплектацию для всех автомобилей с механической коробкой передач.

Робогрузовикам нужна связь

Российская компания «Эвокарго» представила беспилотный электрический автомобиль, который предположительно будет использоваться в коммерческих перевозках уже в следующем году. Его особенность — возможность зарядки водородом, а также взаимодействие с умной дорожной инфраструктурой, что потенциально делает его более доступным по цене. Как машина может получать команды с установленных на дороге датчиков, было продемонстрировано во время тестового заезда на ЦКАД. Однако, по мнению Германа Бородова, директора по работе с ключевыми клиентами компании «Вымпелком», такое использование робомобилей в России ограничивается неразвитостью сотовой связи 5G, частоты под которую заняты силовыми структурами. КамАЗ сделал электромобиль

КамАЗ сделал электромобиль

В Москве состоялась презентация электромобиля, разработанного КамАЗом совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом. Электромобиль, получивший рабочее название «Кама-1», представляет собой трехдверный четырехместный компактный кроссовер, его длина — 3,4 м. Машина оснащена литий-ионным аккумулятором емкостью 33 кВт·ч и электродвигателем мощностью 80 кВт, что позволяет развить скорость до 150 км/ч и проехать до 250 км без подзарядки. Скорость полного заряда батареи в обычном режиме — шесть часов, в ускоренном — 20 минут, разгон до 100 км/ч — за 6,7 секунды. Когда электрокар пойдет в серийное производство и сколько будет стоить, пока не сообщается.

Спецтехника стабилизируется

Продажи спецтехники в России по итогам текущего года немного сократятся или останутся на уровне 2019-го. «В октябре российский рынок спецтехники сократился более чем на два процента, и, согласно нашим прогнозам, по итогам года рынок уйдет в небольшой минус», — предполагает Сергей Харитонов, директор по развитию JCB Russia. «Мы ожидаем, что в 2020 году рынок спецтехники останется примерно на уровне прошлого года. В частности, снижаются продажи техники для добывающей промышленности, однако это компенсируется ростом спроса со стороны дорожно-строительных компаний», — говорит Роман Искаков, менеджер департамента продаж и маркетинга Hitachi Construction Machinery Eurasia. По данным АЕБ, в 2019 году в России в общей сложности было продано 13,2 тыс. единиц дорожностроительной и спецтехники.

Первый кроссовер Genesis

Марка Genesis устроила в Москве премьеру первого кроссовера в своем модельном ряду — GV80. Новый кроссовер предлагается на российском рынке в пяти различных комплектациях с дополнительными пакетами оснащения, и ожидается, что наибольший интерес вызовет комплектация Premium, с турбодизелем. Автомобиль в этой версии имеет дифференциал повышенного трения с электронным управлением на задней оси, селектор выбора режимов движения по различным типам покрытия, трехзонный климат-контроль с системой очистки воздуха, электрорегулировку длины и боковой поддержки сиденья водителя. Представители корейской компании заявляют, что новый автомобиль призван усилить позиции бренда в сегменте SUV, популярность которого в России продолжает расти.

Фото: предоставлено компанией «КамfawАЗ», предоставлено группой ГАЗ, предоставлено компанией FAW

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Маршал Воробьёв, инженер Победы Маршал Воробьёв, инженер Победы

Маршал Михаил Петрович Воробьёв сделал очень многое для обороны Москвы

Дилетант
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Кухня в виртуальном, корпоративном и прочих измерениях Кухня в виртуальном, корпоративном и прочих измерениях

Как Первая мебельная фабрика разработала новую стратегию продаж в пандемию

Эксперт
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Ожидается сильная облачность Ожидается сильная облачность

Как зарабатывают крупнейшие игроки облачного рынка и сможет ли Сбер потеснить их

Эксперт
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
«Я там, где теория эволюции» «Я там, где теория эволюции»

Основатель КРОК Борис Бобровников занялся кардинальной перестройкой ее бизнеса

Эксперт
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
Пересекай и обогащайся Пересекай и обогащайся

Как проходят поставки табачной контрабанды из ЕАЭС в Россию

Эксперт
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Какие навыки нужны топ-менеджерам для обеспечения успеха и стабильности бизнеса — отвечают лидеры российских компаний Какие навыки нужны топ-менеджерам для обеспечения успеха и стабильности бизнеса — отвечают лидеры российских компаний

Какие навыки помогают топ-менеджерам развивать свои компании?

СНОБ
Гриша и школа Гриша и школа

Как помочь детям с опытом сиротства адаптироваться к школе? История Гриши

Новый очаг
Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания

Почему одинаковые ложные воспоминания могут возникать сразу у множества людей?

Psychologies
Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка

Как превратить детское увлечение кулинарией в профессию?

РБК
Остановите, я сойду Остановите, я сойду

Прыгаем с эмоциональных качелей — и убегаем

VOICE
Культурное наследие Культурное наследие

Авторы, которые в своем творчестве обращаются к историческим корням

Grazia
Тайная история насекомых: три научных открытия из жизни букашек Тайная история насекомых: три научных открытия из жизни букашек

Светлячки среди динозавров, история цивилизации муравьев и очень умные бабочки

СНОБ
6 фильмов с очень интересными деталями на заднем плане 6 фильмов с очень интересными деталями на заднем плане

Фильмы и сериалы, которые стоит пересмотреть ради заднего плана

Maxim
Личинки, серебро и кровопускание: как люди лечились до появления антибиотиков Личинки, серебро и кровопускание: как люди лечились до появления антибиотиков

Как люди лечились до открытия пенициллина?

ТехИнсайдер
Было бы желание! Было бы желание!

Женское либидо – штука хрупкая, ненадежная

Лиза
«Я приношу деньги, дальше — не моя забота»: 5 типов отцов, которые портят детям психику «Я приношу деньги, дальше — не моя забота»: 5 типов отцов, которые портят детям психику

Пять самых деструктивных типов отцов

Psychologies
Порно и предубеждение Порно и предубеждение

«Соперники»: чисто английские 1980-е

Weekend
Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей

Глава из книги Джонатана Сакса — о культуре отмены и самосуде

Psychologies
Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса

Действительно ли стартап необходимо запускать новые бизнес-юниты?

Inc.
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
«Одинокая планета»: драма с Лорой Дерн об отношениях, где женщина намного старше «Одинокая планета»: драма с Лорой Дерн об отношениях, где женщина намного старше

«Одинокая планета»: пляжное чтиво, которое не жалко забыть тумбочке в отеле

Forbes
Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили

Почему Nissan в нулевые как проклятый пахал именно над электромобилем Leaf?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении