Новый курс Назарбаева
Власти Казахстана борются с социальной фрустрацией населения с помощью обновленного правительства, мобилизации элиты и масштабной программы социальной поддержки
На фоне обострения социально-экономических проблем в стране и нарастания общественного недовольства власти Казахстана смогли мобилизоваться и предложить широкомасштабную программу социальной защиты и частичной перестройки экономического курса. На эту программу уже изысканы средства. Ее исполнение, помимо прочего, должно привести к оживлению внутреннего рынка.
Двадцать первого февраля 2019 года правительство Казахстана было отправлено в отставку указом президента. По заявлению Нурсултана Назарбаева, прежний кабинет министров оказался неспособен провести запланированную модернизацию и принять радикальные меры для дальнейшего развития экономики. Не были созданы условия для увеличения доли малого и среднего бизнеса. Не решены проблемы в банковской и правоохранительной сферах. А главным вызовом оказалось снижение уровня жизни населения.
Изменения в новом правительстве незначительны — обновление произошло лишь на треть (шесть человек из восемнадцати). Причем из шести новых министров двое работали в тех же ведомствах в качестве заместителей министра, а четыре — в профильных областях. Это говорит о слабых возможностях ротации управленческих кадров и проблемах в кадровом потенциале республики. Впрочем, была проведена некоторая реструктуризация министерств. Основные изменения затронули сферы пропаганды и внутренней политики. В регионы с наиболее напряженной социальной ситуацией назначены новые акимы (губернаторы).
Снижение долларового ВВП Казахстана в 2016 году - результат девольвации
Хотя серьезного кадрового обновления правительства и глав регионов не произошло, сегодня можно наблюдать постепенное усиление правящей партии как основного модератора и контролера выполнения представленной президентом программы действий. Это должно способствовать внутриэлитной стабилизации и позволить подготовиться как к транзиту власти (его в последнее время предсказывают все чаще), так и к возможным сложностям в экономике Казахстана в будущем.
Экономика растет, доходы стагнируют
Экономика Казахстана развивается стабильно, но не быстро. Так, ВВП в 2017–2018 годах рос по 4,1% в год. Хоть это и не 1–2% в кризисные годы, но такие темпы роста абсолютно не сравнимы со взлетом ВВП в первое десятилетие XXI века. (9–13% в год). Развитие обеспечивает добывающая промышленность - нефти, черных и цветных металлов, урана. Индекс физического объема горнодобывающей промышленности и разработки карьеров в 2018 году вырос по отношению к 1991 году на 266,8%, в то время как тот же показатель в обрабатывающей промышленности составил лишь 98,1%. Сырьевая модель экономики порождает спрос на рабочую силу в низкоэффективном секторе услуг с существенной долей госсектора и отсталом сельском хозяйстве. Именно эти сферы экономики обеспечивают работой порядка 70% населения.
В периоды кризисов 2009 и 2015-2016 гг. Казахстан, в отличие от России, сумел удержать положительные темпы роста ВВП
Соответственно, доходы большой части населения страны остаются низкими. Хотя уровень бедности в Казахстане, по словам бывшего министра труда и соцзащиты Мадины Абылкасымовой, сократился с 34,6% в 1996 году до 4,7% по итогам первого полугодия 2018-го, доходы населения падают. По данным инвесткомпании Halyk Finance, в 2015–2017 годах реальные зарплаты сократились на 3%, тогда как реальный экономический рост превысил 6%. Прожиточный минимум хоть и рос в тенге, однако в долларовом выражении последние несколько лет сокращался. Если в пиковом 2013 году он составлял 116,93 доллара, то в 2018-м — лишь 78,5 доллара. В прошлом году резко вырос процент населения, имеющего доход ниже прожиточного уровня. Если в 2013–2017 годах он не превышал 2,9%, то за три квартала 2018-го составил 4,6%.
По мнению казахстанских экспертов, перед новым правительством однозначно встанут несколько серьезных задач. Во-первых, необходимо возобновить темпы экономического роста с возможным пересмотром модели развития, облегчить условия для кредитования Национальным банком обрабатывающей промышленности, малого и среднего бизнеса. Во-вторых, нужно начать работу над повышением эффективности системы госуправления, снизить недоверие к бюрократии, в первую очередь к МВД. В-третьих, нужна реформа социальной политики. Причем речь идет как о пенсионном и жилищном компонентах, так и о социальной поддержке граждан, прежде всего многодетных семей. Наконец, необходимо изменить политику развития регионов, сделав упор на создание и доступность рабочих мест.
В нынешнем десятилетии Казахстан сумел сохранить позитивную динамику реальных денежных доходов населения
Курс президента
Двадцать седьмого февраля прошел съезд правящей партии «Нур Отан», на котором Нурсултан Назарбаев обнародовал программу дальнейших действий. Основной акцент был сделан именно на повышение уровня социальной защиты населения. На эти цели будет выделено более 45% всех расходов республиканского бюджета.
Представленная программа — это многоуровневая система социальной адаптации слабозащищенных слоев общества. Повышены адресные социальные выплаты, выплаты многодетным семьям, родителям детей-инвалидов и родителям-опекунам. Впрочем, речь идет не только о повышении социальных пособий, но и о создании рабочих мест и в целом жилищной и производственной инфраструктуры. Серьезный акцент сделан на сельское население и жителей окраин крупнейших городов, куда идет активное переселение внутренних мигрантов. Правительству поручено разработать предложения по реализации специального проекта «Ауыл — ел бесігі» («Село — колыбель страны») и обеспечить его финансирование. В селах предлагается создавать точки роста, улучшать дороги для упрощения трудовой мобильности и ведения бизнеса. Государство будет давать людям гранты и кредиты для ведения своего дела.
Говоря о развитии страны, президент отметил, что оно должно быть основано на обновленных региональных стандартах качества жизни. Приоритеты — обеспечение доступа всех жителей страны к чистой питьевой воде и проведение масштабной газификации. «Нур Отан» должна запустить партийный проект «утты мекен» («Благодатный край») с акцентом на развитие инженерной и социальной инфраструктуры.
Средняя зарплата в Казахстане составляет примерно две трети от российского уровня
Учитывая высокую мобильность населения и внутреннюю миграцию, предполагается строительство социального и арендного жилья (порядка 40 тыс. квартир). Не обойдены вниманием многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами, покупающие свое жилье. Для них будут разработаны льготные механизмы предоставления жилищных займов под 2–3% годовых по системе жилстройсбережений.
Еще одной группой населения, которую намерено поддержать государство, стали бюджетники, занятые в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, спорта и сельского хозяйства. С 1 июля 2019 года повышение их зарплаты составит до 30%. К этой же категории были отнесены и низовые работники исполнительных органов власти, непосредственно работающие с гражданами на районном и областном уровнях. Их зарплаты поднимут в среднем на 25%.
Отдельные меры должны быть приняты в развитии сферы здравоохранения и образования. Акцент сделан на развитие высшего и специального образования в регионах — в каждой области должны работать как минимум один продвинутый вуз и десять современных колледжей. Критерием эффективности работы учебных заведений становится трудоустройство выпускников. Расходы на службу общественного здравоохранения и первичную медико-санитарную помощь должны быть увеличены с 40 до 60% от общего объема финансирования здравоохранения.
Казахстан за годы независимости пока не сумел добиться значимого развития обрабатывающей промышленности
Программа рассчитана на три года, во всяком случае, финансирование определено именно на этот срок. На ее реализацию в ближайшие три года из бюджета дополнительно будет выделено более 2 трлн тенге (порядка 5,8 млрд долларов — расчет автора по среднегодовому обменному курсу доллара на 2018 год). По мнению президента, эти средства должны быть изысканы за счет кардинального улучшения таможенного администрирования и оптимизации бюджетных расходов. Другим источником выполнения программы станет Национальный фонд, из которого дополнительно предполагается выделить 1,350 трлн тенге (порядка 3,9 млрд долларов) в течение 2019–2021 годов. При этом будет усилен партийный контроль расходования бюджетных средств.
*Эксперт РСМД, кандидат политических наук, заведующая сектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl