Спрос на российский транзит обернулся кошмаром для транспортной инфраструктуры

ЭкспертБизнес

Корабли пошли по суше

Резко возросший спрос на российский сухопутный транзит из Азии в Европу обернулся кошмаром для дальневосточной транспортной инфраструктуры, которая сегодня парализована наплывом китайских контейнеров. Власти региона в ручном режиме срочно решают проблему с перебоями в доставке жизненно важных товаров в канун зимы

Алексей Грамматчиков

Фото Юрий Смитюк/ТАСС

Жители дальневосточных регионов бьют тревогу: в канун надвигающихся суровых зимних холодов резко подскочили цены на важные повседневные товары, а некоторые из них начали исчезать с полок магазинов. Люди в социальных сетях пишут, что в их регионах образовался дефицит строительной материалов, бытовой электроники, стало трудно купить овощи, мясо, рыбу, молоко и другие продукты первой необходимости. Сводки с мест говорят о том, что, например, в Провиденском городском округе Чукотки с населением в три с половиной тысячи человек пропал картофель, в Певеке и Билибино трудно купить мясо, лук, морковь, крупы. «Заканчивается картофель, подходит к концу свинина, баранины нет, рыбы почти нет, нам реально страшно за свое здоровье и здоровье наших детей», — пишет в открытой петиции на Change.org на имя президента Путина жительница Чукотки Светлана Карева.

Люди заговорили о «морской блокаде» и начали вспоминать «лихие девяностые». Но тогда причина заключалась в нехватке товаров, сейчас же проблему создал их избыток. Пандемия кардинальным образом изменила мировые логистические цепочки, и российский транзитный коридор для доставки грузов из Азии в Европу неожиданно стал самым привлекательным, в первую очередь для китайских экспортеров. Хлынувшие в дальневосточные порты контейнеры парализовали их работу, порты затоварены грузами, возник огромный дефицит железнодорожного и автотранспорта, стоимость внутрирегиональных сухопутных перевозок возросла в несколько раз. «Ситуация в портах Дальнего Востока ухудшилась, инфраструктура уже не справляется с обработкой всего существующего объема грузов, — констатирует Владислав Мартин, руководитель отдела железнодорожных перевозок регионов ЕС и Китая международной транспортно-логистической группы компаний AsstrA. — Из-за большой загруженности порта Восточный, например, международная морская линия CMA CGM больше не принимает бронирование на доставку контейнеров в этот терминал. Но выбора особо нет. На данный момент доступно лишь несколько вариантов отправок дорогая морская транспортировка из Юго-Восточной Азии в Санкт-Петербург либо более дешевая по железной дороге или морю через порты Дальнего Востока. Но во втором случае есть риск, что грузы застрянут: с учетом того, что приоритет отдается транзитным сервисам в направлении Европы, задержки на этой линии очень большие».

Опрошенный нами средний и крупный бизнес (см. «Труднее всего с рыбой и стройматериалами»), как и губернатор Камчатского края Владимир Солодов (см. «Приоритет — внутренним поставкам») пока спокойно оценивает ситуацию, но признает, что проблема есть и для того, чтобы она не затянулась надолго, нужно принять системные меры на федеральном уровне по организации логистики в регионе.

Основные маршруты экспорта-импорта из КНР в западном направлении

Основные морские порты Дальневосточного федерального округа по объему перевалки грузов (тыс. тонн)

На абордаж морской логистики

Сложившаяся на Дальнем Востоке ситуация — результат жестких изменений в мировой логистике за последний год. Самый распространенный тип глобальных перевозок — морской — нешуточно штормит: сначала спад, потом резкий взлет спроса на транспортировку некоторых видов товаров, карантинные ограничения, нехватка контейнеров, потом еще в придачу происшествие с севшим на мель в Суэцком канале сухогрузом Evergreen (см. «Пандемия, китайский фактор и суэцкий кризис», «Эксперт» № 15 за 2021 год). Все это привело к тому, что цены на перевозку грузов судами взлетели до заоблачных отметок: по данным мирового контейнерного индекса (WCI, World Container Index), публикуемого международным аналитическим агентством Drewry, если в феврале 2020 года средняя цена на морские контейнерные перевозки составляла 1500 долларов за один FEU (стандартный большой 40-футовый контейнер), то в октябре текущего года она увеличилась более чем в шесть с половиной раз, до 10 с лишним тысяч долларов за контейнер. При этом на наиболее популярных маршрутах, например Шанхай — Роттердам, цена перевозки одного FEU сейчас стоит еще дороже — порядка 14 тыс. долларов.

Ежедневно у подъездов к китайской границе скапливаются многокилометровые пробки в 300 автомобилей и более. Фото Юрий Смитюк/ТАСС

Взлетевшие цены на морской фрахт оказались в последние месяцы в среднем на 20–30% выше расценок на доставку такого же груза, но по суше — по железной дороге по территории России. И логистические компании ринулись в акватории дальневосточных морских портов, чтобы осуществить мультимодальную транспортную операцию: перегрузить доставленный туда морем груз на железную дорогу и доставить его в Европу. «Что произошло? Во-первых, в связи с нарушениями в логистических цепочках в пандемию резко выросла стоимость фрахта. Коммерческие компании, следуя ценовой конъюнктуре, переставили суда на более выгодные маршруты — между азиатскими портами и портами Дальнего Востока — с тем, чтобы перебрасывать подорожавшие контейнеры из Азии в Европу не морем, а по железной дороге, — объясняет министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. — Из-за этого на рынке оказалось гораздо меньше судов для того, чтобы доставлять внутрироссийские каботажные грузы. Во-вторых, порты стали не справляться с повышенной нагрузкой, с потоком товаров, в том числе, в связи с карантинными мерами, в портах стали скапливаться грузы».

Впрочем, стоит отметить, что взлет спроса на услуги российского транспортного коридора случился не этой осенью. Развитие грузооборота здесь шло поступательно с начала пандемии: в частности, по официальным данным РЖД, транзитные перевозки контейнеров по сети компании в 2020 году выросли на 61%, с 347 тыс. до 561 тыс. контейнеров TEU (стандартных 20-футовых контейнеров). А только за первое полугодие текущего года грузооборот российской железной дороги уже перешагнул показатели всего 2019 года с объемом в 360 тыс. TEU.

На росте грузопотока неплохо зарабатывают и логистические операторы: например, по оценке аналитика Константина Двинского, одна из крупнейших российских логистических компаний «Трансконтейнер» по итогам первого полугодия текущего года получила чистую прибыль в 9,2 млрд рублей, на 54% больше, чем за аналогичный период 2020 года. А компания Fesco за первое полугодие 2021 года заработала 11,37 млрд рублей, на 41,6% больше, чем за первые шесть месяцев прошлого года.

Но предел наращивания грузопотока через дальневосточную территорию должен был наступить. И в октябре случился транспортный коллапс, когда в узкое горлышко транспортной инфраструктуры пытают пропихнуть слишком много груза. По полученной «Экспертом» информации, в общей сложности в дальневосточных портах скопилось почти пять миллионов контейнеров TEU с разного рода товарами. Из них социально значимыми признаны около 500 TEU, и, помимо этого, порядка 10 тыс. тонн других грузов в упаковке (так называемых генеральных грузов) застряло в направлении портов Чукотки, Сахалина и Камчатки.

Представители дальневосточных портовых компаний не смогли оперативно прокомментировать нам причину столь значимого затоваривания. Но, например, специалисты Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» указывают на острый дефицит так называемых фитинговых платформ, которые позволяют оперативно отгружать контейнеры из портовых складов на железную дорогу. В том числе из-за их нехватки в портах сейчас выросли стены из ждущих отправку грузов высотой с многоэтажные дома.

Не лучше ситуация обстоит и с автомобильными перевозками, которые в последние месяцы из-за взлетевших цен на морской фрахт тоже оказались выгоднее доставки морем. Здесь бутылочным горлышком стали пограничные переходы, ситуация на которых порой напоминает сцены остросюжетных боевиков. Несущиеся по обочинам, пытающиеся объехать километровые пробки большегрузы, стычки, а иногда и жестокие драки между водителями с приездами скорой помощи и полиции — такие картины сейчас регулярно разворачиваются на автомобильных пограничных переходах ключевых автомобильных магистралей, соединяющих территорию России и Китая. Погранично-таможенная инфраструктура не справляется с наплывом автомобильного грузового транспорта, к тому же власти КНР время от времени ужесточают карантинные меры: они выделяют квоту на число автомобилей, которые имеют право пересекать конкретный пункт, также к водителям могут предъявлять требования в обязательном порядке предоставлять ПЦР-тест. В результате автомобильные подъезды к китайским границам сейчас забиты многокилометровыми пробками. «Ежедневно у подъездов к китайской границе скапливаются многокилометровые пробки в триста и более автомобилей, транспортный кризис налицо, — говорит Андрей Дядя, председатель Объединенной ассоциации грузовых автоперевозчиков и экспедиторов (ОАГАПЭ) из Владивостока. — Главная причина — карантинные меры, которые приняты китайской стороной, но также у нас много нареканий к организации перехода с российской стороны, здесь инфраструктура явно не справляется, отсутствует организация ликвидации длинных очередей. Нам обещали хотя бы сделать электронную запись, например через портал “Госуслуги”, но до сих пор водителям приходится стоять в живой очереди, и, по сути, первым проезжает тот, кто первым приехал к шлагбауму, что очень неудобно и приводит к конфликтным ситуациям. Спрос на автомобильные грузоперевозки на Дальнем Востоке за последние недели взлетел минимум в два-три раза из-за затоваривания портов. Соответственно подскочили и цены: если до пандемии отправить фуру из Китая в Россию стоило в среднем 45 тысяч рублей, то сейчас это стоит 350 тысяч и выше».

График 1. С начала пандемии цена морских перевозок подскочила в 6,5 раз

График 2. За первую половину текущего года перевозки грузов по российской железной дороге из Китая в Европу уже превысили объемы всего 2019 г.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как продать все, не имея ничего Как продать все, не имея ничего

Дропшипперы, сервисные партнеры и селлеры. Кто реально продает на маркетплейсах

Эксперт
Нерадужное будущее: 5 сериалов-антиутопий, правдоподобно показывающих возможные сценарии для человечества Нерадужное будущее: 5 сериалов-антиутопий, правдоподобно показывающих возможные сценарии для человечества

Рассказываем о самых интересных сериалах-фантазиях о ближайшем будущем

Правила жизни
Криптобудущее Криптобудущее

Жизненный цикл цивилизаций и наступающая эпоха свободы

Популярная механика
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Три жизни пламенного мотора Три жизни пламенного мотора

Рынок восстановления автозапчастей в России имеет неплохие перспективы роста

Эксперт
Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров

Отрывок из книги «Время заблуждений» — почему мы верим в ложные убеждения?

Inc.
Поедем на водороде Поедем на водороде

Наиболее эффективен для нас электрический транспорт на водородных элементах

Эксперт
Чем опасны лидеры с уязвимым эго: 7 негативных особенностей Чем опасны лидеры с уязвимым эго: 7 негативных особенностей

Как даже хорошо скрываемая уязвимость мешает принимать верные решения

Psychologies
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли 101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли

«Когда вы правы, вы ничему не учитесь»

Reminder
Стройка в стиле Lego Стройка в стиле Lego

В России резко возрос интерес к модульному домостроению

Эксперт
Роль керамического искусства в интерьере. Художник Никита Макаров — о том, как сформировать коллекцию Роль керамического искусства в интерьере. Художник Никита Макаров — о том, как сформировать коллекцию

Художник Никита Макаров — как прикладное искусство преображает повседневность

СНОБ
«Рост оплаты труда происходит, когда повышается его сложность» «Рост оплаты труда происходит, когда повышается его сложность»

Александр Широв — о производительности труда и о том, как ее считать и повышать

Эксперт
Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится

В чем секрет успеха игры, у которой нет главного – конечной цели?

Цифровой океан
Почем газ для народа? Почем газ для народа?

Для нескольких миллионов семей газификация их жилищ — годами лелеемая мечта

Эксперт
Пасхальная оология Пасхальная оология

Красим яйца вместе с птицами

N+1
Египет и Эфиопия решают судьбу Нила Египет и Эфиопия решают судьбу Нила

К каким последствиям приведет строительство эфиопской плотины

Эксперт
Полина Luxury Girl: интервью о хейтерах, стримах, рыбалке и фильмах для взрослых Полина Luxury Girl: интервью о хейтерах, стримах, рыбалке и фильмах для взрослых

Актриса из фильмов 18+ Полина Марченко — обо всем и сразу

Maxim
Современная химия: где ждать прорывов Современная химия: где ждать прорывов

Фундаментальные разработки в российской химической науке

Эксперт
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
Одному боту известно: как простейший софт помогает абитуриентам поступить Одному боту известно: как простейший софт помогает абитуриентам поступить

Как талантливые абитуриенты перегружают отечественные вузы летом?

Forbes
Сомнительные пошлины Сомнительные пошлины

К чему могут привести ограничения на ввоз российской сельхозпродукции в ЕС

Агроинвестор
Орангутан полечил свою рану листьями лианы Орангутан полечил свою рану листьями лианы

Биологи заметили, как орангутан обрабатывает свою рану с помощью растения

N+1
Чем лабрадор отличается от голден ретривера Чем лабрадор отличается от голден ретривера

Существует ли какая-то существенная разница между лабрадором и голден ретривером

ТехИнсайдер
Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда

Введение CSL112 не приводит к снижению риска инфаркта миокарда

N+1
Кофе или матча? Ваш выбор по утрам многое о вас говорит Кофе или матча? Ваш выбор по утрам многое о вас говорит

Как оказалось, ваша привычка пить кофе или чай утром может многое рассказать вас

ТехИнсайдер
Необратимость: как вернуться к себе, пережив насилие Необратимость: как вернуться к себе, пережив насилие

Что делать, чтобы найти в себе силы жить дальше после пережитого насилия?

Psychologies
На доверии На доверии

Интуитивное питание — очень простой способ выстроить правильные отношения с едой

Лиза
Что такое настоящая дружба и как ее обрести: рассуждения экспертов Что такое настоящая дружба и как ее обрести: рассуждения экспертов

Какую дружбу мы считаем верной и что сделать, чтоб она у нас была?

Psychologies
Френч, Мишальон, Ободников: 5 бестселлеров от непрофессиональных писателей Френч, Мишальон, Ободников: 5 бестселлеров от непрофессиональных писателей

Юрист, журналист, театральная актриса и графиня, которые создали отличные романы

СНОБ
Открыть в приложении