Развитие российского авторынка последние полтора десятилетия не радует

ЭкспертАвто

Можно ли перейти из догоняющих в лидеры

Редакционная статья

По технологической и экономической значимости роль автопрома для мировой экономики часто сравнивают с ролью военно-промышленного комплекса. Но в отличие от военной техники Россия пятнадцать лет назад решила развивать производство личных транспортных средств в тесной коллаборации с мировыми автогигантами.

Увы, развитие российского авторынка последние полтора десятилетия не радует мировые автомобильные концерны. В начале 2000-х они рассчитывали, что продажи новых машин в РФ станут первыми в Европе, взлетев выше трех миллионов единиц в год. В реальности же оказалось вдвое меньше.

Не радует оно и потребителей. Иначе откуда бы взяться стойкому, практически трехкратному превышению оборота рынка машин с пробегом над продажами новеньких авто? Такой дисбаланс означает лишь одно — отсутствие на первичном рынке сегмента бюджетного, по цене сопоставимого с чистой средней годовой зарплатой — чуть более полумиллиона рублей, но надежного и безопасного автомобиля. К сожалению, такая задача в государственной стратегии развития отрасли даже не ставится, а АвтоВАЗ, некогда законодатель мод в бюджетном сегменте, под руководством мажоритарного собственника компании Renault, демонстрирует явный дрейф в сторону более комфортных, но и более дорогих автомобилей, к тому же переводимых на единую международную платформу с постепенным отказом от моделей, выпускаемых на отечественных платформах.

Стоит признать, что в России провалилась идея трансфера технологий — в отличие от Китая, где мировые автогиганты в принудительном порядке вынуждены были создавать совместные предприятия с местными компаниями, и вот сейчас китайские автопроизводители вполне научились делать машины самостоятельно, внушительно наращивая продажи, в том числе на российском рынке.

Как быть с избыточными мощностями, которые были созданы в розовых очках? Тут ведется жаркая полемика. Одни компании, например GM, панически бросают свои заводы в РФ, за бесценок продавая конкурентам. Другие (Hyundai-Kia, Volkswagen и проч.) стоят на своем, терпеливо развивая производственные мощности и выполняя требования по локализации.

Сейчас в стратегии иностранного автопрома в России наметилось два разных подхода. Одни компании делают ставку прежде всего на удовлетворение внутреннего спроса, сохраняя убежденность, что продажи на российском авторынке в ближайшие годы все же поедут вверх. Но есть корпорации, которые принимают решение сделать в России на базе своих производственных мощностей экспортные площадки, ориентированные в первую очередь на зарубежные поставки. Заявления о приверженности такой стратегии прозвучали на прошлой неделе, в частности, на калужском заводе «ПСМА Рус», который теперь контролируется недавно рожденным глобальным альянсом Stellantis. В пользу такой стратегии говорит растущая выгода производить автомобили в России, где зарплаты механиков в валютном исчислении уже в два с половиной раза ниже, чем в Китае, и в пять с половиной раз — чем в Германии. К тому же в развитых странах продолжает набирать обороты электрификация частного транспорта, для производства которого необходимо высвобождение производственных мощностей в Старом Свете.

Впрочем, развитие рынка электрокаров может изменить все. Здесь компетенции традиционных автопроизводителей с оттачиваемыми десятилетиями технологиями выпуска таких важных элементов конструкции, как двигатель внутреннего сгорания или коробка передач, не столь важны. Российским инженерам будет вполне под силу создавать конкурентные электрокары, внедряя в них свои инновации в плане конструкции, например, электромоторов или оптимизации работы аккумуляторных батарей.

Не говоря уже о потенциале реализации имеющихся отечественных заделов в части водородного транспорта — как при создании водородных топливных элементов для аккумуляторных батарей электрокаров, так и для силовых установок автомобилей будущего, работающих непосредственно на водороде.

Серьезные заделы, причем сразу у нескольких конкурирующих российских команд, есть и в части технологий беспилотной мобильности. Так что на новом витке развития дорожного транспорта России вполне по силам побороться за лидерство.

Фото: Алексей Грамматчиков

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Думал ли президент о такой диверсификации? Думал ли президент о такой диверсификации?

«Ростех» собирается отдать рынок «умных» счетчиков китайской корпорации

Эксперт
5 новых технологий, которые радикально изменят современный автопром 5 новых технологий, которые радикально изменят современный автопром

Современные автомобили давно стали гаджетами на колесах. Но что впереди?

РБК
Стройка в стиле Lego Стройка в стиле Lego

В России резко возрос интерес к модульному домостроению

Эксперт
«Родился без кожи на ножках»: мотивирующая история о том, как мать особенного ребенка научилась жить полной жизнью «Родился без кожи на ножках»: мотивирующая история о том, как мать особенного ребенка научилась жить полной жизнью

Последние 10 лет жизнь Виктории Ключниковой была наполнена тяжелыми вызовами

Psychologies
Дороги для русской «бешеной собаки» Дороги для русской «бешеной собаки»

Дороги для русской «бешеной собаки»

Эксперт
Что такие кислые Что такие кислые

В авангарде бьюти-индустрии сегодня кислоты

Лиза
Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт

Stellantis намерен в пять раз увеличить выпуск в России автомобилей класса LCV

Эксперт
Дмитрий Леонтьев: TANK 500 – 300 лошадей и странная реклама Дмитрий Леонтьев: TANK 500 – 300 лошадей и странная реклама

TANK 500: Бензиновый внедорожник, в котором, если порыться, можно найти гибрид

4x4 Club
МАКСимальный отрыв МАКСимальный отрыв

Авиастроители доказывали, что им по силам делать авиатехнику мирового уровня

Эксперт
Карельские медведи оказались самыми подвижными среди европейских Карельские медведи оказались самыми подвижными среди европейских

Свободнее всего в Европе пространство осваивают карельские медведи

N+1
Холодный пуск Холодный пуск

Автопрому требуется кардинальная перезагрузка

Эксперт
Низкие цены сдержали рост экспорта Низкие цены сдержали рост экспорта

В натуральном выражении поставки продукции АПК увеличились

Агроинвестор
Надышаться ветром Надышаться ветром

Мозаичное панно из рассказов жителей Хабаровска о приметах разных времен

Вокруг света
Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить

Самые популярные облачные хранилища: у каких условия самые лучшие?

CHIP
Электрический УАЗ едет на экспорт Электрический УАЗ едет на экспорт

Этот УАЗ хотят заполучить в свои автопарки клиенты из Великобритании и Германии

Эксперт
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
Этапы большого тупи… Этапы большого тупи…

«За экологичными машинами будущее», — заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин

Эксперт
Повсеместное использование камер наблюдения меняет работу мозга Повсеместное использование камер наблюдения меняет работу мозга

Видеонаблюдение влияет на работу мозга, причем на бессознательном уровне

ТехИнсайдер
10 советов, как сбросить вес после новогодних праздников 10 советов, как сбросить вес после новогодних праздников

Как вернуться к нормальному состоянию тела после длительных праздников?

Psychologies
Михаил Мильчик Михаил Мильчик

Михаил Мильчик провел в Ленинграде первую, самую страшную, блокадную зиму

Собака.ru
Как завести отношения с помощью сайтов знакомств: 4 шага Как завести отношения с помощью сайтов знакомств: 4 шага

Найти отношения через сайты знакомств можно, но придется запастись терпением

Psychologies
«Я верю в молочку» «Я верю в молочку»

Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

Агроинвестор
За гранью человеческого За гранью человеческого

Как воспринимают мир существа, наделенные нечеловеческими чувствами?

Вокруг света
Гингивит: десна болит Гингивит: десна болит

Что делать, если десны воспалились?

Лиза
Другой мир: 7 фактов о загадочной Гренландии, крупнейшем острове в мире Другой мир: 7 фактов о загадочной Гренландии, крупнейшем острове в мире

Чем людей привлекает остров, более чем на 80% покрытый льдами?

ТехИнсайдер
Сладкая правда Сладкая правда

Не все знают, что и у сахарозаменителей есть свои плюсы и минусы

Лиза
Давай поговорим Давай поговорим

7 опасных болезней, которые вызывает невысказанная обида

Лиза
На это грантов не дают: как именитый хирург спасает финскую усадьбу под Выборгом На это грантов не дают: как именитый хирург спасает финскую усадьбу под Выборгом

Илья Слепцов восстанавливает на территории Киискиля исторические постройки

Forbes
Красная и белая Красная и белая

Как выбрать качественную консервированную фасоль

Лиза
Буллинг от А до Я: причины и виды травли, опасности и как ей противостоять Буллинг от А до Я: причины и виды травли, опасности и как ей противостоять

Травля: что раскручивает маховик агрессии и как его затормозить?

Psychologies
Открыть в приложении