Отечественный фильм ужасов «Русалка. Озеро мертвых» продан более чем в 140 стран

ЭкспертСобытия

Русский хоррор: смотреть, бояться!

Отечественный фильм ужасов «Русалка. Озеро мертвых» продан более чем в 140 стран. Это почти в два раза больше, чем у «Невесты», которая на сегодняшний день считается самым успешным русским фильмом в жанре хоррор

Вячеслав Суриков

Фильм «Русалка» продан более чем в 140 стран мира. ЦПШ

Дуэт первопроходцев нового русского хоррора продюсера Ивана Капитонова и режиссера Станислава Подгаевского сложился на фильме «Пиковая дама: черный обряд», который совершил прорыв в этом жанре, собрав в кинопрокате России и СНГ порядка 140 млн рублей.

Страшно и прибыльно

Следующий фильм Подгаевского «Невеста» взял новую высоту — 182,8 млн рублей бокс-офиса при бюджете 70 млн. Свой первый рекорд лента установила уже в день релиза, собрав 16,264 млн рублей. Всего в кинотеатрах СНГ за первый уикенд более чем на 15 тысячах сеансов фильм заработал 101 млн рублей.

«Невеста» заняла второе место среди самых кассовых российский фильмов в зарубежном прокате (5 660 100 долларов) за 2017 год. Американская студия Lionsgate купила права на фильм и обещает снять его ремейк.

Мотивацию продюсера, обращающегося к жанру хоррор, продюсер Иван Капитонов объясняет следующим образом: «Люди всегда любили смеяться и пугаться. Кинематограф начинался с комедий и фильмов ужасов, и они по-прежнему остаются доминирующими жанрами, при этом в Советском Союзе фильм ужасов считался чуждым и низким жанром. В девяностые и нулевые в России предпринимались попытки что-то снять, но серьезного коммерческого успеха у этих картин не было. Тем не менее большие западные релизы в этом жанре привлекают зрителей. Почему бы не попробовать начать рассказывать увлекательные драматические истории, используя каноны классического “страшного рассказа”, но при этом на русском языке и в связи с русской ментальностью?»

На проекте «Пиковая дама: Черный обряд» Капитонов и Подгаевский поставили перед собой задачу минимизировать расходы. Поддержку Фонда кино получить не удалось. На тот момент у Ивана Капитонова была собственная фирма, мажориторием в которой была интенсивно снимающая кинокомпания Enjoy Movies, что позволило оптимизировать производственные расходы, разделяя творческую и техническую группы между несколькими проектами. Эту же схему создатели фильма использовали и на других этапах его производства.

По словам Ивана Капитонова, почти все скептически оценивали коммерческие перспективы фильма: «Все нам говорили: “Русский хоррор?! Больше тридцати-сорока миллионов вы не соберете! На что вы рассчитываете? Производство — тридцать-сорок миллионов рублей, промокампания по продвижению минимум — двадцать пять миллионов. Вам нужно собирать 120 миллионов? Вы это серьезно?” Потому что даже голливудские фильмы в этом жанре, если речь не идет не о хитах, собирают в среднем от сорока до ста миллионов. Все воспринимали это как неработающую бизнес-модель».

Риски усиливались тем фактом, что в отличие от комедий у хоррора нет телевизионных продаж. Покупка прав на показ первой тройкой больших телеканалов практически исключена.

Можно рассчитывать на то, что фильм ужасов могут купить каналы ТНТ или ТВ-3, но это будут принципиально другие суммы. Несмотря на скепсис специалистов, «Пиковая дама» с итоговым бюджетом 40 млн рублей собрала в прокате 139,8 млн. Еще на этапе производства к продюсированию проекта подключилась кинопрокатная компания «Вольга» и в процессе проката максимально вложились в продвижение фильма.

Свой новый фильм «Русалка. Озеро мертвых», который выходит в прокат 12 июля этого года, Капитонов и Подгаевский создавали, по-прежнему делая акцент на концепцию фильма. К производству фильма подключилась компания КИТ. Роль режиссера в успехе фильма, по словам Ивана Капитонова, является определяющей: «Для меня режиссер — это прежде всего человек, способный объединить вокруг себя талантливых людей, дать им общее ощущение замысла, дать целостное ощущение будущего фильма, но сделав это таким образом, чтобы вся съемочная группа была бы счастлива воплотить этот замысел».

«Гоголь» как супергерой

Сериал «Гоголь» планировался исключительно для телевизионных каналов, но уже в процессе работы над сериалом продюсеры увидели в нем потенциал фильма, который может быть успешен в прокате. Он необычайно близок к жанру хоррор, хотя сами создатели фильма определяют его как «супергеройский байопик, приключения, детектив, драма, мистика». «Гоголь» задумывался ими как современный постмодернистский фильм, и при работе над ним использовались самые различные референсы, в основном далекие от жанра хоррор. Режиссер Егор Баранов утверждает, что при работе над первой серией он вдохновлялся «Андалузским псом» Бунюэля. В кастинге продюсеры действовали с размахом: одну из главных ролей в фильме получил Олег Меньшиков. Для исполнения другой главной роли пригласили еще одну звезду отечественного кинематографа, но уже нового поколения, —Александра Петрова. По данным компании, свой производственный бюджет «Гоголь» окупил в первый же день проката. Две первые части проекта — «Гоголь. Начало» и «Гоголь. Вий» — посмотрели в кинотеатрах России и СНГ почти четыре миллиона зрителей. Ленты собрали в прокате более 900 млн рублей. Тридцатого августа в прокат выходит третья часть — «Гоголь. Страшная месть».

Фильм «Гоголь. Начало» оправдал затраты на производство в первый день проката. ТВ-3

ТВ-3 оценивает результаты «Гоголя» как «отличные для кинофильма и просто феноменальные, если учесть, что это первый в истории телесериал, вышедший в широкий кинопрокат. За две недели до выхода в прокат фильма «Гоголь. Начало» самые оптимистичные прогнозы аналитиков в СМИ о сборах не превышали 150 млн рублей, а в итоге картина собрала больше 400 млн. Как показывает практика, продолжения российских фильмов обычно работают хуже, чем первые части. Однако “Гоголь. Вий“ смог собрать даже чуть больше, чем “Гоголь. Начало“».

В рекламной кампании создатели «Гоголя» свели наружную рекламу к минимуму, сделав упор на необычные решения для диджитал, ТВ и рекламы в кинотеатрах. Чтобы получить охват, задействовали все ресурсы крупнейшего в России медиахолдинга «Газпром-медиа», включая федеральные телеканалы, радиостанции и сайты. В результате охват рекламной кампании фильма составил 64 млн человек. А чтобы получить вовлечение, на ТВ-3 разработали кампанию, в которой попытались подать «страшное через смешное и незнакомое через знакомое». Они запустили первый в России веб-сериал, в котором Гоголь в исполнении Александра Петрова путешествовал по мирам популярных молодежных сериалов и серию юмористических роликов с Сергеем Буруновым. Они создали авторский инстаграм-комикс и онлайн-проект «О’кей Гоголь». Таким образом Гоголь побывал на одном из центральных футбольных матчей «Спартак» — «Локомотив» и попал в прямой эфир «Матч-ТВ». Известный российский рэпер лейбла Black Star Скруджи и поп-певица Loboda записали специальные треки для «Гоголя». ТВ-3 на день переименовал Парк Горького в Парк Гоголя и вывели огромную проекцию головы Гоголя на одно из деревьев. Концепция кампании по продвижению фильма заключалась в том, чтобы «сбить пыль» с классика.

Судя по финансовым показателям «Гоголя», это им в самом деле удалось. Создателям «Русалки» «сбивать пыль» не пришлось. Им пришлось войти в зону финансовых рисков и сложившихся предубеждений к одному из направлений российского жанрового кино. Эксперимент оказался успешным. Он не только принес финансовую прибыль своим создателям, но и значительно раздвинул отечественному кино зону возможностей для коммерческого успеха.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Санкции толкают в даркнет Санкции толкают в даркнет

В сети растет рынок теневых финансовых услуг

Эксперт
На честном слове На честном слове

«Мажор» Павел Прилучный — о цензуре, жестких проектах и диктатуре в семье

Glamour
Жадность города берет Жадность города берет

«Ненасытные люди»: черная комедия, подражающая братьям Коэн

Weekend
5 способов помочь подростку обрести уверенность в себе 5 способов помочь подростку обрести уверенность в себе

Как научить детей справляться с тревогой и принимать самих себя

Psychologies
Восемь мифов о правильной еде Восемь мифов о правильной еде

Давно опровергнутые, но устоявшиеся представления о правильной еде

Здоровье
Рекорды скорости на автомобиле: иллюстрированный справочник 1922-1947 Рекорды скорости на автомобиле: иллюстрированный справочник 1922-1947

Рекорды скорости на автомобиле 1922-1947

Популярная механика
Кровное дело Кровное дело

Как сеть кабинетов по приему анализов «Инвитро» становится сетью клиник

Forbes
Анна Грачевская: чем разнообразнее места для занятий любовью, тем интереснее Анна Грачевская: чем разнообразнее места для занятий любовью, тем интереснее

Анна Грачевская — девушка явно не робкого десятка

Playboy
Длинные руки Длинные руки

«Новичкам» здесь не место — как охотились на шпионов-дезертиров

Вокруг света
Побег из тусовки Побег из тусовки

В светлое время Ибица переходит на размеренный темп, идеальный для путешествий

Quattroruote
Стеклянные микробы Люка Джеррама Стеклянные микробы Люка Джеррама

Героев этих произведений не разглядеть без микроскопа

Популярная механика
5 причин, почему вы не можете забыть бывшего 5 причин, почему вы не можете забыть бывшего

Какие ловушки мешают справиться с переживаниями и открыться новому опыту

Psychologies
Незамеченные митинги. К чему приведет недовольство пенсионной реформой Незамеченные митинги. К чему приведет недовольство пенсионной реформой

Акции протеста против повышения пенсионного возраста остались незамеченными

Forbes
Менопауза: как подготовиться и пережить? Менопауза: как подготовиться и пережить?

Менопауза: как подготовиться и пережить?

Psychologies
Самые известные преступники мира: от Усамы Бен Ладена до Чарльза Мэнсона Самые известные преступники мира: от Усамы Бен Ладена до Чарльза Мэнсона

Bзвестные преступники, которые на долгое время вошли в историю

Playboy
Как Dyson создает и тестирует новые модели пылесосов Как Dyson создает и тестирует новые модели пылесосов

В центре исследований и разработок Dyson инженеры заново изобретают пылесос

Популярная механика
Бермудский флот Бермудский флот

Forbes составил первый рейтинг яхт российских миллиардеров

Forbes
Отец Меган Маркл дал скандальное интервью, упомянув принцессу Диану Отец Меган Маркл дал скандальное интервью, упомянув принцессу Диану

Родные Меган Маркл устраивают ей не самые приятные сюрпризы

Cosmopolitan
Прощай, Америка. Куда Россия перевела миллиарды из госдолга США Прощай, Америка. Куда Россия перевела миллиарды из госдолга США

Россия сократила свое участие в госдолге США до минимальных значений с 2007 года

Forbes
Два билета в лето Два билета в лето

Кто-то еще только собирает чемоданы, а кому-то уже удалось насладиться летом

OK!
Легкие шаги: 8 пар национальной обуви Легкие шаги: 8 пар национальной обуви

Люди до сих пор надевают тапочки и башмаки, придуманные много веков назад

Вокруг света
Без паники! Что делать, если укусил клещ: 8 главных правил Без паники! Что делать, если укусил клещ: 8 главных правил

На природе твой отдых могут испортить клещи, которые пока не собираются засыпать

Playboy
Названы самые ожиревш... то есть российские регионы с самой широкой костью! Названы самые ожиревш... то есть российские регионы с самой широкой костью!

Россиянами с диагнозом «ожирение» можно заселить два Волгограда

Maxim
Увеличение НДС — ловушка для России Увеличение НДС — ловушка для России

Госдума приняла закон о повышении НДС

СНОБ
30 пар обуви, которые вы будете носить этой осенью 30 пар обуви, которые вы будете носить этой осенью

Собрали для вас лучшие ботинки на грядущий сезон

GQ
Без «сушек» и «греков»: 9 новых скороговорок для развития дикции (и они супер) Без «сушек» и «греков»: 9 новых скороговорок для развития дикции (и они супер)

Почему скороговорки для развития дикции взрослых так популярны

Playboy
«Выскажу мнение»: конфликт Земфиры с Гречкой и Монеточкой превратился в мем «Выскажу мнение»: конфликт Земфиры с Гречкой и Монеточкой превратился в мем

Известная певица Земфира выступила с критикой в адрес Монеточки и Гречки

Playboy
Роза, шампанское и мускус: 10 летних ароматов, которые привлекут мужчин Роза, шампанское и мускус: 10 летних ароматов, которые привлекут мужчин

10 летних ароматов, которые привлекут мужчин

Cosmopolitan
Линия бровей: поговорим про хвостик Линия бровей: поговорим про хвостик

Анастасия Алексеенко предлагает поговорить о «хвостике» брови

Cosmopolitan
Лев Кассель Лев Кассель

Венсан Кассель женится на 21‑летней Тине Кунаки, не забывая сниматься в кино

GQ
Открыть в приложении