Непродовольственный ритейл терпит убытки из-за низкого трафика

ЭкспертБизнес

Не дошли до магазинов

Начавший работу после карантина непродовольственный ритейл терпит убытки из-за низкого трафика: покупатели пока не готовы вернуться к привычному образу жизни и все еще опасаются людных мест.

Вера Кузьмина

Торговые центры в Москве открылись с соблюдением противоэпидемического протокола. Олег Сердечников

В торговом центре «Авиапарк» можно увидеть сразу несколько очередей в непродовольственные магазины. Но не думайте, что они свидетельствуют об избыточном спросе на товар, — просто действуют новые правила в период карантина, одно из которых — ограничение по числу покупателей в торговых залах, другое — открытые через одну примерочные, третье — антибактериальная уборка и т. д. На таких условиях три недели назад начали открываться торговые центры и магазины после периода самоизоляции.

Ожидаемого ажиотажа среди покупателей это не вызвало. «В Москве первые недели после карантина никакого заметного эффекта отложенного спроса не продемонстрировали. Трафик остается низким, и, например, внутри торговых центров в сравнении с аналогичным периодом прошлого года он упал в два-три раза. В магазины одежды и обуви в течение первых недель работы зашло в три-четыре раза меньше покупателей, чем в тот же период в прошлом году», — говорит Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group.

Год на восстановление

Основные причины такой ситуации так или иначе связаны с пандемией. Люди все еще остерегаются людных мест, кроме того, сейчас у них нет лишних средств на шопинг — многие лишились работы или стали получать пониженную зарплату. Да и магазины стали открывать в основном в Москве, в большинстве регионов непродовольственная розница пока не работает, что в целом негативно влияет на доход компаний. Правда, медленный рост спроса ритейлеры все же наблюдают, но на полное его восстановление в текущем году уже не надеются.

Непродовольственный ритейл оказался одним из наиболее пострадавших секторов потребительского рынка. Магазины одежды и обуви ощутили на себе падение спроса еще до закрытия торговых точек, когда потребители перестали посещать людные места.

Тогда компании стали активно развивать онлайн-продажи — собственные и через сторонние маркетплейсы. «Сегодня мы сфокусированы на развитии как собственных интернет-магазинов, так и на развитии и укреплении сотрудничества с нашими партнерами: Wildberries, Lamoda, Ozon и другими маркетплейсами», — говорит представитель пресс-службы Melon Fashion Group (российская компания, владеющая брендами Zarina, Befree, Love Republic и Sela). Но большой выгоды от работы этих каналов продаж компании не получили — заработанных денег хватало только на текущие расходы: «Онлайн существенно вырос за время карантина, но даже этот хороший прирост пока не компенсирует снижение трафика в магазинах», — говорит Олег Воронин, CEO одежного бренда I Am Studio. До карантина на онлайн-продажи в обороте компании приходилось 25%.

В первые недели работы магазинов в Москве наибольшим спросом пользовались одежда, обувь, парфюмерия, косметика, галантерея и стройматериалы. Но даже в этих категориях продажи оказались практически вдвое ниже, чем перед карантином. Согласно исследованию «Платформа ОФД», средний чек при покупке одежды за май 2020 года по сравнению с маем 2019-го уменьшился на 30%. Аналитики компании «Эвотор» посчитали, что в целом по российскому рынку выручка магазинов одежды была в мае этого года ниже на 69%, обуви — на 67%.

Любопытно, что во вторую и третью неделю работы некоторые магазины стали отмечать всплески спроса в отдельных точках продаж. По мнению Анны Лебсак-Клейманс, это кратковременное явление, за которым последует снижение темпов роста спроса: «Несмотря на то что сейчас в торговых центрах есть ограничения в работе ресторанов, фитнес-центров и кинотеатров, кратковременный подъем активности происходит. Во-первых, у людей есть объективная необходимость решить накопившиеся “задачи”, особенно это касается детской одежды. Положительный эффект также даст временная эйфория от выхода “на свободу” и ностальгия по прежним привычкам. Люди устали от режима социального дистанцирования и ждут возможности возвратиться к привычным с детства форматам встреч, общения и времяпрепровождения. Многие пойдут в магазины не столько ради покупок, сколько чтобы действительно ощутить возвращение к привычному». Но этот период долгим не будет — две, максимум четыре недели, а после начнется снижение темпов восстановления спроса, связанное с фактическим сокращением располагаемых доходов у людей и риском подхватить вирус в торговом центре: «Если посещаемость магазинов в течение летнего периода достигнет 50–70 процентов от посещаемости за тот же период прошлого года, это будет весьма позитивным показателем», — считает г-жа Лебсак-Клейманс. Компании тоже прогнозируют заниженные показатели: «Скорее всего, летние обороты будут держаться на уровне 15–20 процентов от прошлого года», — полагает Олег Воронин. А полное восстановление спроса при позитивном сценарии можно ожидать не ранее лета-осени следующего года.

Магазины в торговых центрах пытаются привлечь покупателей скидками. Олег Сердечников

Естественная адаптация

Поведение покупателей очень сильно изменилось. Это отмечают все игроки. В первую очередь это касается посещения торговых центров: если раньше люди приходили туда, чтобы просто пройтись по магазинам и купить вещь, которая понравится, сходить в кино и подняться на фуд-корт, то сейчас покупательский трафик более целевой. Люди приходят в конкретные магазины за конкретными вещами и гораздо меньше времени проводят в магазине и торговом центре в целом: «За два месяца самоизоляции мы, по сути, перепрыгнули сразу из марта в июнь. У людей было время разобраться в гардеробе, наметить конкретные задачи по его заполнению», — говорит Ольга Демидова, директор департамента по связям с общественностью компании «Снежная королева». «На сегодняшний день покупателей в торговых центрах очень мало, в основном приходят постоянные клиенты, которые приезжают целенаправленно в определенные магазины. Могу сказать, что по сравнению с тем же периодом 2019 года трафик упал в четыре раза, выручка ниже на 80 процентов, средний чек к прошлому июню — на 24 процента», — говорит Алена Ахмадуллина, основатель бренда Akhmadullina Dreams. У «Эконики» спустя две недели продаж падение выручки по сравнению с аналогичным периодом 2019 года составляет порядка 30%. Правда, следует учесть, что это показатели только по Москве — многие регионы пока закрыты. Например, у «Эконики» открыты всего 58 магазинов — это меньше половины сети. «В разных регионах России разная эпидемиологическая обстановка, поэтому не все салоны сети на сегодня открыты. В любом случае до открытия всех магазинов во всех наших городах присутствия на быстрое восстановление рассчитывать не приходится», — говорит Алеко Илиопуло, генеральный директор сети «Эконика».

Привлечь сейчас внимание покупателей компании могут только новыми моделями и скидками. С открытием магазинов стали пользоваться спросом летние вещи — босоножки, платья, шорты и юбки. Но просела в спросе весенняя коллекция, по которой у компаний образовались остатки. Например, I Am Studio решила эту задачу переносом весенней коллекции на осень, правда, весенних моделей у компании осталось не так много и основная часть осенней коллекции — это новинки. Некоторые компании еще до открытия офлайн-магазинов сделали большие скидки: у «Эконики» скидка на отдельные модели весенней коллекции достигает 35%, у «Снежной королевы» — 40%. Поэтому сейчас делать дополнительную скидку они не готовы: «Мы не проводили переоценку в связи с изменением курса рубля, кроме того, сейчас уже достаточно высокие скидки — до 40 процентов, многие пользуются этой возможностью, совершая покупки впрок, на скидках и по старым ценам, так как переживают, что в предстоящем сезоне цены могут измениться. А тут прогнозировать что-то пока еще очень рано», — говорит Ольга Демидова.

Другие участники рынка заявляют, что уходить в глубокий сейл они себе позволить не могут и хотя бы на новинки и самые популярные модели сезона скидки делать не будут: «Мы не придерживались раньше стратегии активных сейлов, не придерживаемся и сейчас. По календарю большинство брендов начинают первую часть сезонного сейла во второй половине июня, и мы тоже делаем скидки, но на новую капсульную летнюю коллекцию скидок не будет до конца лета», — говорит Олег Воронин из I Am Studio.

Менять кардинальным образом стратегию компании не намерены, сейчас их основная задача — пережить низкий спрос и войти в фазу роста. В этом направлении они делают ставку на конец этого года — начало следующего, производство осенне-зимней коллекции идет по графику. Все ткани уже на складе, компании начинают отшивать новые модели в запланированном до карантина объеме: «Разработка и производство будущих коллекций идут в плановом режиме, процессы не остановлены, мы активно работаем», — говорит представитель пресс-службы Melon Fashion Group.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Холодный ветер согреет города Холодный ветер согреет города

В России разработали установку для превращения энергии ветра в тепло

Эксперт
«Всё должно быть по любви» «Всё должно быть по любви»

Для актрисы Ирины Горбачёвой, кажется, не существует никаких преград

OK!
ВТБ в девелопменте: есть вещи слаще ренты ВТБ в девелопменте: есть вещи слаще ренты

Сегодня ВТБ является акционером пула крупнейших застройщиков страны

Эксперт
Что означают названия автомобильных марок Что означают названия автомобильных марок

Названия автомобильных марок происходят не только от имен и фамилий

Maxim
Бешеные деньги Бешеные деньги

Правила жизни в эпоху низких ставок

Forbes
Что непременно сделает вас и вашего ребенка счастливым Что непременно сделает вас и вашего ребенка счастливым

Универсальные правила счастья, которые подходят всем

СНОБ
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
Ученые разгадали тайны крепости Пор-Бажын Ученые разгадали тайны крепости Пор-Бажын

Строительство крепости началось летом 777 года

Популярная механика
Прибрать к рукам добавленную стоимость Прибрать к рукам добавленную стоимость

Мы вполне можем получить намного более сильную и сложную промышленность

Эксперт
Красота уходит от нелюбви: как обиды влияют на твой внешний вид Красота уходит от нелюбви: как обиды влияют на твой внешний вид

Обиды могут сделать из нас человека, который не соответствует нашему «Я»

Cosmopolitan
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Уши, ключицы, шея, декольте — места, которые ты не красишь, а зря Уши, ключицы, шея, декольте — места, которые ты не красишь, а зря

Какие детали образа стоит подчеркнуть, чтобы выглядеть безупречно

Cosmopolitan
Интифада без смысла и перспективы Интифада без смысла и перспективы

Кто может извлечь выгоду из новой арабо-израильской войны

Эксперт
Какое будущее ждет МКС после исторического запуска SpaceX Какое будущее ждет МКС после исторического запуска SpaceX

Появление нового перевозчика означает, что будущее МКС изменится

Популярная механика
Почему комары кусают не всех Почему комары кусают не всех

Комары кусают не всех — это факт

Наука и жизнь
Как избавиться от пуха на голове раз и навсегда: 7 полезных советов по уходу Как избавиться от пуха на голове раз и навсегда: 7 полезных советов по уходу

Делимся с тобой способом, как справиться с пушистыми волосами

Cosmopolitan
Телескоп и фотодиод помогли подслушать речь по дрожащей лампочке Телескоп и фотодиод помогли подслушать речь по дрожащей лампочке

Ученые представили Lamphone — метод дистанционного подслушивания

N+1
Дома без папы Дома без папы

Дарья Мельникова самоизолировалась на страницах MAXIM без масок и одежды

Maxim
Извержение вулкана на Аляске связали с падением Римской республики Извержение вулкана на Аляске связали с падением Римской республики

Как извержение вулкана привело к политическим изменениям в западной цивилизации

N+1
Как говорить с детьми о новом партнере Как говорить с детьми о новом партнере

Когда и как представить друг другу самых важных людей в вашей жизни?

Psychologies
10 звезд, которые создали семью не с коллегами, а с обычными людьми 10 звезд, которые создали семью не с коллегами, а с обычными людьми

Кем работают вторые половинки популярных актеров и музыкантов

Cosmopolitan
«Я донор, и это очень классно»: предприниматели о том, почему они регулярно сдают кровь «Я донор, и это очень классно»: предприниматели о том, почему они регулярно сдают кровь

Истории трех бизнесменов, которые уже выбрали донорство

Forbes
Сериал «Космические войска» – это полнейшее разочарование Сериал «Космические войска» – это полнейшее разочарование

Даже не верится, что над проектом «Космические войска» работала команда «Офиса»

GQ
1947: бурный рост 1947: бурный рост

Всего за один год мотопромышленность СССР выдвинулась в число крупнейших в мире

Мото
«Волшебная кнопка»: точка, которая включает голову «Волшебная кнопка»: точка, которая включает голову

Китайские медики считают, что на теле есть точка, отвечающая за ясность мышления

Psychologies
Что решил рассказать Путин своей статьей накануне парада Что решил рассказать Путин своей статьей накануне парада

Как Путин смотрит на историю XX века

СНОБ
Как одеться бюджетно и не выглядеть дёшево: 10 секретов, о которых ты не знала Как одеться бюджетно и не выглядеть дёшево: 10 секретов, о которых ты не знала

Если вещи дешевые, это не значит, что они плохие

Cosmopolitan
Дети «Дома-2»: как живут малыши, которые родились на глазах у всей страны Дети «Дома-2»: как живут малыши, которые родились на глазах у всей страны

В этом году российскому реалити-шоу «Дом-2» исполнилось 16 лет

Cosmopolitan
В факторы риска преждевременной смерти включили психологические и социальные факторы В факторы риска преждевременной смерти включили психологические и социальные факторы

Риск смерти выше у разведенных или тех, кто не был доволен своей жизнью

N+1
Магия и секреты Сальвадора Дали Магия и секреты Сальвадора Дали

Истории из жизни великого сюрреалиста Сальвадора Дали

Культура.РФ
Открыть в приложении