Голодные нормы
Как зимой 1930 года архангельские коммунисты собирались принимать и кормить раскулаченных в Северном крае.

90 лет назад на бескрайних просторах Советского Союза разворачивалась трагедия сотен тысяч раскулаченных крестьян и членов их семей — ограбленных хлеборобов, по воле руководителей большевистской партии лишённых домов и имущества, депортированных из родных сёл, деревень и станиц в отдалённые места, непригодные для человеческого существования.
В соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) (члены: К. Е. Ворошилов, М. И. Калинин, В. В. Куйбышев, В. М. Молотов, А. И. Рыков, Я. Э. Рудзутак, И. В. Сталин, М. П. Томский; кандидаты: А. А. Андреев, Л. М. Каганович, С. М. Киров, С. В. Косиор, А. И. Микоян, Г. И. Петровский, В. Я. Чубарь) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» от 30 января 1930 года, контингент раскулаченных подразделялся на три категории. По первой категории («контрреволюционный кулацкий актив») предполагалось этапировать в концлагеря, а в отдельных случаях расстрелять — примерно 60 тысяч человек, по второй («остальные элементы кулацкого актива») — выслать в отдалённые местности СССР более 150 тысяч человек. Раскулаченных по третьей категории оставляли на местожительство в своих районах, но расселяли за пределами колхозов. Сопротивление коллективизации требовалось ломать жестоко и беспощадно. «Нельзя строить социализм, имея бандитские выступления и восстания среди крестьян», — заявлял генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин.
Однако реальные цифры репрессий превзошли установленные лимиты.

По подсчётам доктора исторических наук Николая Ивницкого, суммарно большевики раскулачили как минимум миллион крестьянских хозяйств (с общим населением не менее пяти-шести миллионов), а за десять предвоенных лет высылкам из родных мест подверглись около четырёх миллионов человек, включая освободившихся из тюрем и лагерей и затем направленных в спецпосёлки. Более 2,1 миллиона раскулаченных большевики депортировали в 1930–1933 годах. Им разрешалось взять с собой лишь «самые необходимые предметы домашнего обихода,