От пеньки до биокомпозитов
На рынке технической конопли затевается большой проект по производству и переработке этой культуры. Пул инвесторов готов вложить в дело восемь миллиардов рублей
О начале проекта «Возрождение технического коноплеводства» стоимостью восемь миллиардов рублей, предполагающего производство полного цикла по выращиванию и переработке технической конопли, объявили власти подмосковного Солнечногорска. По сообщению пресс-службы городской администрации, первый участок площадью пять тысяч гектаров засеют к 2021 году, а через несколько лет площадь посевов расширится до 15 тыс. гектаров. Учитывая, что сегодня по всей России посевы конопли составляют чуть более 10 тыс. гектаров и лишь немногие коноплеводы, несмотря на быстро растущие в последние годы объемы производства, занимаются углубленной переработкой сырья, понятно: новый игрок рассчитывает занять лидирующие позиции на рынке.
Впрочем, кто именно является инвестором амбициозного проекта, официально не сообщается. От его лица выступает Александр Кучинский, президент Ассоциации производителей русской пеньки и директор компании полного цикла по выращиванию и переработке конопли «Мордовские пенькозаводы». Можно было предположить, что он представляет интересы Дмитрия Большакова — акционера «Мордовских пенькозаводов», совладельца другого игрока конопляного рынка — компании «Кона-Текс» (доля 25%) и бывшего вице-премьера правительства Подмосковья. Но Кучинский опроверг эту версию: «Нет, Большаков если и будет масштабироваться, то в границах Мордовии. А в этом проекте будет несколько инвесторов, и они просили информацию о них не раскрывать до тех пор, пока не определятся с регионом, где будут выращивать коноплю».
Как оказалось, Солнечногорск не окончательный вариант локации грандиозного конопляного проекта, параллельно рассматриваются территории в Курганской и Ивановской областях. Решение, которое будет принято до начала следующей посевной, зависит от местных налоговых условий и возможностей субсидирования кредитной ставки. По словам Александра Кучинского, в обмен на максимальную лояльность региональных властей инвестор будет готов предложить свой букет выгод для территории. На первом этапе он вложит в проект 2,4 млрд рублей, создаст новое предприятие с 420 рабочими местами и начнет выращивать коноплю для получения семян и тресты (конопляной соломы). На втором этапе — построит за 2,6 млрд рублей комплекс площадью полторы тысячи квадратных метров для первичной обработки тресты и получения из нее костры и волокна, с 30 рабочими местами. А на третьем этапе, вложив 3,6 млрд рублей и создав 130 рабочих мест, начнет глубокую переработку всех частей конопли с целью получения высокомаржинальных продуктов — биокомпозитов для автомобильной промышленности и судостроения, сырья для производства ваты, нитей, биоразлагаемой посуды, целлюлозы, конопляного масла, косметики и других изделий.
Как вместе с наркотиками уничтожили индустрию
Тень на слове «конопля» так глубока, что требуется уточнение: техническая конопля не имеет ничего общего с наркотиками. С 2007 года на территории РФ разрешено культивировать в промышленных целях сорта конопли (лат. cannabis), содержащие в сухой массе листьев и соцветий верхних частей растения не более 0,1% тетрагидроканнабинола (ТГК). При возделывании полей используются сорта, занесенные в Государственный реестр селекционных достижений. И сегодня этим занимаются хозяйства в семи регионах: Орловской, Пензенской, Новосибирской, Курской, Нижегородской областях, Адыгее и Мордовии. «Техническая конопля — одна из самых рентабельных агрокультур, полный цикл выращивания и глубокой переработки дает прибыль более 150 процентов, а бизнес по производству семян и волокна конопли с переработкой окупается за семь-десять лет», — рассказывает Герман Шеховцев, партнер практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group. По прогнозам, рынок будет активно расширяться еще лет пять, в том числе с оглядкой на глобальных мировых игроков.
Каннабис выращивают более чем в 30 странах мира, наибольшую долю рынка занимает Китай, страны Азии в целом контролируют около 75% общемирового рынка, а Европа — около 15%. «В 2018 году объем производства каннабиса в мире составил 28 миллиардов долларов, при легализации каннабиса во всех странах Европы он может составить 43 миллиарда долларов к 2025 году, — полагает Герман Шеховцев. — Если говорить о посевных площадях, то в мире порядка 150 тысяч гектаров отводится под коноплю, больше трети из них находится в Китае, в Европе — 35–40 тысяч гектаров». Если говорить о переработке конопли, то Китай владеет половиной мировых патентов, связанных с этой культурой, и лидирует в производстве и экспорте конопляных текстильных изделий. До 2020 года в Китае планируют увеличить посевы конопли в десять раз: на мировом рынке цена на коноплю в два раза выше, чем на простой хлопок, а спрос на конопляные ткани растет на 30% ежегодно. «В целом культуру широко используют страны с развитой экономикой, а основными производителями промышленных посевов технической конопли в мире помимо Китая являются Канада, Франция, Чили, Южная Корея и Нидерланды — там в кратчайшие сроки были созданы условия для функционирования перерабатывающей индустрии как на внутреннем, так и на внешнем рынках», — рассказывает Валериан Серков, доктор сельскохозяйственных наук, селекционер по конопле ФГБНУ «Пензенский НИИСХ». Мировой ассортимент продукции из конопли насчитывает до 30 тыс. наименований.
Отечественный рынок промышленной конопли с посевами на 10,2 тыс. гектаров и объемом продаж менее миллиарда рублей на глобальном фоне выглядит более чем скромно, хотя еще сто лет назад Россия была главным экспортером пеньки и вся Европа делала из нее прочные канаты и рыболовные сети, не боявшиеся соленой воды. Объясняется этот факт просто. «В царской России, а потом в Советском Союзе засевалось около миллиона гектаров конопли, — рассказывает Александр Смирнов, президент Агропромышленной ассоциации коноплеводов (АПАК). — А после подписания Хрущевым в 1961 году Конвенции ООН “О наркотических средствах” на волне борьбы с наркотиками запретили выращивание и промышленной конопли — вместе с водой выплеснули и ребенка». Отрасль разрушили до основания: уборочная техника и перерабатывающее оборудование были отправлены в металлолом, научные изыскания законсервированы. Поэтому сегодня коноплеводам приходится стартовать с нуля, закупать импортное оборудование, а это дорогое удовольствие. К примеру, стоимость одного специализированного комбайна превышает 600 тыс. евро, а обрабатывает он только 500 гектаров. Кто-то из коноплеводов подключает отечественных умельцев, чтобы те переделывали под их нужды зерноуборочную технику. Еще хуже дело обстоит с переработкой. «В Иваново есть завод, где решили восстановить по старым советским чертежам линии для переработки конопли, однако без дополнительной модернизации я считаю их неэффективными, маломощными в современных условиях», — объясняет Александр Кучинский.
При этом рынок технической конопли в последние годы активно развивается. Тем более что с 2018 года государство стало активно поддерживать производителей. Сегодня им предоставляется пакет льгот, в том числе льготные краткосрочные и инвестиционные кредиты, несвязанная поддержка по ставке десять тысяч рублей на один гектар посевов, поддержка в рамках единой субсидии, возмещение до 50% прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию пенькоперерабатывающих предприятий, а также приобретение специализированной техники и оборудования.
Ряд производителей конопли уже экспортируют семена, волокно, масло, костру в Германию, Финляндию, Чехию, страны Прибалтики, где гораздо больше, чем в России, знакомы с продукцией из конопли и видят в ней огромные плюсы. Тем более что, по словам Александра Кучинского, отечественная конопляная продукция конкурентоспособна по цене и качеству.
С опорой на внутренний рынок
Что касается обсуждаемого проекта, то, по словам Александра Кучинского, он ориентирован в основном на внутренний рынок, у которого есть большой потенциал. Планируется сначала произвести импортозамещение джута и кокосового волокна, широко применяемых в производстве матрасов и мебели, а потом переходить к производству технологически сложных продуктов. Другое дело, что отечественный потребитель мало знаком с этой темой и надо работать над популяризацией качественных и экологически чистых продуктов из конопли. В связи с этим Тимур Нигматуллин, инвестиционный менеджер «Открытие Брокер», замечает: «При низком внутреннем спросе и отсутствии исторически сложившегося потребления придется много тратить на маркетинг». По мнению Кучинского, в плане популяризации поддержку рынку могло бы оказать и государство. Скажем, Минстрой мог бы дать рекомендации по использованию в строительстве биокомпозитных материалов из конопли.
С точки зрения рисков для инвестора эксперты обращают внимание также на возможные сложности в отношениях с правоохранительными органами. По мнению Алексея Коренева, аналитика ГК «Финам», в законодательстве не прописана процедура выявления психотропной конопли, содержащей наркотические вещества, и ее отличия от агропромышленной.
Валериан Серков обращает внимание на особенности агротехники конопли и нехватку подготовленных специалистов. По его словам, культура не имеет зарегистрированных для применения на ней гербицидов, поэтому очень часто посевы страдают от засоренности; кроме того, конопля требовательна к содержанию азота в почве, лучше всего растет после зернобобовых, а если на полях есть плужная подошва или закисленные участки, то это очень негативно влияет на рост и урожайность культуры. Могут столкнуться инвесторы с дефицитом посевного материала для такого объема площадей. Однако Александр Кучинский уверен, что проблем не возникнет и посевной материал уже воспроизводят в больших количествах в действующих хозяйствах — агрофирме «Южная», компании «Мордовские пенькозаводы», «Коноплексе» и др. «Особых сложностей в выращивании конопли нет, — говорит он. — Больше рисков в уборке урожая — из-за особенностей текстуры. Волокна наматываются на вращающийся агрегат, и это порой приводит к воспламенению техники».
Судя по всему, инвестор объявленного проекта не одинок в своем оптимизме. Как стало известно, ГК «Коноплекс» в Пензенской области в ближайшее время планирует создать производственный комплекс полного цикла с целью выпуска высококачественных продуктов питания и изготовления конопляного волокна. А в компании «Нижегородские волокна конопли» недавно стартовал проект стоимостью 800 млн рублей по изготовлению котонина (волокна, по своим потребительским свойствам аналогичного хлопку) из конопляного сырья при помощи ударно-волновой технологии.
Евгений Курсков/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl