Служба одного окна: как россияне создали компанию SEMrush и готовятся к IPO в Нью-Йорке, которое может сделать их миллиардерами
Основанная россиянами ИТ-компания SEMRush намерена привлечь до $270 млн на IPO, которое она хочет провести на Нью-Йоркской фондовой бирже. Forbes рассказывает об этой компании
Основанная россиянами ИТ-компания SEMrush намерена провести IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже. Компания рассчитывает привлечь $235–269 млн без учета опциона организаторам размещения, среди которых инвестбанки Goldman Sachs, J.P. Morgan, Jefferies и KeyBanc Capital Markets. Если IPO пройдет по нижней границе в $14 за акцию, то вся компания будет оценена в $1,96 млрд.
SEMrush основали в 2008 году в Санкт-Петербурге Олег Щеголев и Дмитрий Мельников. Сейчас им по 40 лет.
Компания презентует себя как «сервис конкурентной разведки для профессионалов интернет-маркетинга». Проще говоря, SEMrush разработала софт, который позволяет продвигать сайты, собирать данные о поисковых запросах, трафике, упоминаемости брендов и т.д. Щеголев рассказывал, что они занимаются SEO или поисковой оптимизацией с 2000 года. В 2007 году им для внутренних нужд понадобилась новая аналитика, которая позволяла бы отследить рост конкурентов в интернете. Они разработали такое решение для себя, но выяснилось, что оно интересно их друзьям и знакомым. Тогда продукт решили сделали общедоступным — так появилась SEMrush.
SEMrush начала работу в разгар финансового кризиса 2007–2008 годов. «Было нелегко, — рассказывал позднее Мельников. — Я понятия не имел, что всего через десять лет мы возглавим международную компанию с 500 сотрудниками и более чем 2 млн пользователей».
Первых клиентов искали среди друзей из ИТ-индустрии. Им предлагали бесплатно пользоваться продуктом и оплачивать дополнительные расходы. «Бизнес-модель freemium (от англ. free — «бесплатный» и англ. «premium» — бизнес-модель, которая заключается в предложении воспользоваться программным продуктом, онлайн-сервисом или услугой бесплатно, в то время как расширенная/улучшенная/премиум версия продукта, его дополнительная функциональность/сервисы/продукты предлагаются за дополнительную плату. — Forbes), которая к тому времени существовала довольно давно, не пользовалась большой популярностью, но мы решили ее придерживаться. <...> Это сработало», — рассказывал Щеголев. Сейчас сервис монетизируется за счет подписок, говорится в опубликованном проспекте эмиссии. Месячная подписка на продукт стоит $119,95 до $449,95 в месяц, или от $1199 до $4499 в год.