Не бояться ошибок, трудностей, мыслить глобально и идти впереди рынка

ЭкспертБизнес

Мировой рецепт с российским корнем

Не бояться ошибок, трудностей, мыслить глобально и идти впереди рынка. Опираясь на эти принципы, российские основатели стартапов меняют технологический ландшафт

Ирина Перечнева

«В 2015 году наша инициативная группа сделала несколько проектов на основе искусственного интеллекта. Сначала у нас получилась платформа для роботизации коммуникаций внутри компании Autofaq.ai. Эта система помогает свести всю коммуникацию с клиентами, сотрудниками в один интерфейс, подключить чат-боты — таким образом можно заменить рутинные операции, которые делает человек, снять нагрузку с операторов. Этим продуктом пользуются крупнейшие банки, ритейлеры» — так начинает рассказ об истории своего стартапа Владислав Беляев.

В ходе исследования АЦ «Эксперт» провел 19 глубинных интервью с основателями стартапов мирового уровня, имеющих российское образование. Большая часть их проектов представляет собой платформы на основе искусственного интеллекта и больших данных. Наши респонденты вывели на рынок два десятка сервисов и продуктов для жизни и бизнеса.

От шутки до науки

Истоки появления такого рода идей весьма разнообразны. Довольно часто стартапы рождаются в результате стечения случайных обстоятельств. Именно так появился Yorso — SaaS-платформа управления цепочкой поставок для рыбной промышленности и морепродуктов. «Моя супруга преподает английский, и один из ее учеников постоянно жаловался на отсутствие автоматизации торговли морепродуктами на международном рынке, — вспоминает сооснователь этого стартапа Антон Трантин. — Мы познакомились и увидели, что есть поле для сотрудничества: у предпринимателя есть интерес и ресурсы, а я могу написать практически любую программу».

Идея Ольги Флер, основателя платформы Meet for Charity для сбора средств благотворительных фондов, началась с шутки: «Я занимаюсь благотворительностью, и мне необходимо было собрать деньги на праздник для детей с ограниченными возможностями. Я в шутку разместила фото подруги на платформе Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и написала, что это благотворительное свидание, а победит и получит встречу с прекрасной девушкой тот, кто сделает самую большую ставку. Неожиданно нам начали писать люди с желанием установить бизнес-контакты. И я поняла, что такая модель может работать».

Другого участника нашего исследования, Сергея Дмитриченко, к идее стартапа привела практика: «В 2011 году я открыл рекрутинговое агентство GMS по подбору ИT-специалистов. Через полтора года мы поняли, что у нас самих есть потребность в людях, и оказалось, что поиск кандидатов на самом деле съедает больше половины времени рекрутера. Нужна автоматизация. Так появилась платформа AmazingHiring. Наша система анализирует данные с десятков различных публичных сайтов, включая профессиональные ресурсы для разработчиков, ИT-специалистов. На основе этих данных строятся профили людей, которые доступны для поиска. Сейчас продуктом пользуются технологические компании по всему миру, и значительная часть выручки формируется за пределами России».

Основатель проекта службы взыскания долгов в США Левон Брутян шесть лет руководил российским подразделением международной компании, которая занималась управлением кредитными рисками для бизнеса, и пришел к следующему выводу: «Весь негативный фон коллекторской деятельности связан с тем, что коллекторы используют только одну модель работы. У меня появилась гипотеза: можно путем получения и обработки больших данных больше узнавать о конечном должнике и выстраивать разные стратегии коммуникации. Мы с моим партнером попробовали эту идею реализовать в США, где медицинские учреждения в связи со спецификой страховой системы недополучают выручку от потребителей, а мы помогаем поставщикам медицинских услуг улучшать сбор медицинских счетов».

Три истории из нашей выборки показывают, в каких случаях из научных изысканий в университетах появляются продукты и сервисы. Стартап Виталия Булатова dczd.tech (децентрализованная система контроля трафика для автономных роботов) рождался как исследовательский проект в Университете ИТМО: «Мы начинали его вместе с профессором робототехники Александром Капитоновым и Сергеем Ланшаковым. Рынок робототехники сильно развивался, но в основном применения были ограничены внутренними решениями, а есть уже запрос на коммуникации автономных систем. К примеру, робот доставляет клиенту заказанную еду, и нужно организовать оплату. При этом на пути к заказчику роботу нужно проложить маршрут, возможно, где-то оплатить парковку». У стартапа уже есть первые продажи, но пока в тестовом режиме: по словам Виталия Булатова, это связано с тем, что клиенты хотят протестировать продукт, обучить персонал, и на это уходит от шести до двенадцати месяцев — роботы все еще новое явление, и люди пока не знают, как масштабно их применять.

«Интерес к роботам у меня был еще с университета, — рассказывает основатель компании Marvelmind Максим Третьяков. — На определенном этапе нам захотелось сделать сложных автономных роботов. Но мы столкнулись с тем, что в любых автономных роботах нужна навигация, а готового решения нет, и мы сделали свою собственную систему навигации, включая сенсоры и маяки. И тем самым нашли решение для одного из самых главных элементов робота — его способности позиционироваться в помещениях. Сейчас мы выпускаем навигацию для других роботов. Этот законченный элемент используют компании более чем в пятидесяти странах. Наша GPS — самая точная коммерчески доступная система в мире внутри помещений».

Олег Демидов и его партнер Алексей Панев учились на мехмате МГУ, оба защищали кандидатские диссертации по теме навигации. И именно это стало первым шагом к созданию стартапа Navigine — платформы для разработчиков (SDK) навигации внутри помещений на базе мобильных устройств. «Наша платформа включает в себя возможности геолокационного анализа перемещений посетителей, сотрудников, а также активов и техники с помощью технологии биконов (маячков)», — рассказывает Олег Демидов. По его словам, в России этот рынок пока узкий, но партнеры с 2015 года успешно продают свой продукт в других странах. Запускался этот проект на собственные средства и грант от Фонда Бортника, а с 2014 года компания начала привлекать инвестиции от бизнес-ангелов, российских и западных венчурных фондов.

На деньги и без них

В целом на собственные средства была запущена треть стартапов, основанных нашими респондентами. «В первый год мы занимались этим проектом вообще без финансирования, просто в свободное от работы время, — рассказывает Евгений Чернов, основатель проекта NAIVE Software Inc. (автоматический видеоредактор на основе технологии компьютерного зрения, нейросеть для монтажа). — Через год мы привлекли частного инвестора в России с объемом инвестиций 250 тысяч долларов. И спустя еще год привлекли еще 250 тыс. долларов от частных инвесторов из США и России».

Первые шаги стартапа Ефима Колодкина BASH Today по созданию маркетплейса площадок для мероприятий тоже были сделаны на свои источники, компания уже через год получила первую выручку и вышла на оборот порядка пяти миллионов рублей, затем основатели привлекли инвестиции от бизнес-ангела на платформе Starttrack, а в конце 2018 года стартап прошел отбор акселератора Сбербанка и 500 Startups.

Бизнес-модель многих стартапов позволяет довольно быстро генерировать выручку и развиваться без привлечения внешнего финансирования. Так заработала идея Алексея Ермакова — криптоцентричный мобильный банкинг Aximetria. «Сервис объединяет преимущества криптовалют, фиатных денег, систем денежных переводов. В рамках проекта выпущена первая в России криптовалютная карта, которой можно расплачиваться в любом магазине, карта имеет функцию перевода криптовалюты по всему миру по номеру телефона», — рассказывает основатель. По его словам, совокупные расходы на привлечение одного платящего пользователя покрываются генерируемой им выручкой в течение шести месяцев. «Кроме того, мы получили высокий уровень органического трафика, что свидетельствует о доверии клиентов к нашему продукту. Все это позволяет нам утверждать, что в ближайшее время мы выйдем на операционную прибыльность компании», — уверен он.

Основатель Агентства результативного интернет-маркетинга Иван Караджов с партнером тоже начинали проект на собственные средства. «Уже через полгода мы вышли на окупаемость. Для того чтобы создать успешный стартап в нашем сегменте, необходимы компетенции в области источников интернет-трафика и медиапланирования. В целом же совокупность навыков по разделам рекламной методологии позволит строить аналитику и прогнозирование результата», — делится Иван Караджов секретами успеха.

Думай, считай, верь

«Успех выражается не в количестве денег и прибыли, нужно стремиться сделать продукт, который в этом мире что-то изменит», — убежден Владислав Беляев. По мнению Виталия Булатова, рецепт состоятельности технологического проекта не только в хорошей идее, нужно предварительно собрать информацию о рынке, получать и тестировать отзывы, анализировать статистику. «Не стоит рассчитывать на мгновенный результат», — предупреждает он.

Дарья Крошкина, создавша я онлайн-платформу для обучения за рубежом со стипендиями и грантами, считает, что ее проект получился, потому что она понимала, с какими инструментами нужно работать, и не боялась экспериментировать. Готовность к экспериментам многие предприниматели относят к числу составляющих успеха технологического проекта. Роман Потемкин вывел на рынок несколько стартапов в финансовой сфере. «Мы с партнерами еще с середины 2000-х начали интересоваться перспективами разработки приложений для мобильных телефонов. Мы уже тогда были убеждены, что будущее за смартфонами и что люди будут общаться, использовать финансовые продукты в основном на мобильных телефонах. Правда, банкиры на разных конференциях говорили: мол, нас вполне устраивает мобильная версия интернет-банка, кому нужны ваши нативные приложения? Но жизнь показала, что наша гипотеза была верна. Все наши идеи превратились в продукты, потому что мы всегда шли впереди рынка, нам всегда было интересно делать что-то новое», — формулирует предприниматель свой рецепт.

Вячеслав Козловский считает, что для технологического стартапа главное — качество воплощения идеи и команда: «Если два этих фактора есть, деньги найдутся и продукт будет отличный. Конечно, нужна хорошая упаковка, лично я сам слежу за тем, чтобы у нас был удобный и функциональный дизайн сайта. Это тоже очень важное условие сервиса, построенного на платформе». Вячеслав Козловский создал в Австралии сервис Evee — платформу аренды электромобилей. «Когда Тesla представила свои автомобили на рынке, стало очевидно, что для большинства людей они будут недоступны, но интерес к такой технике огромный. При этом по статистике девяносто пять процентов времени электромобиль его владелец не использует. И мы подумали: почему бы не дать огромному количеству автолюбителей возможность почувствовать, что такое езда на электромобиле?» — формулирует предприниматель суть идеи.

Сделки на платформе пошли почти сразу после запуска, и в первый год основатели увидели колоссальный рост. Но потом они столкнулись с проблемой оформления страховки, которую удалось решить только полгода назад: «Наш проект состоялся, и идея отличная, но очень многое зависит от технических деталей. И только вера и упорство позволяют нам продолжать расти. Думаю, в технологическом стартапе главный фактор успеха — это еще и психологические качества основателей, желание и умение продолжать проект, несмотря на трудности».

По мнению Олега Демидова, сегодня в поиске идей для технологического проекта нужно ориентироваться на уникальность продукта и при этим изначально мыслить глобально: «Ориентир на местный рынок, пожалуй, первая ошибка основателей стартапов, сам по себе российский рынок не маленький, но на нем очень сложно реализовать большой венчурный проект. Этим можно сильно ограничить рост бизнеса».

Довольно многие наши респонденты говорят о навыках коммуникации. Евгения Смородникова основала несколько проектов и сейчас работает над созданием приложения для управления стрессом, которое помогает активно работающим людям настраивать свой режим жизни таким образом, чтобы все успевать и хорошо себя чувствовать. По ее мнению, кроме компетенций в планировании и ведении бизнеса основателю стартапа нужно уметь общаться и договариваться с людьми.

При этом почти все основатели рекомендуют правильно относиться к ошибкам. В технологическом предпринимательстве ошибка в проекте — это не крах всего, а шаг к следующей новации. Например, Александр Телегин участвовал в качестве разработчика в проекте своего друга по созданию централизованной платформы отзывов Ventuary. «Мы хотели сделать независимую систему рейтинга на основе технологии блокчейн, которую можно применять при оценке любых видов услуг. Но поиск инвесторов на конференциях в Калифорнии показал, что на рынке блокчейн-проектов наступает затишье и инвесторы не готовы вкладываться в новые проекты», — вспоминает он. В итоге под тем же самым брендом партнер Телегина решил заниматься обучением технологиям, а сам Александр вышел из проекта и начал разрабатывать образовательный портал Drillt.

Антон Зрящев придумал весьма необычное решение — умные часы Glance. Кроме времени они показывают календарь, погоду и различные уведомления. «В итоге идея завершилась привлеченными инвестициями на полмиллиона долларов, мы вышли на объем продаж в миллион долларов. Но нам не удалось сделать продукт массовым. Чтобы выйти на индустриальный уровень, необходим большой капитал, и этот капитал как раз не удалось привлечь. Но в итоге мы нашли покупателя на проект, — рассказывает основатель. — Наш опыт научил нас многому. Я уверен: идея была придумана и представлена рынку вовремя, но мы в неправильное время начали искать инвестиции».

У Антона Зрящева несколько дипломов о высшем образовании: радиотехнический факультет, математические методы в экономике Самарского аэрокосмического университета, а кроме того, он закончил президентскую программу подготовки высших управленческих кадров, прошел стажировку в Голландии в Университете бизнеса. Имея опыт основателя, он формулирует контуры предпринимательского трека так: «Я считаю, что бизнес-школы прививают дисциплину, навыки выстраивания взаимоотношений с партнерами, отношение к финансам, структурированию сделок. На мой взгляд, имеет смысл учиться предпринимательству, когда уже возникла необходимость применительно к конкретному проекту. Но базу для технологического предпринимательства закладывает университет. Там должны быть новые оснащенные лаборатории, в которых для студентов могут создавать первые проекты и учиться их коммерциализации. И конечно, нужно приглашать в университеты известных и успешных предпринимателей. Гарвард, Стэнфорд постоянно приглашают своих выпускников. Это правильная практика. Я думаю, общение с известными и успешными предпринимателями студентов сильно вдохновляет».

Дарья Трофимова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рапс вместо меда Рапс вместо меда

По всей России массово гибнут пчелы от химикатов для обработки полей

Эксперт
Какие Apple Watch купить сейчас: муки выбора Какие Apple Watch купить сейчас: муки выбора

Что выбрать между последним и предпоследним вариантами Apple Watch?

Популярная механика
Мистер Рико Мистер Рико

Как Пуэрто-Рико стал пристанищем для миллионеров

GQ
Дома тепло: как эффективно обогреть помещение Дома тепло: как эффективно обогреть помещение

Переждать зиму будет проще, если в доме тепло

Популярная механика
Наш путь — новая индустриализация Наш путь — новая индустриализация

Ситуация в мире требует технологической независимости в области микроэлектроники

Эксперт
Ледяные дороги Байкала: экстремальное путешествие Ледяные дороги Байкала: экстремальное путешествие

На Байкале есть такая профессия – ледовый капитан

Популярная механика
Задушат защитой Задушат защитой

Законопроект, инициированный ЦБ, призван защитить инвесторов-физлиц

Эксперт
Дорогая улыбка Дорогая улыбка

Тамаз Мчедлидзе создал крупнейшую в России стоматологическую сеть

Forbes
Айс-рекорд Айс-рекорд

Как Валдис Пельш с командой раскопал заброшенные полярные станции

Вокруг света
«Мы с женой ссорились»: Михаил Галустян рассказал о проблемах в личной жизни «Мы с женой ссорились»: Михаил Галустян рассказал о проблемах в личной жизни

Михаил Галустян рассказал о своей семье, где растут двое дочерей

Cosmopolitan
Как выбрать свою первую электрогитару Как выбрать свою первую электрогитару

MAXIM выведал у главного гитарного эксперта России все хитрости

Maxim
Обзор видеорегистратора Neoline G-TECH X74: видеть всё Обзор видеорегистратора Neoline G-TECH X74: видеть всё

Тестируем одно из устройств среднего ценового диапазона с магнитным креплением

CHIP
Экономическое чудо Дагестана: Росстат обнаружил у местных предпринимателей выручку в три раза выше, чем в Москве Экономическое чудо Дагестана: Росстат обнаружил у местных предпринимателей выручку в три раза выше, чем в Москве

Выручка ИП в Дагестане в 2018 г. — 19,6 млн рублей, а в Москве — 6,4 млн рублей

Forbes
Для вас старались Для вас старались

Как мужчины приходят в женские бренды косметики и парфюмерии

Glamour
Как сделать мозг еще умнее? Как сделать мозг еще умнее?

Возможно, вы удивитесь, но активизировать работу мозга можно в любом возрасте

Домашний Очаг
Что я в нем нашла? Что я в нем нашла?

Внешность не главное, первое впечатление обманчиво — все уяснили еще в детстве

Добрые советы
Владелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы: Наш народ не может забыть 1917-й, поэтому в России почти нет династического бизнеса Владелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы: Наш народ не может забыть 1917-й, поэтому в России почти нет династического бизнеса

Юнис Теймурханлы — о привычках его гостей и различиями между японцами и русскими

СНОБ
Генеральный директор Breitling — об имидже, капсулах и завоевании рынка Генеральный директор Breitling — об имидже, капсулах и завоевании рынка

Почему генеральный директор Breitling отказался от участия в Baselworld

РБК
Клеевые пистолеты: выбираем лучшую модель для дома Клеевые пистолеты: выбираем лучшую модель для дома

Клеевой пистолет – это универсальный инструмент для склейки деталей

CHIP
Мнительность: почему мне кажется, что со мной что-то не так? Мнительность: почему мне кажется, что со мной что-то не так?

Как избавиться от хронической мнительности и перестать болеть?

Psychologies
Самая коварная ловушка. Миллиардер Рыбаков о своей формуле успеха Самая коварная ловушка. Миллиардер Рыбаков о своей формуле успеха

Российский миллиардер Игорь Рыбаков размышляет о феномене успеха в бизнесе

Forbes
«Прощай, моя куколка»: как Ален Делон пережил смерть возлюбленной Роми Шнайдер «Прощай, моя куколка»: как Ален Делон пережил смерть возлюбленной Роми Шнайдер

Они понимали какими болезненными могут быть поцелуи

Cosmopolitan
Кризисное управление Кризисное управление

О плавании первой русской антарктической экспедиции 1819–1821 годов

Вокруг света
От Blower до лимузина королевы: самые важные автомобили марки Bentley От Blower до лимузина королевы: самые важные автомобили марки Bentley

Ключевые модели 100-летней истории марки Bentley

РБК
Венера в Скорпионе: наступает самое «горячее» время в году Венера в Скорпионе: наступает самое «горячее» время в году

Рассказываем самое интересное для каждого знака зодиака

Cosmopolitan
Как выбрать электрорубанок: профессиональные советы от CHIP Как выбрать электрорубанок: профессиональные советы от CHIP

Как выбрать электрический рубанок для дома, недорогой и хороший по качеству

CHIP
Как Siri помогает нам в повседневной жизни Как Siri помогает нам в повседневной жизни

Книга журналиста Брайана Мерчанта вошла в шорт-лист премии «Книги года»

СНОБ
Молоко: pro et contra Молоко: pro et contra

Всё чаще приходится слышать, что для взрослых молоко – продукт вредный

Худеем правильно
Как изменится жизнь автомобилистов: +10 км/ч, штрафы, новые правила Как изменится жизнь автомобилистов: +10 км/ч, штрафы, новые правила

Автомобилистов ждет множество изменений

РБК
История Фреда Роджерса, легендарного телеведущего, — в очерке Esquire, по которому сняли фильм с Томом Хэнксом История Фреда Роджерса, легендарного телеведущего, — в очерке Esquire, по которому сняли фильм с Томом Хэнксом

Фред Роджерс — самый популярный телеведущий США

Esquire
Открыть в приложении