Как правильно и неправильно хвалить детей
Ваш дошкольник нарисовал ваш портрет. Ну как портрет — больше похоже на крекер. «Ух ты! — должно быть, тут же готовы воскликнуть вы. — Да ты настоящий художник!» Прежде чем эти слова сорвутся с губ, на секунду задумайтесь о том, что собираетесь сказать. Правильная похвала осчастливит маленького художника и будет мотивировать и дальше усердно трудиться, но если подобрать слова неправильно, можно только навредить малышу: убить на корню его мотивацию, повредить самооценке или даже превратить в нарцисса.
«Мы привыкли считать, что похвала — штука полезная, — размышляет психолог и специалист по развитию Шэннон Зентолл. — Однако, отмечая преимущественно врожденные способности ребенка — например, говоря «ты умный» вместо «тебе здорово дается математика», — мы можем ему навредить». Такое отношение предполагает, что эти «хорошие» качества — главное в его личности. Когда мы хвалим детей за то, какие они, они хуже переживают неудачи и начинают предпочитать легкие задачи тяжелым, поскольку любой промах может угрожать их идентичности.
А еще так дети начинают концентрироваться на потенциальных ошибках. Зентолл и ее коллега Брэдли Моррис провели исследование с применением технологии отслеживания движения глаз. Оказалось, что дети, которых хвалили за то, какие они («ты хороший художник»), преимущественно фокусировались на ошибках в рисовании. Это вполне согласуется с предложенными психологом Кэрол Дуэк теориями мышления. По мнению Дуэк, фиксированное мышление — вера, что наши способности врожденные и не меняются, — ограничивает наши возможности личного прогресса.