Как устроена деятельность когалымского филиала Московского театра

ЭкспертКультура

Московский театр с пропиской в Когалыме

Этот сезон — первый для Малого театра, когда на постоянной основе начал работать его филиал в Когалыме

Вячеслав Суриков

До сих пор в этом городе театра не было. Все, что видели местные жители, — выступления заезжих артистов на сцене местного дворца культуры. Теперь каждый месяц они могут смотреть спектакли из репертуара Малого театра. О том, как устроена деятельность когалымского филиала и что сейчас происходит на основной сцене, «Эксперту» рассказала директор Малого театра Тамара Михайлова.

— Как будут организованы показы спектаклей в когалымском филиале?

— Мы начали со спектакля «Снежная королева» по пьесе Евгения Шварца, так как хотели показать нашим юным зрителям настоящую театральную сказку. Ближайший показ у нас запланирован на предновогодние выходные. Город не очень большой, но зрители нас полюбили. Поэтому мы решили, что станем возить в Когалым каждый раз новые спектакли с участием ведущих артистов Малого театра. Мы будем играть спектакли блоками: пятница, суббота, воскресенье — утром и вечером.

Директор Малого
театра Тамара
Михайлова Фото
Даниил Андреев

— Здание Малого театра строили специально для вашей труппы?

— Идея этого проекта у президента компании «ЛУКойл» Вагита Аликперова возникла давно. Но театр — дорогое удовольствие. Долгое время нам казалось, что проект из категории фантастики. Одно дело — построить здание, другое — оснастить сцену. Здание Малого театра в Когалыме старались проектировать похожим на сцену на Большой Ордынке, только размер зрительного зала чуть меньше и нет поворотного круга. Но техническое оснащение не хуже, чем в Москве.

Нам с мужем довелось побывать на Байконуре, и эмоциональное состояние радости и желание чего-то нового, которое я пережила там, мне запомнилось на всю жизнь. И я вижу, что наша молодежь чувствует воодушевление от работы на новой сцене. У нас не так легко получить возможность самостоятельной работы. А Когалым — шанс для молодых артистов.

— Что вы будете показывать когалымскому зрителю? Чем обусловлен выбор спектаклей, которые туда повезете?

— В ближайшие месяцы в Когалым поедут спектакли по пьесам Островского «День на день не приходится», «Бешеные деньги», «Свои люди — сочтемся» и основанный на коротких рассказах Чехова спектакль «Перечитывая Чехова».

Кроме того, мы очень хотим познакомить с русской классикой школьников близлежащих городов и округов: Лангепаса и Покачей. Вопрос в том, чтобы приобрести транспорт и привозить детей на спектакли.

— По каким критериям заказчик — Министерство культуры РФ — будет оценивать вашу деятельность в Когалыме?

— У нас два параметра: количество зрителей и количество спектаклей.

— Что происходит в театре спустя два года после завершения реконструкции и преображения основной сцены?

— Мы не ставили перед собой задачу преобразить театр. Все переделать для нас означало бы все погубить. Перед началом реконструкции мы оказались в сложной ситуации: корифеи запретили нам открывать крышу, поскольку в Малом театре есть поверье: если ее открыть, души работавших тут актеров улетят. Крышу мы тоже переделывали, но поэтапно. Самая главная оценка проделанной работы — когда люди приходят и не замечают изменений, им кажется, что в театре всего лишь подкрасили стены. На самом деле все сделано заново, начиная с фундамента. За счет внутреннего двора, который уже давно не использовался, расширили гардероб и Щепкинское фойе. Полностью поменяли сценическое оборудование, в том числе поворотный круг. Сейчас Малый театр имеет самое современное сценическое оснащение.

— Как такие перемены в жизни театра: филиал в Западной Сибири и масштабная реконструкция — повлияли на творческую атмосферу? Готовятся ли новые постановки, нетипичные для Малого театра?

— Я очень люблю наших актеров, прежде всего за их мастерство. У нас сильная школа, блестящие мастера. Спектакль, не слишком привычный для Малого театра, — мюзикл «Всегда зовите Долли!». Сейчас о нем говорят как о лучшем мюзикле Москвы, и это не мои слова. Каждый раз, когда он стоит в афише, все без исключения актеры: и молодежь, и народные артисты России Ирина Муравьева и Валерий Афанасьев — репетируют в театре с утра. Но в общем мы стараемся выпускать классические постановки. Пример тому — недавняя премьера: «Игроки» Гоголя. Поставил спектакль Владимир Драгунов, а роскошные декорации делал Станислав Бенедиктов. В итоге получилась легкая комедия, на которую идут и постоянные зрители, и молодежь, нередко даже целыми компаниями. Я часто кого-то сопровождаю на наши спектакли, и один раз на «Ревизор», который идет у нас четыре часа, пришли очень важные гости, спектакль им понравился, а главное, их поразило, настолько злободневен текст пьесы. Нам не нужно раздеваться и удивлять зрителя ненормативной лексикой. Играя великую классику, следуя за автором, мы можем заставить зрителя и смеяться, и плакать.

— Как Малый театр существует в условиях жесткой регламентации его финансовой деятельности 44-м Федеральным законом?

— Меня он устраивает. Работать с госзаданием нам удобно. Каждый год театр должен выпустить пять премьер. У нас для этого есть все условия — сильная труппа с артистами разных поколений, замечательная молодежь, мастерские по выпуску декораций и костюмов, прекрасное техническое оснащение. Спектакль — результат труда целого коллектива. И в нашем случае это не пустые слова. В театре работают семьсот человек, из них актеров только сто тридцать.

— Как вы получаете госзадание? Что оно собой представляет?

— Нам выделяют деньги из бюджета, так чтобы на трех наших московских сценах мы могли выпустить и сыграть определенное количество спектаклей, побывать на гастролях и выполнить план по продаже билетов и наполняемости зала.

— Как вы уравновешиваете при выборе спектаклей коммерческие и творческие интересы?

— Я как директор отвечаю в театре за финансы, Юрий Мефодьевич — за творческую сторону. В творческие вопросы я не вмешиваюсь, и все, что касается выбора пьес, актеров и режиссеров в новых постановках, решает он. Прислушивается, если я говорю, что спектакль обойдется нам очень дорого, но последнее слово в любом случае за ним.

— Такое понятие, как кассовые сборы, фигурирует в ваших переговорах с художественным руководителем?

— Я знаю, что зритель часто обращается в кассу за чем-то веселым, а грустные или даже трагические спектакли не являются кассовыми, но сказать, что зритель их не любит, мы не можем. Это совершенно непредсказуемо. И сами спектакли мы не оцениваем по кассовому сбору.

— Но получается, что Министерство культуры все-таки заставляет вас оценивать их по этому критерию?

— У вас есть дети? Перед тем как ваш ребенок появился на свет, вы, наверное, представляли, каким он будет? Но через какое-то время понимаете: ребенок родился со своим характером, не таким, как у вас и у супруги. У него собственное предназначение. То же и со спектаклем. Представьте, что мы поставим во главу угла кассовые сборы: пригласим какогонибудь зарубежного режиссера, чтобы ухнуть все деньги на его гонорар, и устроим цирк, как сейчас любят делать… И сколько человек на это придет?! Такие эксперименты, как правило, проводят на деньги спонсоров. Но и за них нужно отвечать. Если речь идет о бюджетном финансировании, зритель вправе интересоваться тем, что делает театр. Я не считаю, что можно упиваться происходящим на сцене и безразлично относиться к мнению зрителя, что наше искусство загнано в угол и что театрам плохо живется. Вы найдите еще какой-нибудь город в мире, где есть столько бюджетных театров, как в Москве!

— Что значит для театра его художественный руководитель Юрий Соломин, который работает в нем уже больше полувека?

— Это уникальный человек. И артист высочайшего уровня. Его боготворят, на него равняются актеры, к его мнению прислушиваются все, даже народные артисты. Для Юрия Мефодьевича театр — это дом, семья, это его жизнь. Реконструкция, о которой мы с вами говорили и которой я фактически занималась, далась очень тяжело. Я никогда в жизни больше не пойду ни на что подобное. Но рядом был Юрий Мефодьевич, и я видела, как он находит в себе силы все это пережить, и не могла сказать: я не могу. Ему бывает нелегко со мной. Но он способен услышать другую точку зрения. Среди его достоинств — талант человеческого общения.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

СИЗО: очередь солидарности СИЗО: очередь солидарности

Почему в СИЗО нет места классовым, национальным и поколенческим дрязгам

Русский репортер
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Леон Фелипе Леон Фелипе

Леон Фелипе - нормальный трагический поэт, обычный такой гений

Дилетант
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
В четыре руки В четыре руки

С террасы открывается вид на поле и дальний лес, здесь хорошо просто молчать

Afternoon Seasons of life
Вон из дома Вон из дома

Подробная инструкция, как распрощаться с ненужными вещами и заодно заработать

VOICE
Идеальный возраст для пластики: мнение хирурга Идеальный возраст для пластики: мнение хирурга

Существует ли идеальный возраст для пластики? Спросили у хирурга

VOICE
Парк вместо поля: как семья воронежского предпринимателя привлекла 200 000 туристов Парк вместо поля: как семья воронежского предпринимателя привлекла 200 000 туристов

Как Маньковы превратили окрестности старинного имения в парк развлечений

Forbes
Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!» Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!»

«Мы поняли, что все режиссеры — ужасные люди»

Коллекция. Караван историй
Мои бабушки Мои бабушки

Сохранить старые фотографии и по ним исследовать семейную историю

Afternoon Seasons of life
Михаил Гордин: «Бауманцев отличает универсализм» Михаил Гордин: «Бауманцев отличает универсализм»

Как быстрее сделать вуз таким, каким он нужен стране?

Монокль
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Передозировка витаминов Передозировка витаминов

Чем опасен избыток витаминов?

Здоровье
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Россия закрепощенная Россия закрепощенная

Экономика крепостного права глазами Тургенева

N+1
Американских рэперов заманивают в Россию Американских рэперов заманивают в Россию

Как устроена концертная индустрия в России сегодня

Монокль
Открыть в приложении