Лучше мельче, да лучше
В процессе борьбы за экологию российская компания осваивает новую для страны технологию обогащения руд цветных металлов
Озерная горнорудная компания, осваивающая крупное месторождение полиметаллических руд в Бурятии, получила девять миллиардов рублей от ВЭБ.ДВ (бывший Фонд развития Дальнего Востока и Арктики). Это один из крупнейших проектов, профинансированных фондом. Как нам сообщили в ВЭБ.ДВ, средства предоставлены единым траншем на десять лет под 2% годовых.
Второй заход
Озерное месторождение входит в десятку лучших мировых цинковых месторождений по объемам запасов и качеству руды. Помимо цинка в руде содержится свинец, кадмий и серебро. Содержание металлов в руде — 6,16% цинка, 1,2% свинца, запасы серебра оцениваются в 4500 тонн. Несмотря на то что Озерное месторождение было открыто еще в 1960-е, к его освоению долго не приступали. В 2010 году за его разработку взялась компания «Металлы Восточной Сибири», входящая в группу «Метрополь» Михаила Слипенчука. Предполагалось, что к 2017 году на месторождении будет построен ГОК, где будет перерабатываться 8 млн тонн руды в год. На выходе — 880 тыс. тонн цинкового концентрата и 108 тыс. тонн свинцового.
Но планы не осуществились: к 2019 году на месторождении появлялись лишь отдельные объекты инфраструктуры и были проведены вскрышные работы в объеме порядка одного миллиона тонн. Так что весной этого же года Озерная горнорудная компания (ОГК), созданная под этот проект, выкупила лицензию. А уже в сентябре на Восточном экономическом форуме ОГК подписала соглашение с банком ВТБ о предоставлении кредита в размере более 70 млрд рублей. Со стороны компании документ подписал председатель совета директор Владислав Свиблов. Ранее он работал в компании ПИК, и это дало повод для разговоров о том, что Сергей Гордеев, президент и мажоритарный акционер этого девелопера, тоже имеет долю в ОГК. Однако в интервью «Интерфаксу» Свиблов рассказал, что Гордеев интересовался этим проектом, но отказался от участия в нем.
Как нам сообщили в ОГК, взаимодействие с ВТБ в рамках подписанного соглашения продолжается.
В свою очередь в ВЭБ.ДВ рассказали, что проект строительства ГОКа на базе полиметаллических руд месторождения Озерное признан приоритетным для финансирования из средств ВЭБ. ДВ президиумом правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока. И отметили, что проект предполагает организацию крупнейшего в России производства цинкового концентрата, позволяющего создать более 1400 рабочих мест, и что за десять лет прирост ВРП составит более 125 млрд рублей, а Республика Бурятия получит более 16 млрд рублей дополнительных налоговых поступлений.
Без яда
Проект строительства ГОКа, который реализует ОГК, предполагает, что здесь будет перерабатываться 6 млн тонн руды в год. Товарная продукция — свинцовый концентрат с содержанием свинца не менее 50% в объеме 81 тыс. тонн в год и цинковый концентрат с содержанием цинка не менее 53% в объеме 631 тыс. тонн в год.
При этом обогащение руды на ГОКе будет проводиться без использования цианидов, что существенно улучшает экологию проекта.
В течение последних двух лет компания провела технологические испытания и разработала новый технологический регламент, который предусматривает использование бесцианидной технологии с ультратонким измельчением черновых концентратов.
По словам Станислава Лучицкого, заместителя генерального директора Озерной горнорудной компании, аналогов такой фабрики в мире нет.
Он считает, что сравнивать капитальные затраты на внедрение цианидной и бесцианидной технологии довольно сложно ввиду разного аппаратурного оформления и разных технологических процессов.
Но компании, судя по всему, удалось уложиться в смету. «С одной стороны, в бесцианидной технологии для достижения требуемых параметров извлечения металлов мы вынуждены применять ультратонкое измельчение в мельницах типа IsaMill, но при этом мы смогли заменить стандартные флотомашины на более производительные и скоростные Jameson Cell, — объясняет Станислав Лучицкий. — Это изменение позволило более чем на 30 процентов уменьшить габаритные размеры фабрики и упростить трубную и электрическую обвязку отделения флотации. С другой стороны, при цианидной технологии нам не нужны были бы эти нововведения, зато потребовалось бы дорогостоящее оборудование для цианирования, предполагающее в том числе использование дополнительного оборудования как для утилизации ядовитых испарений, так и для нейтрализации сбросных растворов, содержащих цианиды. Таким образом, мы спроектировали самую современную хайтек-фабрику, обеспечивающую лучшие мировые экологические стандарты и наиболее высокие показатели по извлечению металлов и качеству товарной продукции, при этом не увеличивая планируемые капитальные затраты».
По словам Николая Дубова, экс-представителя Glencore Technology в СНГ, цианидная технология обогащения руд цветных металлов Озерного месторождения была разработана еще во времена СССР, поскольку руды этого месторождения относятся к труднообогатимым. Однако с тех пор многое изменилось, в том числе технологии обогащения и металлургии, но, что важнее, изменились требования к конечному продукту: появились потребители — металлургические предприятия, готовые массово принимать, например, свинцово-серебряный концентрат и разделять его на разные металлы в своем технологическом процессе. Поэтому гидрометаллургическая технология, которую разработал ВНИИцветмет, заменена на технологию, в основе которой лежит флотация и цианиды не применяются.
«Это принципиально иная технология, — объясняет Николай Дубов, — она включает в себя флотацию и ультратонкое измельчение, что для цветной металлургии России новое решение».
Пока только концентрат
Проектирование и строительство ГОКа проводится подрядными организациями «АйДи Инжиниринг» и «ИстКонТех». Уже выбраны основные поставщики технологического оборудования — компании Weir Minerals и Engineering Dobersek и их основные субпоставщики — ThyssenKrupp и Glencore.
Как говорят в ОГК, у российских производителей еще нет достаточного опыта и возможностей для создания технологического оборудования такой производительности и сложности, поэтому пока закупается импортное оборудование. Российское же оборудование в основном будет представлено в инфраструктурных объектах ГОКа. Это конвейерные тракты, питатели, системы электро- и теплоснабжения, системы вентиляции и канализационной очистки, насосные станции подачи технической воды на ГОК. Доля российского оборудования в денежном выражении составляет порядка 15%.
Что касается сбыта готовой продукции — концентрата, то здесь компания пока не готова отойти от схемы, которая предполагает ее продажу на экспорт без следующего передела — производства товарных металлов (см. «Можем только копать», «Эксперт» № 10 за 2020 год). Основные потребители — крупные металлургические предприятия стран Азиатско-Тихоокеанского региона: КНР, Республика Корея, Япония. Рассматривается также возможность поставки концентрата для предприятий Казахстана.
Как говорят в компании, строительство металлургического передела только для руд Озерного месторождения признано нецелесообразным, поскольку требует высоких капитальных затрат как на сам технологический передел, включая обеспечение его энергоснабжением, так и на передел утилизации серы, в большом количестве содержащейся в товарных концентратах.
«При этом мы рассматриваем перспективу организации металлургического хаба для комплексной переработки полиметаллических концентратов с нескольких месторождений Забайкальского края, в том числе с возможностью частичной переработки концентратов Озерного месторождения, — говорит Станислав Лучицкий. — Но пока этот проект находится в концептуальной фазе, и говорить о его реализуемости в обозримом будущем преждевременно».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl