Развитие российского авторынка последние полтора десятилетия не радует

ЭкспертАвто

Можно ли перейти из догоняющих в лидеры

Редакционная статья

По технологической и экономической значимости роль автопрома для мировой экономики часто сравнивают с ролью военно-промышленного комплекса. Но в отличие от военной техники Россия пятнадцать лет назад решила развивать производство личных транспортных средств в тесной коллаборации с мировыми автогигантами.

Увы, развитие российского авторынка последние полтора десятилетия не радует мировые автомобильные концерны. В начале 2000-х они рассчитывали, что продажи новых машин в РФ станут первыми в Европе, взлетев выше трех миллионов единиц в год. В реальности же оказалось вдвое меньше.

Не радует оно и потребителей. Иначе откуда бы взяться стойкому, практически трехкратному превышению оборота рынка машин с пробегом над продажами новеньких авто? Такой дисбаланс означает лишь одно — отсутствие на первичном рынке сегмента бюджетного, по цене сопоставимого с чистой средней годовой зарплатой — чуть более полумиллиона рублей, но надежного и безопасного автомобиля. К сожалению, такая задача в государственной стратегии развития отрасли даже не ставится, а АвтоВАЗ, некогда законодатель мод в бюджетном сегменте, под руководством мажоритарного собственника компании Renault, демонстрирует явный дрейф в сторону более комфортных, но и более дорогих автомобилей, к тому же переводимых на единую международную платформу с постепенным отказом от моделей, выпускаемых на отечественных платформах.

Стоит признать, что в России провалилась идея трансфера технологий — в отличие от Китая, где мировые автогиганты в принудительном порядке вынуждены были создавать совместные предприятия с местными компаниями, и вот сейчас китайские автопроизводители вполне научились делать машины самостоятельно, внушительно наращивая продажи, в том числе на российском рынке.

Как быть с избыточными мощностями, которые были созданы в розовых очках? Тут ведется жаркая полемика. Одни компании, например GM, панически бросают свои заводы в РФ, за бесценок продавая конкурентам. Другие (Hyundai-Kia, Volkswagen и проч.) стоят на своем, терпеливо развивая производственные мощности и выполняя требования по локализации.

Сейчас в стратегии иностранного автопрома в России наметилось два разных подхода. Одни компании делают ставку прежде всего на удовлетворение внутреннего спроса, сохраняя убежденность, что продажи на российском авторынке в ближайшие годы все же поедут вверх. Но есть корпорации, которые принимают решение сделать в России на базе своих производственных мощностей экспортные площадки, ориентированные в первую очередь на зарубежные поставки. Заявления о приверженности такой стратегии прозвучали на прошлой неделе, в частности, на калужском заводе «ПСМА Рус», который теперь контролируется недавно рожденным глобальным альянсом Stellantis. В пользу такой стратегии говорит растущая выгода производить автомобили в России, где зарплаты механиков в валютном исчислении уже в два с половиной раза ниже, чем в Китае, и в пять с половиной раз — чем в Германии. К тому же в развитых странах продолжает набирать обороты электрификация частного транспорта, для производства которого необходимо высвобождение производственных мощностей в Старом Свете.

Впрочем, развитие рынка электрокаров может изменить все. Здесь компетенции традиционных автопроизводителей с оттачиваемыми десятилетиями технологиями выпуска таких важных элементов конструкции, как двигатель внутреннего сгорания или коробка передач, не столь важны. Российским инженерам будет вполне под силу создавать конкурентные электрокары, внедряя в них свои инновации в плане конструкции, например, электромоторов или оптимизации работы аккумуляторных батарей.

Не говоря уже о потенциале реализации имеющихся отечественных заделов в части водородного транспорта — как при создании водородных топливных элементов для аккумуляторных батарей электрокаров, так и для силовых установок автомобилей будущего, работающих непосредственно на водороде.

Серьезные заделы, причем сразу у нескольких конкурирующих российских команд, есть и в части технологий беспилотной мобильности. Так что на новом витке развития дорожного транспорта России вполне по силам побороться за лидерство.

Фото: Алексей Грамматчиков

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Занять у клиента Занять у клиента

Российские компании задумались о привлечении денег клиентов на свои счета

Эксперт
В атмосфере отдыха В атмосфере отдыха

Эта маленькая, но уютная квартира находится в известном курортном месте

Идеи Вашего Дома
Будем летать на своих Будем летать на своих

Российское авиастроение получит серьезную господдержку

Эксперт
Ученые анализируют «инопланетную песню», доносящуюся из Марианской впадины Ученые анализируют «инопланетную песню», доносящуюся из Марианской впадины

Неудивительно, что Марианская впадина до сих пор таит свои секреты

ТехИнсайдер
Холодный пуск Холодный пуск

Автопрому требуется кардинальная перезагрузка

Эксперт
Рассказ Дмитрия Захарова из сборника «Механическое вмешательство» Рассказ Дмитрия Захарова из сборника «Механическое вмешательство»

Рассказ, созданный Дмитрием Захаровым и искусственным интеллектом YandexGPT

СНОБ
Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год

Список главных трендов года

РБК
HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой

Замена Chevrolet Tahoe — Haval Н5: весит меньше, а стоит дешевле

4x4 Club
Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт

Stellantis намерен в пять раз увеличить выпуск в России автомобилей класса LCV

Эксперт
Как вычислить нарцисса по переписке: 7 тревожных звоночков Как вычислить нарцисса по переписке: 7 тревожных звоночков

Как распознать, что вы переписываетесь с нарциссом? Вот семь признаков

Psychologies
МАКСимальный отрыв МАКСимальный отрыв

Авиастроители доказывали, что им по силам делать авиатехнику мирового уровня

Эксперт
Бюджетные игровые ноутбуки: топ-6 лучших Бюджетные игровые ноутбуки: топ-6 лучших

Игровые ноутбуки, которые не разорят ваш бюджет

CHIP
Сумасшедший Назимов Сумасшедший Назимов

Три произведения, которым удалось вернуть правильные имена лишь спустя много лет

Дилетант
Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота

Как инженерам удалось разработать шестиногого микроробота Picotaur

N+1
Сила света Сила света

Как устроена индустрия световых шоу и инсталляций

Популярная механика
Последнее путешествие королевы: как прошли похороны Елизаветы II Последнее путешествие королевы: как прошли похороны Елизаветы II

Как проходила панихида по Елизавете II

Правила жизни
Россия и вызов «коллективного Запада» Россия и вызов «коллективного Запада»

Легенды о короле Артуре вновь оживают в геополитической стратегии Европы

Эксперт
Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь

Аддитивные технологии обещают приспособить под производство идеальной обуви

Монокль
Антибайопик о поэте: как фильм о Борисе Рыжем воскрешает еще одну легенду из 90-х Антибайопик о поэте: как фильм о Борисе Рыжем воскрешает еще одну легенду из 90-х

«Рыжий»: несовершенный, но пронзительный антибайопик о поэте Борисе Рыжем

Forbes
Илон Маск или Китай. Кто первым совершит посадку на Марсе Илон Маск или Китай. Кто первым совершит посадку на Марсе

Кто победит в гонке по покорению Марса: Илон Маск или Китай?

ТехИнсайдер
Фильмы, где актеры сыграли сразу нескольких героев Фильмы, где актеры сыграли сразу нескольких героев

Многоликий артист — редкость, но великий плюс любому фильму

Maxim
«Выбор не в пользу себя»: почему женщины не занимают лидирующих позиций в бизнесе «Выбор не в пользу себя»: почему женщины не занимают лидирующих позиций в бизнесе

Почему на самом деле в советах директоров или среди СЕО так мало женщин

Forbes
Прогулка по местам из произведений Толкина и игры «Монополия»: 10 необычных видов туризма, о которых вы могли не знать Прогулка по местам из произведений Толкина и игры «Монополия»: 10 необычных видов туризма, о которых вы могли не знать

Способы путешествовать, которые удивят даже заядлых туристов

ТехИнсайдер
Нейросеть-ученый, имена мармозеток и новое лекарство от старости: новости науки Нейросеть-ученый, имена мармозеток и новое лекарство от старости: новости науки

Как создают «живые лекарства» и зачем мармозетки дают друг другу имена?

Forbes
Почувствуй разницу Почувствуй разницу

Самодостаточный мужчина VS инфантильный мальчик: учимся распознавать

Лиза
Истина где-то рядом: как создавались культовые «Секретные материалы» Истина где-то рядом: как создавались культовые «Секретные материалы»

«Секретные материалы»: какое влияние оказал культовый сериал на индустрию?

Правила жизни
История прямохождения. Отрывок из книги палеоантрополога «Первые шаги» История прямохождения. Отрывок из книги палеоантрополога «Первые шаги»

Отрывок из книги о том, как и почему люди стали прямоходящими

СНОБ
Дым, милый дым Дым, милый дым

Как создать идеальный автомобиль для дрифта

Men Today
Что такое парасоциальные отношения и как они отразились на Чаппелл Рон и Тейлор Свифт Что такое парасоциальные отношения и как они отразились на Чаппелл Рон и Тейлор Свифт

Почему из-за социальных сетей люди чаще вовлекаются в парасоциальные отношения?

Forbes
Красота Красота

Шорт-лист самых интересных бьюти-запусков года

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении