О чем говорят первые решения власти после выборов
Плебисцитарная модель демократии при меритократической бюрократии и технократической элите: примерно таков грубый ориентир власти ближайших лет
Российская кадровая кубышка пришла в активное движение. Позади выборы, президент Владимир Путин подвел итог: все честно и легитимно. Впереди активный осенний сезон — идет перераспределение кабинетов и должностей в представительной и исполнительной ветвях власти. А на носу, по слухам, еще традиционная ротация губернаторов. Первый, как говорится, пошел: глава Владимирской области с 2018 года Владимир Сипягин с тяжелым антирейтингом переходит на работу в Госдуму. Избранный протестным голосованием политик, представляющий ЛДПР, так и не смог наладить работу в регионе.
В целом кадровая перспектива нынешнего цикла имеет и долгосрочный характер: во многом формируются команда и модель власти на большой период до 2024 года.
В Госдуме пока без сюрпризов
Одним из первых убил интригу переутвержденный спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он получил поддержку президента и лидеров всех думских фракций. Назначение было во многом предсказуемым. Перед Володиным в первую очередь стоит задача «сшить» старый и новый составы народных избранников, обеспечить отлаженную работу парламента без переходного периода.
Тем более что Дума, как мы и предсказывали, серьезно обновилась (см. «Страхи и перспективы восьмого созыва», «Эксперт» № 40 за 2021 год): на 48,5% весь депутатский корпус и на такую же величину — конкретно «Единая Россия». По данным председателя Госдумы, из 324 единороссов седьмого созыва сохранят свои позиции 167 политиков. КПРФ обновится на 40,4%, «Справедливая Россия — За правду» — на 51,9%, ЛДПР — на 33,3%.
Надо полагать, это окончательные цифры после перераспределения мандантов. Ведь 72 представителя партий после выборов отказались от мест в Госдуме, а их портфели переданы следующим кандидатам по спискам. В этом контексте абсолютным лидером стала «Единая Россия»: 64 ее представителя (губернаторы, министры, общественные деятели) решили не продолжать карьеру в нижней палате парламента.
Сохранит свои полномочия и руководство кабмина, даже министров в обозримой перспективе трогать не будут — такие настроения ходят в верхах. Впрочем, это вопрос краткосрочного планирования. Сначала Госдума должна обкатать новичков и наладить взаимодействие с министерствами согласно новым поправкам к Конституции.
Тот же Вячеслав Володин вполне может через некоторое время уйти на уникальное повышение — с таким опытом его кандидатура первая на рассмотрении для задачи формирования объединенного парламента Союзного государства и должности председателя этой гипотетической структуры. А о реальности этой перспективы открыто говорит один из самых прозорливых политиков страны Владимир Жириновский. На вручении удостоверений представителям партий в ЦИК многолетний лидер ЛДПР заявил: «Я надеюсь, что мы хорошо проведем пять лет. Но я не исключаю, что выборы могут быть досрочными в большой парламент, который может образоваться в результате создания другого государства».
Пока же еще в российском парламенте продолжается битва за должности вицеспикеров и распределение комитетов. Здесь сохранить статус-кво сложнее, ведь в Думе появилась пятая партия по спискам. А ЛДПР, напротив, свое представительство сократила.
Как считают эксперты, сохранение Вячеслава Володина на посту спикера означает, что, во-первых, все влиятельные комитеты сберегут своих прежних опытных председателей. Хотя может произойти и некоторая реорганизация: например, комитет по экономической политике, промышленности и предпринимательству будет разделен на три отдельных комитета.
Во-вторых, партии парламентской оппозиции, как и в предыдущем созыве, получат широкое представительство в комитетской работе, непропорциональное количеству мандантов. Это преподносилось как добродушный реверанс от конституционного большинства «Единой России», чтобы коллеги не обижались и сохранили рабочий конструктив. На таком решении настаивал и Володин.
Еще одна интересная системная новация в контексте «укрепления вертикали власти». Предвыборная пятерка лидеров «Единой России» получила от президента новые ориентиры. Эти политики будут курировать пять ключевых направлений в развитии страны, пользуясь исключительными возможностями для коммуникации внутри правительства, партии и парламента.
«Сергей Шойгу возглавит комиссию по развитию Восточной Сибири. Сергей Лавров — комиссию по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников за рубежом. Елена Шмелева — комиссию по образованию и науке, Денис Проценко — по здравоохранению. Анна Кузнецова — комиссию по защите материнства, детства и защите семьи. И будет прямо координировать это направление в Государственной думе», — объяснил президент. Напомним, что из представленных фигур только Анна Кузнецова согласилась работать в Госдуме, остальные отказались от мандатов и, скорее всего, останутся на прежних местах работы.
Губернаторы без срока давности
Первое заседание новой Госдумы пройдет 12 октября. Однако никакой законотворческой паузы не предвидится. Депутаты предыдущего созыва взяли на себя повышенные обязательства и несколькими дополнительными заседаниями обеспечили работой своих сменщиков. Например, профильный комитет по бюджету и налогам уже рассматривает внесенный правительством проект бюджета на 2022 год и на плановый период 2023–2024 годов. Продолжать и завершать бюджетный процесс будет уже другой состав депутатов.
Председатели комитетов Госдумы и Совета Федерации по госстроительству Павел Крашенинников и Андрей Клишас внесли и другой, получившийся исключительно резонансным законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Огромный (65 больших статей и 11 глав) документ разрабатывался в соответствии с принятыми год назад поправками к Конституции о единой системе публичной власти.
Выделим основные положения законодательной инициативы.
В первую очередь все обратили внимание на отмену ограничений на число губернаторских сроков (впрочем, регионы пока сохраняют возможность самостоятельно решать этот вопрос). До сих пор глава региона не мог быть избран более чем на два срока подряд. При этом сохраняется жесткое ограничение по длительности одного срока — пять лет.
Вносится также положение: губернатор — высшее должностное лицо региона, обязательный орган публичной власти, одновременно замещает и госдолжность РФ, и госдолжность субъекта РФ. Его должность официально звучит как «глава» (но, впрочем, «с учетом исторических, национальных и иных традиций» возможно «дополнительное наименование»: скажем, «губернатор», но никак не «президент»).
Глава региона определяет систему региональных исполнительных органов, а также может либо самостоятельно возглавить региональное правительство, либо ввести отдельную должность председателя. Но вот интересный момент: кандидатуры глав местных минфинов, органов здравоохранения, образования, жилищного и строительного надзора могут согласовываться с федеральными органами. Порядок согласования, впрочем, пока неясен.
Другая новация расширяет возможности федеральной власти оценивать и контролировать региональных глав. Президент отныне может не только отрешать от должности губернаторов (теперь, правда, достаточно одной лишь формулировки «в связи с утратой доверия» без конкретизации причин), но и временно отстранять от исполнения обязанностей, объявлять выговор или предупреждение. После отрешения от должности экс-губернатор не сможет занимать аналогичную должность ни в одном регионе в течение пяти лет (раньше было два года). Не попала в новый вариант закона и прежняя норма о возможности «отзыва губернатора избирателями».
Наконец, еще один блок вопросов касается реорганизации работы в регионах, ограничений и полномочий местных законодательных и исполнительных органов власти. Заксобрания, например, смогут проводить заседания дистанционно. А прокуроры регионов получат право законодательной инициативы. В целом же, как считают эксперты, здесь только наметки к серьезной перезагрузке уровня региональной власти и местного самоуправления в соответствии с ликвидацией последнего и окончательного выстраивания вертикальной системы «публичной власти». Законопроекты в развитие темы мы увидим уже в ближайшем будущем.
Оценки на вырост
В оценках этих нововведений есть политическая, кадровая и административная составляющие. Попробуем доказать, что важна последняя.
Вспоминают, в частности, что подходят к концу вторые сроки мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Московской области Андрея Воробьева. В 2023 году им предстояло искать новые места работы. А теперь их судьба не будет подвешена, что привнесет спокойствие местным элитам. Та же логика вроде бы работает в отношении президента Татарстана Рустама Минниханова и главы Чечни Рамзана Кадырова. Но их полномочия истекают значительно позже. Правда, татарскому лидеру теперь все же придется проститься с титулом президента.
Впрочем, кроить управление страной ради нескольких топов кажется непрактичным решением.
Довод номер два: «наверху» все меньше вакансий, кадровые лифты зажаты, министерства и госкорпорации забиты представителями старых элит и их наследниками. Поэтому губернаторам (многие из которых отправились в регионы за опытом перед спуртом в кабмин) дают понять: ищите перспективу на местах. Здесь действительно есть логика. Политика все меньше абсорбирует контрэлиты и кадровые амбиции, а в федеральном руководстве в обозримом будущем сохраняется консервативный курс. При этом экономика не растет и частный сектор, казалось бы, тоже не дает широкой альтернативы успешным чиновникам. Однако при все нарастающем кадровом дефиците не построить карьеру и зажать себя административными клещами кажется исходом бесталанного человека.
Скорее мы наблюдаем продолжение фундаментальной работы по выстраиванию единой управленческой системы страны по лекалам объявленной в Конституции «публичной власти». Мы видим, как расширяется инструментарий взаимодействия федерального центра с главами регионов. Москва не только не хочет «законсервировать» особо отличившихся руководителей на своих постах, а напротив, намерена сделать процедуру назначения/отрешения еще более гибкой, добавить региональным назначенцам больше контроля и ответственности. Но при этом постараться сохранить на местах управленческие команды, нехватка которых ощущается повсеместно, отвязав их от судьбы губернаторов.
При этом кадровые лифты предполагается проложить через статусные конкурсные механизмы вроде «Лидеров России» с продолжением в виде адресной подготовки в «Школе губернаторов». В дальнейшем данный подход распространится и на уровень местного самоуправления: не по части отъема самостоятельности — ее там уже нет, а по части наполнения низшего уровня власти кадрами, деньгами, ответственностью и, наконец, эффективностью.
В этой сугубо технократической модели очень мало пространства для публичной политики (ее как раз и заменяет «публичная власть»). Ни партии, ни выборы больше не являются прямым поставщиком перспективных кадров для государственной системы.
Губернаторские выборы, по сути, становятся промежуточным маркером, совокупным KPI для регионального главы — важным, часто решающим фактором в карьере, но чем дальше, тем все более избыточную нагрузку несущим для системы.
Депутаты местных заксобраний и Госдумы закрывают пробелы чиновничьей работы на политическом микроуровне и пытаются опустить на землю инициативы исполнительной власти. Большой вопрос, как быстро новым депутатам восьмого созыва удастся дорасти до равного партнерства с министерскими чиновниками и стать самостоятельными акторами законодательных инициатив.
Плебисцитарная модель демократии при меритократической бюрократии и технократической элите: примерно таков грубый ориентир власти ближайших лет.
Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl