Наиболее эффективен для нас электрический транспорт на водородных элементах

ЭкспертБизнес

Поедем на водороде

Специфика России — большая территория и холодный климат. Поэтому наиболее эффективен для нас электрический транспорт на водородных топливных элементах

Александр Астапов, Николай Ульянов

Александр Морозов, заместитель министра промышленности и торговли России

На следующей неделе ряд федеральных министерств должны представить перечень мероприятий по развитию автомобильного и наземного городского транспорта на водородных топливных элементах, а также инфраструктуры для него.

По крайней мере, именно это предполагает принятая в конце августа этого года Концепция по развитию производства и использованию электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 года.

Заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов рассказал «Эксперту» о том, что стало причиной активизации мирового процесса повсеместного перехода на электромобили, почему для России предпочтителен тот электротранспорт, где источником энергии является водород, и какие технологические и организационные заделы в этой области у нас уже есть.

— Если смотреть по всей цепочке, то КПД автомобиля с ДВС выше, чем электромобиля, «выхлоп», с учетом производства электроэнергии для электромобиля и производства и утилизации аккумулятора, сопоставим. Мы холодная нефтедобывающая страна, мы не испытываем проблем с производством моторного топлива. Зачем и почему мы идем в электротранспорт?

— Могу согласиться лишь отчасти. На самом деле КПД автомобиля с ДВС ниже. В 2016 году как официальный представитель Российской Федерации я участвовал в рабочей группе WP.29 (Всемирный форум ЕЭК ООН для согласования правил в области транспортных средств. — «Эксперт»), и мы дебатировали о необходимости введения следующего за «Евро-6» уровня экологических требований. Европейцы предложили взять в качестве цели сокращение выбросов СО2. Это будет стимулировать технологическое развитие. С одной стороны, это создает новые рабочие места, повышает производительность труда. С другой стороны, это возможность для защиты их внутреннего рынка, основанная на опережающих технологических решениях.

— Но мы на их рынок автомобили и не поставляем…

— Напомню, что в ЕАЭС сейчас действуют требования к новым автомобилям на уровне, аналогичном «Евро-5». Российским производителям экономически невыгодно производить более дорогие автомобили уровня «Евро-6» только для поставок на экспорт.

Есть еще один технологический вызов для автопрома: при переходе на электричество количество автопроизводителей будет расти экспоненциально. Почему? Раньше барьером для выхода на автомобильный рынок была необходимость инвестиций в ДВС и АКПП, что требовало колоссального количества времени и денег. Как правило, разработка ДВС ведется самими автомобильными компаниями in-house; автоматическая коробка передач — в большинстве случаев. Все остальное они отдают на сторону. Количество традиционных глобальных компаний определяется тем, кто владеет соответствующими компетенциями в ДВС и АКПП в первую очередь.

Теперь обратим внимание на электромобиль. Если убрать из автомобиля ДВС и коробку передач, мы приходим к ситуации, когда возможность стать производителем колесного транспортного средства, работающего от электротяги, уже не ограничена барьером больших инвестиций в двигатель и коробку передач. Кстати, сегодня производители электрических авто, как правило, не владеют компетенциями в области батарей, электрических двигателей и силовой электроники. Все это покупается у глобальных поставщиков автокомпонентов. И это огромный вызов для глобальных концернов. Ведя переговоры с крупными концернами, мы видим, что они принимают разные решения о том, как им дальше работать. Все понимают, что конкуренция будет сумасшедшая. Уже не десятки глобальных производителей, а сотни и тысячи компаний разных размеров. А из курса экономики мы помним, что конкуренция между производителями — это сила, которая движет цены на продукт вниз.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Автобудущее Автобудущее

Мы находимся на пороге одних из самых быстрых перемен в работе транспорта

Популярная механика
Почему Ozon продолжает тратить деньги на борьбу за клиентов вместо получения прибыли Почему Ozon продолжает тратить деньги на борьбу за клиентов вместо получения прибыли

Траты Ozon на IT и маркетинг отдаляют момент получения операционной прибыли

Forbes
Без аминокислот рынок мяса трясет Без аминокислот рынок мяса трясет

Животноводы столкнулись с дефицитом основных компонентов для кормовых добавок

Эксперт
Рогатый нянь Рогатый нянь

«Дело Макмартинов» считается самым дорогостоящим судебным разбирательством в США

Maxim
Когда мотор меньше, но мощнее Когда мотор меньше, но мощнее

Тенденция уменьшения двигателей добралась до верхних автомобильных сегментов

Эксперт
Что нам делать с моногамией Что нам делать с моногамией

Почему иногда лучше попробовать, чем долго сомневаться

GQ
Три жизни пламенного мотора Три жизни пламенного мотора

Рынок восстановления автозапчастей в России имеет неплохие перспективы роста

Эксперт
Все фильмы Уэса Андерсона — от худшего к лучшему Все фильмы Уэса Андерсона — от худшего к лучшему

Фильмы Уэса Андерсона: от наименее эмоционального — к самому пронзительному

Esquire
Чиновница и ее таблетки. Да еще от чего! Чиновница и ее таблетки. Да еще от чего!

Российский сериал «Чиновница». Криминальный триллер вперемешку с мелодрамой

Эксперт
Замкнули композитную цепочку Замкнули композитную цепочку

В Елабуге открылся завод по производству полиакрилонитрильного прекурсора

Эксперт
Экскаваторы нарасхват Экскаваторы нарасхват

На российском рынке дорожно-строительной и прочей спецтехники ажиотаж

Эксперт
Два века путешествий Два века путешествий

Русское географическое общество и его архив – собрание редчайших документов

Вокруг света
30 до 30. Спорт 30 до 30. Спорт

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Спорт

Forbes
Веганские инвестиции, «голубой» углерод и экопроповедники. 5 экотрендов будущего Веганские инвестиции, «голубой» углерод и экопроповедники. 5 экотрендов будущего

Какие экотренды в разных сферах жизни нас ждут в ближайшем будущем

СНОБ
7 признаков психического здоровья 7 признаков психического здоровья

Какие признаки говорят о психическом здоровье?

Psychologies
Великолепная тридцатка и вратарь Великолепная тридцатка и вратарь

Владимир Зеленский — о перевороте и о захвате

СНОБ
Том Хоппер: «Из спортзала я выхожу счастливым» Том Хоппер: «Из спортзала я выхожу счастливым»

Том Хоппер рассказал нам, как его успокаивает штанга, и поделился рецептом пиццы

Cosmopolitan
Монетный сор: что не так с созданной последователями Дурова криптовалютой Toncoin Монетный сор: что не так с созданной последователями Дурова криптовалютой Toncoin

Что такое Toncoin и что с ней не так?

Forbes
«Игра в кальмара»: когда жажда справедливости сильнее страха смерти «Игра в кальмара»: когда жажда справедливости сильнее страха смерти

Почему сериал корейского режиссера Хван Дон Хека так популярен

Эксперт
Не только треш! 10 раз, когда Майли Сайрус выглядела потрясающе элегантно Не только треш! 10 раз, когда Майли Сайрус выглядела потрясающе элегантно

Самые роскошные наряды, в которых Майли Сайрус появлялась на публике

Cosmopolitan
Без йоги и медитаций: как позаботиться о себе в сложной жизненной ситуации? Без йоги и медитаций: как позаботиться о себе в сложной жизненной ситуации?

Рассказываем, как помочь себе пережить трудности, не прикладывая особых усилий

Psychologies
Неидеальность лазерного импульса помогла разогнать ионы Неидеальность лазерного импульса помогла разогнать ионы

Физики обнаружили и объяснили принцип ускорения ионов

N+1
Путеводитель по женской груди: 45 фактов о двух аргументах Путеводитель по женской груди: 45 фактов о двух аргументах

Научный мир по нашей просьбе бросился на изучение женской груди

Maxim
Война и любовь Петра Романова Война и любовь Петра Романова

Если бы Кенигсек не утонул в Неве, российская история пошла бы по иному пути

Караван историй
Российские химики синтезировали самые маленькие наночастицы для определения ионов тяжелых металлов в воде Российские химики синтезировали самые маленькие наночастицы для определения ионов тяжелых металлов в воде

Ученые создали наночастицы, определяющие металлы в воде

Популярная механика
На орбите На орбите

Современный и смелый интерьер с панорамным видом на столицу

SALON-Interior
Курс на груз Курс на груз

Как авиагруппа «Волга-Днепр» ворвалась в сотню крупнейших компаний России

РБК
Как мы воспринимаем время: то оно тянется, то несётся Как мы воспринимаем время: то оно тянется, то несётся

Что такое чувство времени?

Популярная механика
Как устроена японская демократия Как устроена японская демократия

Японовед Дмитрий Стрельцов рассказывает о политическом устройстве Японии

Эксперт
Активно-реактивные снаряды: как это работает Активно-реактивные снаряды: как это работает

Колыбелью практически всех военных технологий стала Вторая мировая война

Популярная механика
Открыть в приложении