GS Group запустил крупносерийное производство по корпусированию светодиодов

ЭкспертБизнес

Светодиод: в поисках технологического совершенства

Холдинг GS Group запустил крупносерийное производство по корпусированию светодиодов. Проект позволит закрыть до половины потребности госсектора в замене старых светильников на новые и, возможно, выйти на коммерческий рынок

Виктория Безуглова

Разварка золотой проволокой LED-кристаллов, смонтированных на рамку

Компания GS Group, известная на рынке как производитель телеприставок для спутникового оператора «Триколор», запустила самую большую в стране производственную линию по выпуску светодиодов — мощностью 145 млн в год с возможностью дальнейшего увеличения до 400 млн. Инфраструктура в 700 кв. м чистых помещений седьмого класса может быть расширена до 1500 кв. м. Ассортимент продукции — светодиоды в трех основных типах корпусов (2835 PLCC, 3030 EMC и 5050 EMC), совокупно занимающие более 90% российского рынка светотехники. Вложив в проект 300 млн рублей, GS Group рассчитывает окупить его за три года, работая на рынке госзакупок. Благодаря эффекту масштабирования планируется максимально приблизить ценовое предложение к уровню качественных мировых вендоров, чтобы со временем выйти на коммерческий рынок и экспорт.

Такие амбиции у компании появились после выхода в апреле 2020 года новой редакции постановления правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», где описываются требования к светодиодам для вхождения в реестр Минпромторга РФ. В этом документе производителям наконец дали четкие критерии производства светодиодов, которые будут участвовать в госзакупках, то есть открыли ворота на объемный, защищенный от импорта рынок госконтрактов. По оценкам Минэнерго, госпрограмма модернизации освещения выполнена всего на 25–30%, объем госконтрактов на замену традиционных источников света на светодиодные составляет 442 млрд рублей, и они будут реализовываться до 2027 года.

Собственно, открывшиеся возможности стремятся использовать и другие игроки. ПК «Клевер», учрежденная группой «Роснано» и Международной светотехнической корпорацией «Боос Лайтинг групп», в конце 2020 года запустила новую линию и намерена увеличить объем производства светодиодов с 30 млн до 100−150 млн. Компания «РуСИД», учрежденная в октябре прошлого года МГК «Световые технологии» и НПО «РоСАТ», намерена запустить завод с крупносерийным производством светодиодов этим летом. Преимуществом проекта GS Group является в первую очередь большой объем производства, который претендует занять до половины рынка госзакупок. По мнению гендиректора Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС) Ольги Грековой, GS Group также может выиграть от неаффилированности с производителями светильников, поскольку многие компании предпочтут покупать светодиоды у независимых поставщиков.

Не прошло и двадцати лет

Хотя о создании в России отрасли по производству светодиодов заговорили недавно, чтобы наконец решить вопрос промышленной электронной безопасности, фактически рынок светодиодов стал активно формироваться еще в начале 2000-х. У него были свои флагманы, которые последовательно развивали идеи, заложенные советскими учеными, прежде всего физиком Олегом Лосевым, который еще до Второй мировой войны обнаружил эффекты, связанные с применением твердотельных источников света, а позже стал автором первого в мире патента на «световое реле», то есть прототип светодиода. Петербургская компания «Светлана-Оптоэлектроника», просуществовавшая с 2001 по 2018 год, имела собственные разработки в производстве светодиодных ламп и светильников, первой в стране начала серийное производство мощных белых светодиодов и светотехнических изделий на их основе, реализовала крупные комплексные проекты по светодиодному освещению совместно с РЖД — до сих пор на Московском вокзале в Санкт-Петербурге работают их светильники, установленные в 2013 году. Другой игрок из Питера, компания «Оптоган», тоже обладала полным циклом производства светодиодов и систем светодиодного освещения, имела свои сервисные центры в городах РФ.

Однако, несмотря на технологические успехи и хорошие отзывы о качестве продукции, эти компании первыми столкнулись с экономической проблемой, смысл которой потом долго пытались донести до правительства: производство светодиодов в России оказалось дороже, чем за рубежом, из-за отсутствия больших мощностей, а потому, чтобы удержаться в рынке и продолжить развитие, им нужны преференции от государства. Пик массовых поставок отечественных светодиодов на внутренний рынок пришелся на 2014 год, и тогда же разразился очередной финансовый кризис, который подкосил экономику этих компаний. Позже на их место пришли другие игроки и тоже стали активно поднимать тему преференций — и наконец были услышаны.

«Сегодня создана достаточно стройная система, которая позволяет развивать свою электронную промышленность начиная с электронной компонентной базы и продуцировать ее на производителей конечной продукции, что в итоге способствует совершенствованию производства, дает возможность развивать отечественную науку, институты, где готовят студентов, и они могут не умозрительно, а воочию изучать все процессы создания светодиодов», — говорит руководитель отдела нормативно-технического регулирования компании «Световые технологии» Александр Богданов. Система эта подкреплена законодательной базой: помимо упомянутого постановления правительства № 719 она включает в себя постановление № 878, согласно которому введен реестр российской электронной продукции, а также федеральные законы о госзакупках для федеральных и муниципальных нужд № 44 и № 223. Кроме того, появились дополнения к ФЗ о закупках, в которых введено понятие квоты на отечественную продукцию, а это значит, что якорные потребители, обеспечивающие глобальные рынки сбыта, к примеру РЖД и «Интер РАО», будут брать отечественные светодиодные светильники по установленной квоте, дополнительно гарантируя развитие отрасли.

График 1. Российский рынок светодиодов приблизился к миллиарду штук в год
График 2. На рынке светодиодов царствует импорт
График 3. Светодиоды в России заметно потеснили обычные лампы

Требуется поддержка во всех сегментах рынка

Говоря о перспективах развития светодиодной отрасли, игроки и эксперты рынка подчеркивают, что имеют в виду прежде всего сегмент профессионального освещения, о котором все известно: объемы (около одного миллиарда в штуках по госзакупкам), основные игроки, а также то, что импорт доминирует и составляет, по разным данным, от 72 до 98,5%. Что касается бытового сегмента — рынка домашних люстр, бра и светодиодных ламп, то это неизведанная территория, где альтернативы Китаю пока нет. «Профессиональный рынок, а это наружное освещение, освещение административно-хозяйственных и производственных зданий, по итогам 2020 года оценивается примерно в 70 миллиардов рублей, причем в сравнении с 2019 годом, несмотря на пандемию, он вырос на 11 процентов, — рассказывает Александр Богданов. — Что же касается бытового рынка, его объемов не знаю; по ощущениям, он не меньше профессионального, но там много контрафактной продукции и отечественных производителей нет, а те, что пытались на него выйти, обанкротились».

На рынке профессионального освещения светодиодные светильники уже одержали победу над традиционными ламповыми. «Перелом в сторону светодиодов уже произошел: в улично-дорожном освещении это порядка 75–80 процентов, в административно-офисном освещении — до 97 процентов, есть и нишевые сегменты, такие как сельскохозяйственное освещение, подсветка растений, — там светодиодные светильники отработаны еще не до конца, но активно развиваются и скоро тоже будут превалировать над лампами», — рассказывает генеральный директор компании «Лайтинг бизнес консалтинг» Сергей Боровков. Иная картина, по его мнению, на рынке бытового освещения, более инерционном, где примерно 50–60% светодиодных светильников и 40% ламповых. Примерно так же оценивают ситуацию в АПСС: 90% светодиодных светильников на 10% ламповых в профессиональном сегменте и 50 на 50% — в бытовом.

При этом, несмотря на сокращение рынка ламп накаливания, ряд отечественных компаний все еще выпускает хорошие объемы — за счет сокращения импорта, который раньше исчислялся сотнями миллионов штук, а сейчас десятками миллионов. «Сначала уйдут импортные производители, а потом отечественные начнут падать, хотя нишевый спрос останется, к примеру, на маломощные лампы в 25, 40 ватт для декоративной подсветки», — считает Сергей Боровков. По мнению Александра Богданова, есть также функциональные ниши, где лампам накаливания альтернативы пока нет: это сауны и бани, где в условиях очень высоких температур они себя чувствуют отлично, когда вставлены в герметичный корпус. Планов запретить лампы накаливания менее 50 ватт ни у кого нет, они не имеют вредных веществ, в отличие от люминесцентных и всяких газоразрядных ламп, которые будут из оборота убирать, так как утилизировать их сложно.

Тормозят развитие рынка бытовых светодиодных светильников несколько факторов. Кроме дороговизны речь идет о том, что достоинства светодиодного освещения, прекрасно зарекомендовавшего себя на профессиональном рынке, не так очевидны для потребителей в бытовом секторе, которые часто сталкиваются с тем, что светодиодные лампы не служат так долго, как заявлено. Что касается цены, то, по мнению Александра Богданова, есть надежда, что государство в перспективе поддержит отечественных производителей, появятся субсидии на приобретение светодиодной продукции и российские светодиоды придут на этот рынок. А пока населению приходится иметь дело с лампами, привезенными из-за рубежа, и качество не могут гарантировать ни высокая цена, ни известный европейский бренд, так как в Европе лампы практически не выпускают, все они делаются в Китае.

Чтобы не купить плохой товар, Александр Богданов советует придерживаться нескольких правил. Во-первых, всегда сохранять чек, так как по закону светодиодная лампа подлежит обмену и, если на ней указана гарантия в десять лет, значит, ее обязаны поменять, и ее реально меняют, это проверено. Во-вторых, покупать там, где стоят стенды для проверки, и внимательно понаблюдать за лампой. Если в момент включения лампа мигнула — брать не надо, это показатель проблемы с блоком питания. Если фронтально у лампы желтый свет, а с боков прорывается синий — тоже брак, у лампы должен быть ровный цвет свечения. Когда включили лампу, надо аккуратно, не касаясь цоколя, потрогать ее — она не должна быть слишком горячей. И третье: при выборе ламп обращать внимание на наличие у производителя сервисных центров; если они есть, то с этой компанией можно иметь дело. Для тех, у кого нет времени на эмпирические наблюдения за лампами, Сергей Боровков предлагает другой способ их выбора. «Несколько лет назад мы проводили испытания ламп и убедились, что 80 процентов бытовых ламп не соответствуют параметрам, указанным на упаковке. Самостоятельно потребитель не сможет определить их качество, поэтому надо ориентироваться только на результаты тестирования в лабораториях, в интернете можно легко найти эту информацию, посмотреть обзоры ламп и протоколы испытаний», — убежден он.

Из чего и как делают светодиоды

Современные производители светодиодов обычно начинают свою деятельность с их корпусирования из готовых компонентов, и на 95% эти компоненты импортные, за исключением отечественного люминофора. В АПСС считают, что так и должно быть на первом этапе, а когда компании выйдут на проектные мощности, можно и нужно будет говорить об углублении локализации производства. В противном случае их может ожидать провал, как это случилось с той же компанией «Светлана-Оптоэлектроника», которая пыталась реализовать у себя полный технологический цикл производства светодиодов: выращивала гетероструктуры и изготавливала кристаллы на их основе, взаимодействовала с Ленинградским технологическим институтом по оптическим компаундам и даже имела собственный патент на люминофор. Обратной стороной этой самостоятельности стала высокая, неконкурентная цена готовой продукции.

Для полной локализации производства светодиодов и загрузки хотя бы одного завода требуются инвестиции в несколько десятков миллиардов рублей и больший по объему рынок, чем российский сегодня, считает руководитель департамента стратегических проектов GS Group Андрей Мартынов

В GS Group тоже думают об углублении локализации: уже сейчас оценивают возможности старта производства корпусов для светодиодов или производства чипа, но сомневаются, что в среднесрочной перспективе в России можно будет запустить производство гетероэпитаксиальных структур. «Для реализации такого проекта требуется строительство как профильных заводов, так и сопутствующих производств, совокупные инвестиции в проект могут составить несколько десятков миллиардов рублей, и при этом российский рынок недостаточен по своему объему на текущий момент для того, чтобы обеспечить полной загрузкой хотя бы один такой завод», — считает руководитель департамента стратегических проектов GS Group Андрей Мартынов.

По мнению Александра Богданова, в ближайшие годы, пока отечественное производство светодиодов не выйдет на большие объемы, искусство производителей будет заключаться в балансировке между ценой и качеством при покупке у разных поставщиков кристаллов, компаундов, корпусов светодиодов и люминофоров. При этом следует обратить внимание и на такой фактор конкурентоспособности, как отработка новых технологических решений, позволяющих из тех же компонентов собирать светодиоды лучшего качества. В частности, альтернативную технологию производства светодиодов параллельно с традиционной намерена развивать компания «РуСИД» — это выпуск бескорпусных светодиодов типа CSP (Сhip-Scale Package, означает, что размер светодиода практически равен размеру его кристалла). «Сегодня на рынке освещения это самая передовая технология, там используется другая топология кристаллов, у них контакты снизу, то есть лучше теплоотвод и надежность, они могут работать на других токах, а значит, и эффективность выше; кроме того, люминофор не заливается, а на кристалл колпачок надевается сверху и свет от него идет намного ровнее», — поясняет Александр Богданов. В настоящее время серийным выпуском светодиодов типа CSP занимаются всего несколько ведущих компаний в мире, таких как Samsung, Toshiba. «Кто достигнет технологического совершенства, тот и победит», — уверен эксперт.

***

Компания GS Group создана в 1991 году в Санкт-Петербурге. Среди основных направлений деятельности — разработка и производство микроэлектроники, разработка и интеграция программных продуктов, утилизация электроники, разработка новых перспективных проектов в области светодиодов, систем накопления энергии, решений в сфере «умного» дома и «умного» города. Активы: кластер «Технополис GS» в Калининградской области, где реализуется полный цикл производства электронных устройств.

Выручка — 2,1 млрд рублей (по данным «СПАРК-Интерфакс»).

Число сотрудников не раскрывается.

Фото предоставлено GS Group

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

За деньги не рожаем За деньги не рожаем

Как демографический переход меняет мир и семью?

Эксперт
Встречаем Пасху Встречаем Пасху

Лови идеи, как необычно покрасить яйца натуральными красителями

Лиза
Мировая энергетика на распутье Мировая энергетика на распутье

Мир рискует столкнуться с острым дефицитом нефти и газа

Эксперт
Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей

Как Диана Будисавлевич в годы гитлеровской оккупации спасала детей

Forbes
«Раневская»: иллюстрации из жизни актрисы прошлого века «Раневская»: иллюстрации из жизни актрисы прошлого века

На Kion — премьера биографического сериала о Фаине Раневской

Эксперт
Первый элемент Первый элемент

Академик Михаил Федонкин — о сформировавшихся под влиянием жизни минералах

Наука
Императивы экономики нового Узбекистана Императивы экономики нового Узбекистана

Узбекистан — крупнейшая экономика Центральной Азии

Эксперт
Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу? Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу?

Что важно знать о поллинозе, чтобы пережить период активного цветения растений

Maxim
«От саванны до дивана: Эволюционная история кошек» «От саванны до дивана: Эволюционная история кошек»

Почему внешность домашних кошек разнообразнее, чем у их предков

N+1
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье

Основные причины финансовых разногласий в парах

Inc.
Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться

Щавель насыщен витаминами и органическими кислотами, а потому очень полезен

РБК
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг

Почему нам всем нужно больше ходить?

ТехИнсайдер
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Теория суперструн Теория суперструн

Ученые нашли теорию, которая раскрывает все неразрешимые загадки Вселенной

Зеркало Мира
Чем мыши отличаются от крыс Чем мыши отличаются от крыс

Почему нам нравятся мыши, но раздражают крысы? В чем между ними разница?

ТехИнсайдер
Выдавливание эпителия бронхов назвали ключевым механизмом патогенеза астмы Выдавливание эпителия бронхов назвали ключевым механизмом патогенеза астмы

В основе патологических процессов при астме лежит выдавливание эпителия бронхов

N+1
Женское предпринимательство в арабских странах: как женщинам в России общаться с деловыми партнерами в Дубае Женское предпринимательство в арабских странах: как женщинам в России общаться с деловыми партнерами в Дубае

Как женщинам, особенно иностранкам, открыть свой бизнес в арабских странах

Inc.
Просто принцесса Просто принцесса

Как прокачать в себе женственность: лайфхаки от психолога

Лиза
Сырые земли Сырые земли

Почему важно изучать водно-болотные угодья, или ветланды?

Наука и жизнь
Зоя Бербер: «Мы с дочкой любим супергеройские истории» Зоя Бербер: «Мы с дочкой любим супергеройские истории»

Актриса Зоя Бербер о ритуалах на съемках и рецептах воспитания

Лиза
Рок, поп, фанк — и другая музыка для путешествий Рок, поп, фанк — и другая музыка для путешествий

Кого послушать под стук колес?

СНОБ
Марсоход Curiosity расскажет, как с планеты уходила вода Марсоход Curiosity расскажет, как с планеты уходила вода

Марсоход NASA Curiosity начал исследование нового региона Марса

ТехИнсайдер
5 секретов, которые сделают отношения гармоничными и крепкими 5 секретов, которые сделают отношения гармоничными и крепкими

Как сделать так, чтобы общение с любимым человеком не переставало давать радость

Psychologies
Когда появятся реактивные истребители шестого поколения Когда появятся реактивные истребители шестого поколения

Чем живет и дышит современная воздушная техника?

Maxim
«Ты мне не отец!»: что важно знать отчиму, чтобы наладить отношения с неродным ребенком «Ты мне не отец!»: что важно знать отчиму, чтобы наладить отношения с неродным ребенком

Как выстроить дружеские и доверительные отношения с пасынком или падчерицей?

Psychologies
18 цитат Казановы, которые должен знать каждый мужчина 18 цитат Казановы, которые должен знать каждый мужчина

Пусть эти цитаты превратят вас в Казанову: великого любовника и путешественника

Maxim
В неделю нужно съедать 30 растительных продуктов: как этого добиться В неделю нужно съедать 30 растительных продуктов: как этого добиться

Как увеличить количество растительных продуктов в своем рационе?

ТехИнсайдер
5 причин, почему зумеры и миллениалы считают себя «почти нищими», хотя это не так 5 причин, почему зумеры и миллениалы считают себя «почти нищими», хотя это не так

Почти половина представителей поколений Z и Y тревожатся по поводу своих доходов

Psychologies
Открыть в приложении