Как устроена деятельность когалымского филиала Московского театра

ЭкспертКультура

Московский театр с пропиской в Когалыме

Этот сезон — первый для Малого театра, когда на постоянной основе начал работать его филиал в Когалыме

Вячеслав Суриков

До сих пор в этом городе театра не было. Все, что видели местные жители, — выступления заезжих артистов на сцене местного дворца культуры. Теперь каждый месяц они могут смотреть спектакли из репертуара Малого театра. О том, как устроена деятельность когалымского филиала и что сейчас происходит на основной сцене, «Эксперту» рассказала директор Малого театра Тамара Михайлова.

— Как будут организованы показы спектаклей в когалымском филиале?

— Мы начали со спектакля «Снежная королева» по пьесе Евгения Шварца, так как хотели показать нашим юным зрителям настоящую театральную сказку. Ближайший показ у нас запланирован на предновогодние выходные. Город не очень большой, но зрители нас полюбили. Поэтому мы решили, что станем возить в Когалым каждый раз новые спектакли с участием ведущих артистов Малого театра. Мы будем играть спектакли блоками: пятница, суббота, воскресенье — утром и вечером.

Директор Малого
театра Тамара
Михайлова Фото
Даниил Андреев

— Здание Малого театра строили специально для вашей труппы?

— Идея этого проекта у президента компании «ЛУКойл» Вагита Аликперова возникла давно. Но театр — дорогое удовольствие. Долгое время нам казалось, что проект из категории фантастики. Одно дело — построить здание, другое — оснастить сцену. Здание Малого театра в Когалыме старались проектировать похожим на сцену на Большой Ордынке, только размер зрительного зала чуть меньше и нет поворотного круга. Но техническое оснащение не хуже, чем в Москве.

Нам с мужем довелось побывать на Байконуре, и эмоциональное состояние радости и желание чего-то нового, которое я пережила там, мне запомнилось на всю жизнь. И я вижу, что наша молодежь чувствует воодушевление от работы на новой сцене. У нас не так легко получить возможность самостоятельной работы. А Когалым — шанс для молодых артистов.

— Что вы будете показывать когалымскому зрителю? Чем обусловлен выбор спектаклей, которые туда повезете?

— В ближайшие месяцы в Когалым поедут спектакли по пьесам Островского «День на день не приходится», «Бешеные деньги», «Свои люди — сочтемся» и основанный на коротких рассказах Чехова спектакль «Перечитывая Чехова».

Кроме того, мы очень хотим познакомить с русской классикой школьников близлежащих городов и округов: Лангепаса и Покачей. Вопрос в том, чтобы приобрести транспорт и привозить детей на спектакли.

— По каким критериям заказчик — Министерство культуры РФ — будет оценивать вашу деятельность в Когалыме?

— У нас два параметра: количество зрителей и количество спектаклей.

— Что происходит в театре спустя два года после завершения реконструкции и преображения основной сцены?

— Мы не ставили перед собой задачу преобразить театр. Все переделать для нас означало бы все погубить. Перед началом реконструкции мы оказались в сложной ситуации: корифеи запретили нам открывать крышу, поскольку в Малом театре есть поверье: если ее открыть, души работавших тут актеров улетят. Крышу мы тоже переделывали, но поэтапно. Самая главная оценка проделанной работы — когда люди приходят и не замечают изменений, им кажется, что в театре всего лишь подкрасили стены. На самом деле все сделано заново, начиная с фундамента. За счет внутреннего двора, который уже давно не использовался, расширили гардероб и Щепкинское фойе. Полностью поменяли сценическое оборудование, в том числе поворотный круг. Сейчас Малый театр имеет самое современное сценическое оснащение.

— Как такие перемены в жизни театра: филиал в Западной Сибири и масштабная реконструкция — повлияли на творческую атмосферу? Готовятся ли новые постановки, нетипичные для Малого театра?

— Я очень люблю наших актеров, прежде всего за их мастерство. У нас сильная школа, блестящие мастера. Спектакль, не слишком привычный для Малого театра, — мюзикл «Всегда зовите Долли!». Сейчас о нем говорят как о лучшем мюзикле Москвы, и это не мои слова. Каждый раз, когда он стоит в афише, все без исключения актеры: и молодежь, и народные артисты России Ирина Муравьева и Валерий Афанасьев — репетируют в театре с утра. Но в общем мы стараемся выпускать классические постановки. Пример тому — недавняя премьера: «Игроки» Гоголя. Поставил спектакль Владимир Драгунов, а роскошные декорации делал Станислав Бенедиктов. В итоге получилась легкая комедия, на которую идут и постоянные зрители, и молодежь, нередко даже целыми компаниями. Я часто кого-то сопровождаю на наши спектакли, и один раз на «Ревизор», который идет у нас четыре часа, пришли очень важные гости, спектакль им понравился, а главное, их поразило, настолько злободневен текст пьесы. Нам не нужно раздеваться и удивлять зрителя ненормативной лексикой. Играя великую классику, следуя за автором, мы можем заставить зрителя и смеяться, и плакать.

— Как Малый театр существует в условиях жесткой регламентации его финансовой деятельности 44-м Федеральным законом?

— Меня он устраивает. Работать с госзаданием нам удобно. Каждый год театр должен выпустить пять премьер. У нас для этого есть все условия — сильная труппа с артистами разных поколений, замечательная молодежь, мастерские по выпуску декораций и костюмов, прекрасное техническое оснащение. Спектакль — результат труда целого коллектива. И в нашем случае это не пустые слова. В театре работают семьсот человек, из них актеров только сто тридцать.

— Как вы получаете госзадание? Что оно собой представляет?

— Нам выделяют деньги из бюджета, так чтобы на трех наших московских сценах мы могли выпустить и сыграть определенное количество спектаклей, побывать на гастролях и выполнить план по продаже билетов и наполняемости зала.

— Как вы уравновешиваете при выборе спектаклей коммерческие и творческие интересы?

— Я как директор отвечаю в театре за финансы, Юрий Мефодьевич — за творческую сторону. В творческие вопросы я не вмешиваюсь, и все, что касается выбора пьес, актеров и режиссеров в новых постановках, решает он. Прислушивается, если я говорю, что спектакль обойдется нам очень дорого, но последнее слово в любом случае за ним.

— Такое понятие, как кассовые сборы, фигурирует в ваших переговорах с художественным руководителем?

— Я знаю, что зритель часто обращается в кассу за чем-то веселым, а грустные или даже трагические спектакли не являются кассовыми, но сказать, что зритель их не любит, мы не можем. Это совершенно непредсказуемо. И сами спектакли мы не оцениваем по кассовому сбору.

— Но получается, что Министерство культуры все-таки заставляет вас оценивать их по этому критерию?

— У вас есть дети? Перед тем как ваш ребенок появился на свет, вы, наверное, представляли, каким он будет? Но через какое-то время понимаете: ребенок родился со своим характером, не таким, как у вас и у супруги. У него собственное предназначение. То же и со спектаклем. Представьте, что мы поставим во главу угла кассовые сборы: пригласим какогонибудь зарубежного режиссера, чтобы ухнуть все деньги на его гонорар, и устроим цирк, как сейчас любят делать… И сколько человек на это придет?! Такие эксперименты, как правило, проводят на деньги спонсоров. Но и за них нужно отвечать. Если речь идет о бюджетном финансировании, зритель вправе интересоваться тем, что делает театр. Я не считаю, что можно упиваться происходящим на сцене и безразлично относиться к мнению зрителя, что наше искусство загнано в угол и что театрам плохо живется. Вы найдите еще какой-нибудь город в мире, где есть столько бюджетных театров, как в Москве!

— Что значит для театра его художественный руководитель Юрий Соломин, который работает в нем уже больше полувека?

— Это уникальный человек. И артист высочайшего уровня. Его боготворят, на него равняются актеры, к его мнению прислушиваются все, даже народные артисты. Для Юрия Мефодьевича театр — это дом, семья, это его жизнь. Реконструкция, о которой мы с вами говорили и которой я фактически занималась, далась очень тяжело. Я никогда в жизни больше не пойду ни на что подобное. Но рядом был Юрий Мефодьевич, и я видела, как он находит в себе силы все это пережить, и не могла сказать: я не могу. Ему бывает нелегко со мной. Но он способен услышать другую точку зрения. Среди его достоинств — талант человеческого общения.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Первая технологическая война Первая технологическая война

Удастся ли Китаю вернуть себе статус самой мощной цивилизации мира

Эксперт
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
О трех предательствах, циничном пакте и о нежелании воевать всех, кроме одного авантюриста О трех предательствах, циничном пакте и о нежелании воевать всех, кроме одного авантюриста

Общепринято считать, что началась Вторая мировая война 1 сентября 1939 года

Эксперт
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться

Что делать, когда реакция организма на перемены становится чрезмерной?

Psychologies
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
Умирающая хромосома Умирающая хромосома

Y-хромосома — cамая маленькая в человеческом геноме, она продолжает уменьшаться

ТехИнсайдер
Взяли и сделали Взяли и сделали

Истории классных бизнесов, сделанных женщинами

Новый очаг
«Я приношу деньги, дальше — не моя забота»: 5 типов отцов, которые портят детям психику «Я приношу деньги, дальше — не моя забота»: 5 типов отцов, которые портят детям психику

Пять самых деструктивных типов отцов

Psychologies
Чудеса Каспия Чудеса Каспия

Дербент — древнейший город России

Лиза
Брачный контракт: за и против Брачный контракт: за и против

Брачный договор: в каких случаях его стоит заключать?

Psychologies
Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты

Что происходит с телом человека под воздействием анестезии?

ТехИнсайдер
Вышел из тени Вышел из тени

С какими тенями борется актер Борис Хвошнянский?

Men Today
Личинки, серебро и кровопускание: как люди лечились до появления антибиотиков Личинки, серебро и кровопускание: как люди лечились до появления антибиотиков

Как люди лечились до открытия пенициллина?

ТехИнсайдер
«7 раз подумай, 1 раз выброси»: самые опасные бытовые отходы, которые нужно утилизировать правильно «7 раз подумай, 1 раз выброси»: самые опасные бытовые отходы, которые нужно утилизировать правильно

Какие бытовые отходы считаются опасными и приносят наибольший вред природе

ТехИнсайдер
Основательный подход Основательный подход

Sirena 48 Hybrid — первая модель с гибридной моторной установкой верфи Sirena

Y Magazine
Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей

Глава из книги Джонатана Сакса — о культуре отмены и самосуде

Psychologies
Стыд и завыванье Стыд и завыванье

«Месье Азнавур»: смехотворный байопик великого шансонье

Weekend
Огонь царей Огонь царей

Переосмысление истории предков, чтобы избавиться от семейного проклятья

Grazia
Культурное наследие Культурное наследие

Авторы, которые в своем творчестве обращаются к историческим корням

Grazia
Открыть в приложении